Смекни!
smekni.com

Иммиграционная политика Испании в конце XX - начале XXI веков (стр. 2 из 12)

После принятия в 1985 г. первого современного Закона "О свободах и правах иностранцев"[7] иммиграционное законодательство в Испании постоянно обновляется и корректируется, ставя своей целью упорядочить пребывание переселенцев в стране. Законодательство признает равенство многих прав и свобод легальных иммигрантов с коренным населением. Переселенцам предоставляется, в частности, право на жилище, защиту семьи, образование, гарантируются юридические услуги, защита прав малолетних, право на забастовку (хотя и ограниченное). Официально признаются различные общественные организации в защиту иммигрантов. Вместе с тем иностранцы, приехавшие из стран, не являющихся членами ЕС, не имели права участвовать в выборах. [8]

С начала XXI века законодательство Испании в отношении нелегальных иммигрантов, первоначально предоставлявшее им множество прав, заметно ужесточилось. В период второй легислатуры Народной партии (НП) (2000-2004 гг.) нелегалы лишились права на помощь в приобретении жилья, получении образования (кроме самого необходимого), на бесплатную юридическую помощь (за исключением случаев, связанных с высылкой или отказом во въездной визе). Создание ими ассоциаций, профсоюзов, проведение собраний и манифестаций требовали разрешений, установленных законом. Хозяева предприятий, использовавшие труд нелегалов, могли быть оштрафованы, а их предприятия закрыты. Опасаясь потерять контроль над расширявшимся потоком нелегальных иммигрантов, правительство НП усилило преграды для их въезда в страну, а также расширило возможности для депортации, если иммигранты нарушают закон.

Подход к решению проблем нелегальной иммиграции, предложенный правительством Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), которое в марте 2004 г. сменило кабинет министров НП, поначалу выглядел более либеральным. Социалисты предприняли попытку разрешить проблему нелегальных переселенцев, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной.

При изучении исследований по вопросам иммиграции в Испании, мы не можем не упомянуть о целом отдельном их пласте, который посвящен взаимодействию испанского коренного населения с мусульманскими мигрантами.

В самой Испании не зафиксировано проявлений массового социального протеста мусульман в форме насильственных действий, подобных тем, которые имели место во Франции и некоторых других европейских странах. По мнению испанского исследователя В. Переса-Диаса, "возможно, в глубине души мусульмане ощущают чувство превосходства, считая свою религию единственно истинной..., что автоматически превращает их в "верных", стоящих над "неверными". В современном испанском социуме... у них нет ощущения принадлежности к истинному человеческому сообществу". [9] Для мусульман, перебравшихся в Испанию, характерно также специфическое мироощущение, отличающее их от мусульман, живущих в других странах Европы.

В настоящее время самым влиятельным представителем антимавританского течения можно назвать известного итальянского политолога Дж. Сартори, взгляды которого получили в Испании широкую огласку и вызвали бурную полемику. Сартори полагает, что "ислам - крайность, наиболее далекая от европейского мышления из-за своего теократического видения мира. Его заповеди противоречат принципам плюралистической системы. Интеграция его приверженцев крайне сложна". В одном из выступлений Сартори назвал мусульман "антигражданами", утверждая, что "проблема состоит в исламе, а не в расизме". Сартори озабочен тем, чтобы спасти идентичность европейского государства-нации от внешней угрозы со стороны глубоко чуждой исламской культуры. "Если идентичность гостей останется нетронутой, тогда придется спасать идентичность хозяев", - пишет он. В этом свете реакция на неприятие мусульманами западных норм и ценностей рассматривается не как их дискриминация и проявление расизма, а как защита демократии. [10] Несколько иначе смотрит на проблему мусульманской иммиграции испанский исследователь Ф. Хименес Лосантос, также стоящий на антимавританских позициях. Этот автор считает, что Испании не обойтись без иммигрантов, но иммиграция должна быть селективной. По его мнению, двери в Испанию должны быть открыты латиноамериканцам, которые "говорят по-испански, исповедуют католицизм и легко ассимилируются". "Сотни тысяч трудящихся из Северной Африки должны ежегодно приезжать только на сезонные работы, имея билет туда и обратно. Массовый въезд их на постоянное место жительства вызовет расовые и культурные конфликты. Пока мы еще можем производить отбор среди иммигрантов. Если же мы этого не сделаем, они будут производить отбор среди нас. И жаловаться будет поздно", - пишет Хименес Лосантос.[11] Социальные исследования свидетельствуют, что в реальной жизни чаще преобладает сосуществование между иммигрантами и коренным населением. Коренные жители и представители других этнических групп живут параллельными мирами, открыто не враждуя, но и общаясь только по необходимости, не интересуясь друг другом и пребывая зачастую во власти предрассудков и стереотипов. Характерны высказывания жителей кварталов: "Мы сосуществуем, не смешиваясь", "Мы движемся к разобщенным общностям". [12] Эти исследования проводились испанскими авторами. Также они отмечают, что в Испании усиливаются настроения ксенофобии и расизма, подчас сопровождающиеся физической агрессией. Террористические акции в Мадриде 11 марта 2004 г. - самые крупные в истории Испании, в ходе которой выявился "магрибский след", только усилили антипатию к марокканцам.

Впрочем, необходимо отметить, что в исследованиях отношения к чужеземцам в испанском обществе традиция отторжения отнюдь не является определяющей. Исторически ей противостояло уважительное восприятие представителей других национальностей, вероисповеданий и рас, которому благоприятствовал сам многонациональный характер испанского государства. В период позднего франкизма (конец 50-х - первая половина 70-х годов), когда режим "открылся" внешнему миру и миллионы испанцев начали ездить за границу, а страну в массовом масштабе стали посещать иностранные туристы, и особенно на этапе демократии, после вступления Испании в ЕС, традиция толерантности окрепла. Немало испанцев относятся к иммигрантам дружелюбно, не забывая о том времени, когда сами зарабатывали на жизнь на чужбине, и сочувствуя тем из них, кто находится в некомфортных жизненных условиях.

Немало испанских ученых и публицистов активно полемизируют со сторонниками идеи "мусульманского нашествия" на Испанию. По их мнению, ислам способен трансформироваться и с его приверженцами вполне возможен конструктивный диалог. "Видеть в исламе то, что было установлено 14 столетий назад, и не считаться с тем, что в большинстве современных мусульманских стран гражданская и религиозная сферы разделены, хотя это и не признается, и созданы правовые системы по европейским образцам, свободные от исламского права, значит цепляться за абстрактное, далекое от реальности понимание этой религии," - отмечает испанский политолог Б. Лопес Гарсия. [13] Проводились опросы населения, они свидетельствуют о том, что соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних. Если еще в конце 90-х годов Испания опережала по степени толерантности страны как старой (Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Великобритания), так и недавней (Италия, Португалия, Греция) иммиграции, то теперь она приблизилась к среднеевропейским показателям. [14]

Таким образом, мы ознакомились с основными исследованиями по нашей теме. Теперь, на основании этого обзора, сделаем первые промежуточные выводы нашего исследования:

исследования по вопросу иммиграционной политики Испании конца XX-начале XXI веков, проводятся как отечественными, так и зарубежными авторами. Методологической основой для нашей работы послужила монография Э. Биггса "Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней", а также работы Ш. Ангедендта;