В целом отношение испанского общества к иммигрантам, можно разделить на несколько составляющих:
отношение к выходцам из мусульманских стран;
отношение к нелегальным мигрантам;
отношение к выходцам из Латинской Америки;
отношение к трудовым мигрантам;
отношение к беженцам.
Каждая из этих составляющих имеет важные особенности. Рассмотрим их подробнее.
К первой составляющей относится отношение к приезжим из Африки и из ряда мусульманских стран. Отношение это очень непростое. Связано оно, во-первых, с разницей между культур испанцев и приезжающих мусульман, во-вторых, с тем фактом, что именно выходцами из Африки совершается значительное количество преступлений. Всплеску негативного отношения к мусульманам способствовал, в частности "след" мавританских террористов во взрывах в испанском метро в 2004 году.
Следствием этого, стал тот факт, что в испанском обществе стали широко распространяться антимусульманские настроения. Одним из представителей антимусльманского течения является политолог Дж. Сартори, взгляды которого получили широкую огласку в Испании. Одно из основных положений его работ - это теория о том, что "ислам - это крайность, наиболее далекая от европейского мышления из-за своего теократического видения мира"[45]. По Дж. Сартори - заповеди ислама противоречат принципам европейской плюралистической системы. Интеграция приверженцев ислама в европейское общество, исходя из этих положений, очень сложна.
Одним из поводов для такого распространения идей политолога, послужил тот, факт, что мусульмане, как правило, не принимают характерные для традиционного испанскому обществу ценности и идеалы. Мусульмане высоко ценят свою культурную и национальную идентичность и, как правило живут обособленными кланами.
В испанском обществе, также широко распространены идеи другого исследователя - Ф. Хименс Лосантоса, который утверждает, что "сотни тысяч трудящихся из Северной Америки должны ежегодно приезжать только на сезонные работы, имея билет туда и обратно. Массовый въезд их на постоянное место жительства вызовет расовые и культурные конфликты. Пока мы еще можем производить отбор среди иммигрантов. Если же мы этого не сделаем, они будут производить отбор среди нас"[46].
В целом приведенные мнения - это скорее крайность. Испанское общество еще не настолько "измучено" мигрантами, чтобы в Испании наблюдались всплески национализма, расовые погромы или другие явления характерные для ряда других стран, с неконтролируемой нелегальной иммиграцией.
Для испанского общества скорее характерно сосуществование с приезжими. Коренные жители и представители мусульманских этнических групп живут параллельными мирами, открыто не враждуя, но и общаясь только по необходимости, не интересуясь друг другом и пребывая зачастую во власти предрассудков и стереотипов[47].
По мнению ряда общественных деятелей и ученых, ислам способен трансформироваться, а с его приверженцами вполне возможен конструктивный диалог[48]. В целом испанская модель взаимоотношений мусульманских переселенцев с коренным населением находится в процессе становления. Нельзя исключить, что в ходе дальнейшего развития она будет корректироваться и приобретет иные очертания. Мусульмане, - а их, по прогнозам, к 2025 г. будет более одного миллиона (то есть вдвое, а то и втрое больше, чем сейчас) [49], - так или иначе меняются в испанском социуме и сами в определенной степени меняют его.
Перейдем к другой важной составляющей в отношении испанского общества к иммигрантам. Мы имеем в виду нелегальных иммигрантов. Естественно можно возразить, что большинство из иммигрантов в Испанию из мусульманских стран - нелегалы, и нецелесообразно выводить это в отдельную составляющую. Заранее возразим. Конечно, число нелегальных мигрантов их Африки действительно велико, однако отношение к ним формируется скорее из-за их культурной несхожести с жителями Испании. В то время, отношение к нелегальным мигрантам формируется под влиянием других факторов. Кроме того, нелегальные иммигранты в Испанию приезжают не только из Африки.
Итак, основа отношения к нелегальным иммигрантам - настороженный интерес. Согласно испанским законам нелегальные иммигранты подлежат выдворению с территории страны, однако нельзя не заметить, тот факт, что многие из них в дальнейшем получают разрешение на работу, и, в конечном счете, остаются в Испании на законных основаниях. В числе нелегальных иммигрантов могут быть востребованные специалисты, кроме того большинство беженцев, вначале своего пребывания в принимающей стране имеют статус "нелегалов". Однако, в то же время, можно заметить, что массовый приток нелегальных иммигрантов ставит также уже упомянутые выше проблемы сосуществования коренного населения с переселенцами. Нелегальные иммигранты (причем совсем необязательно, что они обязательно приезжают из мусульманских стран - среди них много выходцев из Латинской Америки, стран восточной Европы и СНГ) [50] привносят в испанское общество элементы своей культуры, далеко не всегда принимаемые со стороны испанцев.
В целом отношение к нелегальным мигрантам (немусульманам) в испанском обществе гораздо более спокойное. Испанцы скорее доброжелательно относятся к этим людям, по своему "жалея" и сочувствуя им. Определенные проявления национализма и экстремизма по отношению к этой категории мигрантов, конечно, присутствует, однако не является определяющим.
Перейдем к описанию отношений испанцев к иммигрантам из Латинской Америки. Основные тенденции определяются культурной, языковой и исторической близостью между испанцами и жителями их бывших колоний. В целом, эти иммигранты гораздо легче находят свое место в испанском обществе, чем например мусульмане. Отношение к ним, в целом избавлено от проявлений национализма и нетерпимости (за редкими исключениями). Напротив, у той части испанского населения, которое протестует против въезда в Испанию мусульманских мигрантов широко распространено мнение, что "двери" для латиноамериканцев должны быть открыты, так как они "говорят по-испански, проповедуют католицизм и легко ассимилируются"[51].
Перейдем к описанию отношения испанского общества к трудовым мигрантам. Отношение это скорее избирательное - так трудовую миграцию из Латинской Америки, как мы увидели выше, скорее приветствуют, трудовую миграцию из Северной Африки скорее терпят, однако в целом, есть определенные моменты, которые характерны для формирования отношения испанского общества к трудовым мигрантам в целом[52].
В первую очередь, большое влияние здесь оказывает тот факт, что испанцы понимают всю важность трудовой миграции для страны - это приток рабочей силы, как следствие развитие торговли, сферы обслуживания, создание новых рабочих мест, развитие добрососедских отношений со странами эмиграции и т.д. [53] Так никаких протестов не вызывает когда в страну приезжают специалисты высокого класса, предприниматели приносящие в испанскую экономику свои деньги и т.д.
В то же время, уже в середине 2000-х годов предложение со стороны трудовых мигрантов, превысило спрос со стороны испанских работодателей, и как следствие, привело к перенасыщению ранка труда дешевой рабочей силой. Следствием стало снижение стоимости труда для местных жителей и тот, факт, что мигранты, как более дешевая рабочая сила, стали отбирать рабочие места у коренных жителей. Как уже было сказано выше, соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, в последние годы, неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних.
Перейдем к отношению испанского общества к беженцам. В целом испанское общество понимает проблемы вынужденных переселенцев. Это связано с тем, что в XX веке в Испании сначала была разрушительная гражданская война, потом сорокалетний период диктатуры. Многие испанцы в эти годы были просто вынуждены уезжать со своей родины. Вернулись они лишь в 70-е - 80-е годы. Историческая память, в целом, заставляет испанское общество решать проблемы вынужденных переселенцев, которые теперь приезжают к ним. Большая часть беженцев получают виды на жительство и разрешения на работу, и продолжают находиться в Испании на законных основаниях. Испанское общество, в целом относится к ним толерантно[54].
Подведем основные итоги настоящей части нашего изложения:
Испания это многонациональное государство, которое исторически взаимодействовало с различными культурами и которому в целом характерны идеи мирного сосуществования различных национальностей, идеи толерантности. Такие тенденции в испанском обществе, в целом сохранялись до конца XX века;
большой приток трудовых мигрантов в середине 2000-х годов привел к тому, что в Испанском обществе стали проявляться негативные настроения по отношению к мигрантам;
соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, в последние годы неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних. Основной итог массовой миграции в Испанию за последние 20-30 лет, это рост негативного отношения испанцев к иностранцам, рост расизма и национализма.
в целом, отношение испанского общества к иммигрантам, можно разделить на несколько составляющих: отношение к выходцам из мусульманских стран; к нелегальным мигрантам; к выходцам из Латинской Америки; к трудовым мигрантам; к беженцам. Каждая из этих составляющих имеет свои особенности;