5. Оказать помощь национальному предпринимательству в создании рекреационных объектов для иностранных туристов, повысить качество услуг до мировых стандартов и обеспечить национальному государству дополнительные источники получения иностранной валюты.
6. Повысить культурно-образовательный и информационно-технический уровень населения.
В целом можно утверждать, что концепция экономического развития и задачи, стоящие перед государствами региона, предусматривают мощный социально-экономический рывок на рубеже веков и создают новые перспективы на XXI в. Как показывают исследования экономических преобразований 1990-х гг., арабские страны, ориентированные на региональную интеграцию, смогли реализовать большую часть своих концептуальных замыслов, но, несмотря на все положительные аспекты, арабские страны отличаются недостаточно высоким уровнем экономической интеграции.[8]
Появление региональных организаций отражает степень понимания странами определенных геополитических, геоэкономических и военных императивов, то есть рост их национально-политического сознания. Кроме того, возникновение региональных организаций обычно отражает сознание настоятельной потребности в единстве как одном из условий прогресса.
Концепции создания единой региональной организации государств Персидского залива стали возникать на рубеже 1950–1960-х гг. Процесс их создания имеет свою историю. Он представлял собой попытки экономического сотрудничества, взаимодействие в политической и военной сферах, и их симбиоз.
И хотя разногласия между странами затрудняли налаживание регионального сотрудничества между ними, тенденция к усилению внутрирегионального взаимодействия проявилась, прежде всего, в создании Лиги Арабских Государств (ЛАГ), которая является одной из старейших, и в то же время одной из наиболее «проблемных» региональных организаций современного мира, а также субрегиональных блоков, прежде всего Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба.[9]
Факторы, объединяющие арабские государства, все-таки преобладают над существующими разногласиями, ведущими к взаимному отторжению. В ближайшем будущем именно эта проблема будет находиться в эпицентре политических и теоретических дискуссий, более того – международной практики.
В этой связи представляется, что необходим пересмотр концепций организационного подхода к сотрудничеству стран как в Персидском заливе, так и в Северной Африке, основанный на изменившихся за полвека реалиях в мировой экономике и политике.
Представляется также, что перспективы и возможности развития региональной экономической интеграции стран САБВ в значительной степени будут зависеть от реализации их рыночных реформ и диверсификации экономики, так как для усиления взаимосвязей между ними необходим определенный (и пока отсутствующий) уровень их экономического развития и взаимодополняемость национальных хозяйств. Немаловажную роль в этом призваны играть также эволюция их внешнеторговых условий и снижение взаимной конкуренции на внешних рынках на основе развития взаимовыгодного разделения труда, а также политические аспекты развития.
Наиболее актуальной для региона САБВ является интеграция в глобальную торгово-экономическую систему, олицетворяемую, прежде всего, ВТО. Вхождение в эту систему необходимо как для устойчивого экспорта арабской продукции на рынки развитых стран и приобретения необходимого импорта, так и для привлечения зарубежных инвестиций.
Это тем более реально, что предпосылки для развития внешней торговли в регионе САБВ достаточно благоприятны. Арабские страны как Машрика, так и Магриба обладают развитыми торговыми связями и легкодоступными внутрирегиональными торговыми маршрутами. Развитие транспорта и быстродействующих сетей связи во всем мире увеличило экспортные возможности ближневосточных и северо-африканских производителей. Это также увеличило конкуренцию между иностранными компаниями, заинтересованными в выходе на региональные рынки. Последнее связано с тем, что при среднем доходе на душу населения, более высоком, чем у большинства развивающихся стран, и почти 5% мирового населения, регион потенциально представляет собой обширный рынок со значительной покупательной способностью.[10]
Географическая структура экспорта арабских государств, предопределяется их товарной структурой, т.е. ориентирована в основном на группу промышленно-развитых стран. В целом направления экспорта арабских стран не отличаются большим разнообразием. Более половины его идет в индустриальные страны, главным образом в Европу. Это происходит из-за того, что между этими странами экономические и, в частности, внешнеторговые связи сформировались исторически. Например, Марокко и Тунис имеют тенденцию экспортировать во Францию, Египет – в Соединенные Штаты.
Товарная структура импорта рассматриваемых стран в значительной мере подтверждает общие выводы и оценки в отношении развития как национальной экономики, так и ее связей и отношений с мировым хозяйством.
Примерно треть импорта традиционно приходится на такую статью, как машины и оборудование. Можно отметить некоторый рост этой статьи как у стран САМ, так и у государств ССАГПЗ. Импортируются строительные материалы и товары народного потребления, автомобили и запчасти, машины, готовая одежда. Значимым аспектом соперничества развитых стран в ходе их взаимодействия со странами ССАГПЗ остается военно-техническое сотрудничество.
В динамике данного показателя за последнее десятилетие, следует отметить ряд характерных моментов. Движение доли внешнеторговых партнеров стран Арабского Магриба в импорте отдельных из них характеризовалось разнонаправленностью, хотя изменения не были резкими и происходили в относительно узких рамках – в пределах 1-3%. В свете экономического сближения Туниса и Марокко со странами Евросоюза доля последнего, и без того высокая, еще более возросла. В Мавритании, Ливии и Алжире, напротив, наблюдается некоторое снижение импорта из европейских стран. Для США – второго по значению после Европы экспортера продукции в магрибинские государства – можно отметить снижение данного показателя.[11]
Импортные операции государств ССАГПЗ традиционно более ориентированы на США, Японию и страны АТР, а уж затем – на Западную Европу.
Таким образом, наибольший удельный вес в географической структуре и у государств САМ, и у ССАГПЗ приходится на страны Запада, в то время как доля внутрирегиональной торговли все еще остается на низком уровне.
Многие действующие арабские соглашения ставят целью развитие межарабской торговли с учетом координированного развития национальных экономик по взаимодополняющему принципу.
Однако, осуществляемые в связи с этим проекты, не всегда достигают намеченных целей по насыщению арабского рынка необходимыми товарами. Зачастую крупномасштабные промышленные проекты чреваты низкой рентабельностью капиталовложений, что приводит к банкротствам предпринимателей, так как арабский рынок не достиг пока уровня, при котором крупные затраты могли бы быстро окупаться.
В качестве одного из альтернативных путей координированного развития промышленности арабских стран и межарабской торговли специалисты считают реализацию программ в расчете на рынки отдельных регионов арабского мира, объединенных схожими природными условиями, демографической структурой населения и географическим положением. К таким районам могут быть отнесены, например, Большой Магриб, Персидский залив и долина Нила. Среднемасштабные производства в пределах выделенных районов должны прежде всего удовлетворять потребности местных рынков, а избыточная продукция должна направляться в другие районы. Подобный путь развития, возможно, позволил бы лучше учитывать реалии арабского сообщества.
Одним из основных направлений региональной интеграции является развитие финансового сотрудничества. Страны арабского региона пытались наладить такое сотрудничество практически все последние 50-лет.
В настоящее время свободное перемещение арабского капитала в регионе САБВ сдерживается нестабильностью политического экономического и финансового положения многих арабских государств; большим числом ограничений и бюрократической волокитой местных органов власти; отсутствием необходимой информации по вопросам инвестиций; невысоким уровнем прибыли на вложенный капитал; сложностью в получении гарантий от конфискации и секвестра; отсутствием единой политики в деятельности различных межарабских фондов развития и постоянно функционирующего общеарабского товарного рынка.
Одним из направлений реального развития интеграционных процессов арабских стран ССАГПЗ может стать введение единой валюты. На наш взгляд, единая валюта может рассматриваться как наиболее действенный инструмент гораздо более широкого хозяйственного сближения интегрирующихся стран, реально способствующих устранению разногласий, препятствующих развитию межрегиональной торговли и инвестиций, унификации макроэкономической политики, перепрофилированию экономики, чтобы обеспечить поступательное развитие национальных хозяйств в будущем. При этом есть все основания утверждать, что экономическая интеграция монархий Залива происходит на основе органического синтеза собственных цивилизационных принципов, характеристик и базовых ориентаций, где важное место принадлежит исламу, и универсальных достижений западной цивилизации. Развивающаяся аравийская модель указывает на то, что рассматриваемая группа государств движется не по пути «вестернизации», а имеет собственный маршрут в рамках формирующейся всепланетарной полицентрической цивилизации, которая подразумевает существование социокультурных и духовных различий, что, безусловно, найдет свое отражение и в формирующейся модели валютной интеграции стран ССАГПЗ.