Смекни!
smekni.com

Исследование войны в Ираке (стр. 3 из 7)

Пентагон не был готов к началу партизанской войны, ввязываться теперь в которую – это наихудший из всех возможных в этой ситуации сценарий. Тем не менее, американцы не могут уйти из Ирака, им придется продолжать воевать. Спустя некоторое время после Афганистана Америка в очередной раз продемонстрировала, что ее способности главным образом ограничиваются выигрыванием войн, а не успешным национальным строительством. Ежедневные теракты и жертвы среди сил коалиции будут продолжаться еще много месяцев, не только усугубляя хаос в стране и настраивая иракцев против оккупантов, но и подрывая поддержку оккупации Ирака среди самих американских граждан.

Американцы почти зеркально повторили советскую ошибку (в Афганистане) весны – лета 1980 года, когда, введённые исключительно для защиты от внешней агрессии советские войска под предлогом помощи «просоветской администрации», стали втягиваться в боевые действия против местных лидеров.

Истерзанное войной население Ирака, убедившись в том, что оккупанты не спешат восстанавливать разрушенную страну, стало видеть в них основных виновников своих бед. И уже к сентябрю 2003 г. выступления и атаки против сил коалиции становятся фактически повсеместными.

Но, несмотря на очевидные успехи иракских повстанцев, сегодня ещё преждевременно говорить об организованности сопротивления. Иракцам, решившимся взяться за оружие, чтобы сражаться с подразделениями коалиции, казалось, что все очень просто: достаточно убить определенное количества американских солдат, чтобы общественное мнение и политический класс заставило Белый дом вернуть своих "парней" домой. Так уже было после гибели 241 солдата в Бейруте в 1983 году и 29 солдат в Могадишо в 1993 году. США представлялся этаким бумажным тигром, неспособным выносить людские потери.

Но 10 месяцев спустя эти расчеты показали свою несостоятельность. Несмотря на гибель тысяч американских солдат в Ираке (это больше, чем США потеряли за предыдущие 19 лет), большинство американцев по-прежнему поддерживает военную интервенцию. Более того, за каждого убитого американского солдата повстанцы заплатили 40 своими жизнями. К концу, по неподтвержденным данным, января 2004 года- 2200 человек из них погибло, более 7500 – попало в плен. Чем объяснить подобную неудачу?

Во-первых, эта партизанская война не является выражением народной воли, хотя в большинстве своем имеет поддержку у местного населения. Атаки, совершаемые в Ираке, – в основном дело рук небольших групп численностью от 5 до 25 человек. Эти группы делятся на несколько типов: неимущие или бунтарски настроенные юнцы, часто получающие деньги за свои акции и возглавляемые кадрами бывшего режима; члены преступных банд, "работающие" за плату или защищающие свои интересы; иностранные боевики-исламисты, которые ориентируются на мечети, контролируемые имамами интегристского толка.

Эти различия заведомо исключают существование какого-либо централизованного командования, хотя основные кадры партии "Баас", армии и секретных служб сформировали некую руководящую структуру. Партизанская война лишена позитивной мотивации (население одинаково боится и реванша баасистов, и прихода к власти исламистов), и ее единственным "нервом" являются деньги.

Вербовщики циркулируют по "суннитскому треугольнику", предлагая денежное вознаграждение за совершения таких акций, как участие в "стихийных" манифестациях ( 5-10 долларов), сбор разведданных (25-100 долларов) и теракты (в среднем 500 долларов).

Во-вторых, избранная тактика тоже продемонстрировала свои недостатки. Засады с применением стрелкового оружия, которых летом было много, оказались слишком рискованными и в конечном счете малоэффективными, в то время как более безопасные минометные обстрелы "давали" лишь 5% потерь среди солдат противника. Использование самодельных взрывных устройств нанесло американцам серьезные потери, но в 80% случаев эти устройства заблаговременно обезвреживаются.

Наконец, что касается стрельбы по вертолетам, показавшей наибольшую эффективность в тактическом плане, то такие обстрелы трудно проводить с достаточной частотой.

Поэтому подобные атаки влияют на действия коалиции в минимальной степени. Даже 20 ежедневных засад – это мало с учетом того, что каждый день по Ираку перемещается от 1500 до 2000 американских военных колонн.

В-третьих, партизанам не удалось использовать в столкновении с войсками коалиции свои преимущества в информационной войне. Хотя на 90% атаки совершались только в зоне "суннитского треугольника", повстанцам удалось создать впечатление, что они происходят по всей стране. Но даже самые громкие акции не возымели того эффекта, на который были рассчитаны.

К тому же повстанцы не поняли, что концепция "нулевых потерь" погибла вместе с башнями Всемирного торгового центра. В США не произошло корреляции между увеличением потерь и состоянием общественного мнения: опросы компании Gallup[11] показывают, что большинство американских граждан продолжали поддерживать операцию в Ираке и осенью, когда потери резко возросли. Более того, поимка Саддама Хусейна дала возможность продемонстрировать зримость успехов коалиции.

Таким образом, несмотря на дорогостоящую вербовку, ряды повстанцев не растут: их остается около 5 тысяч. Наиболее способные командиры и организаторы на местах убиты, захвачены или преданы своими же соратниками. Даже в суннитских "бастионах" шейхи призывают к сотрудничеству с коалицией, а имамы проповедуют терпение. Конечно, прибытие в Ирак необстрелянных войск дает повстанцам некоторые шансы, но уже сегодня безопасность в Ираке находится в руках иракских полицейских, жандармов и военных.

3 ПОВСТАНЧИСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Отряды и группы, нападающие на гарнизоны коалиции, пока разрозненны и слабо координируют свои действия. Судя по данным радиоперехвата и докладам американских командиров, отряды сопротивления в суннитских районах Ирака насчитывают в среднем от 15 до 30 человек. Обычно это жители одного района или посёлка. Часто родственники. В составе группы обычно не менее трёх – пяти бойцов имеют боевой опыт прежних войн или профессиональное военное образование. Они служат «костяком» отряда, его планирующим и управляющим ядром. Вооружение стандартное для такой группы: РПГ, автоматы, ручные пулемёты, снайперские винтовки. По преимуществу всё вооружение советского образца. Тактика действий – огневой налёт, засады.

Шиитов отличает большая организованность. Их отряды более многочисленны - до 100 – 150 бойцов, (в «армии Махди» даже до 500 бойцов) и объединяются обычно вокруг местных религиозных авторитетов. На вооружении у шиитов кроме стрелкового оружия есть и более серьёзное вооружение – ЗУ, ПТУРы, миномёты, крупнокалиберные пулемёты, СПГ и некоторое количество ПЗРК. В основном это оружие было подобранно в Басре и Кербеле после ухода оттуда частей Иракской Армии и Республиканской Гвардии.

Шииты не удовлетворяются огневыми налётами и засадными действиями. Вступив в бой, они стремятся разгромить и вытеснить противника, установить свой полный контроль над обороняемым населённым пунктом и удерживать его до последней возможности.

Эта стойкость и решительность шиитов объясняется тем, что они более чем сунниты связаны с местом своего проживания. Шииты живут религиозными общинами, тяготея к религиозным и духовным центрам и святыням шиитского течения. Как следствие, решив сражаться, они всегда имеют широкую поддержку населения своего города или посёлка, духовную поддержку местного религиозного авторитета. Боевые действия для шиитов почти всегда имеют мощную религиозную подоплёку и проникнуты фанатизмом. Для шиита погибнуть, сражаясь с «неверными» в городе, где находится могила имама Али, это вершина духовной аскезы.

Шииты - (араб., шиа - приверженцы, группировка, партия) - последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков. Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в "семье Пророка", считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов. После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в "семью Пророка", имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью. Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.

Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти "семье Пророка" находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды "назаконостью" правления Омейядов, "узурпировавших" власть, шииты проповедовали, что только возвращение власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды - другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения - "крайнее" и "умеренное". К первому относились собственно "крайние" (гулат) и исмаилиты, ко второму - зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.