Смекни!
smekni.com

Конвенции "Урегулирование споров" (стр. 2 из 4)

5 В ст V11I сказано, что в процессе имплементации Конвенции стороны разрешают возникающие вопросы путем консультаций, которые могут проводиться на встрече представителен договаривающихся сторон, созываемой в jthxцелях с их согласия.

щему государству, не удовлетворена дипломатическим путем в течение года с даты предъявления, заинтересованные стороны по требованию любой из сторон создают Комиссию по рассмотрению претензий (ст. XIV). Комиссия устанавливает обоснованность претензии о компенсации и определяет ее сумму. Решение Ко/миссии является окончательным и обязательным, если об этом достигнута договоренность между сторонами; в ином случае Комиссия выносит окончательное определение рекомендательного характера, которое стороны рассматривают в духе доброй воли.

В самой Комиссии по претензиям ничего особенно нового нет. Смешанные комиссии по претензиям известны уже больше двухсот лет6. Однако в течение долгого времени такие комиссии создавались для урегулирования претензий по уже причиненному ущербу, например, в результате войны или революции. В середине нашего века появились постоянные комиссии по претензиям, которые могут возникнуть и в будущем. Они предусматривались обычно в соглашениях о рыболовстве для рассмотрения исков о повреждении рыболовного оборудования, в основном сетей7. В период подготовки Конвенции об ответственности за ущерб 1972 г. Советский Союз также стал включать положения о комиссиях по претензиям в свои соглашения8 и даже заключать специальные соглашения по этому вопросу9. Обычно комиссии по претензиям состоят только из представителей (как правило, должностных лиц) сторон и являются, по существу, согласительными комиссиями.

Комиссия по претензиям, предусмотренная Конвенцией об от­ветственности за ущерб, может быть сравнима, скорее всего, с арбитражем. Это обусловлено и способам ее формирования, и процедурой ее деятельности, и ее задачами: во-первых, установить факты; во-вторых, оценить эти факты с точки зрения обстоятельств сторон по Конвенции, что фактически означает право Комиссии толковать Конвенцию

Совершенно необычный характер придается Комиссии правом спорящих сторон самим решать вопрос об обязательности ее решения. Еслисторонысоглашаютсясчитатьрешениеобязатель-

6См Encyclopedia of Public International Law Vol 1 Settlement of Disputes Amsterdam, New York, Oxford. 1981. P. 146—149

1См Гицу М Л Правовые способы разрешения международных споров в сфере рационального использования морской среды и ее ресурсов//Мировое рыболовство 1974 №7 С 3—20

8 Сми например советско-канадское соглашение о временных мерах безопасности плавания и ведения промысла рыбы в севере восточной части Тихого океана у побережья Канады от 22 января 1971 г — Дополнение № 1 к Сборнику региональных соглашений и законодательных актов зарубежных государств по вопросам мореплавания М, 1972 С 5—11

9 См._, например Соглашение между СССР и США о рассмотрении претензий, возникающих в связи с повреждением рыболовных судов или орудий лова, и о мерах по предотвращению промысловых конфликтов, подписанное 21 февраля 1973 г — Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен­ных с иностранными государствами М , 1975 Вып. 29 С 79—83

б. Консультации

Для документов, регулирующих космическую деятельность, характерно наличие довольно большого числа положений о консультациях. Уже в Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. была включена ст. IX, по которой государство, имеющее основания полагать, что за-планированные им деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи для деятельности других государств-участников Договора, должно провести соответствующие международные консультации. В свою очередь государство, которому грозят такие «вредные помехи», имеет право запросить проведения консультаций относительно планируемой деятельности. Таким образом, консультации, предусмотренные в ст. IX, являются обязательными и несут скорее функцию предупреждения спора, чем его разрешения.

Другой документ, куда включены положения о консультациях, — Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 г. Ст. 15 предусматривает проведение консультаций с целью контроля за соблюдением Соглашения. Государство, к которому обращено требование о проведении консультаций, должно приступать к ним без промедления. Это значит, что консультации обязательны для него. Если консультации не привели к успеху, стороны обязаны принять все меры к разрешению спора «другими мирными средствами».

Соглашение о Луне в своих положениях о разрешении споров идет дальше Договора по космосу: 1) в консультациях имеет право принять участие любое государство-участник, которое этого потребует, 2) если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию, то все заинтересованные стороны принимают все меры к разрешению спора с помощью других мирных средств по своему выбору. При этом в Соглашении указывается, что в случае затруднений с открытием консультаций или в том случае, когда такие консультации не приводят к взаимоприемлемому решению, любая из заинтересованных сторон может прибегнуть к содействию Генерального Секретаря ООН, причем согласие другой стороны не требуется. Тем самым Соглашение предусматривает использование для разрешения споров также и института добрых услуг (посредничества), конкретно — со стороны Генерального секретаря ООН.


в. Согласительная процедура

Согласительная процедура в чистом виде не предусмотрена в космическом праве. Одна из ее форм, очень специфичная, включена в Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. Если претензия, предъявленная государством, потерпевшим ущерб, к запускаючинать громоздкую процедуру разбирательства, тратить н-а нее значительные суммы, чтобы в результате получить мнение группы юристов о том, считают ли они предъявленную претензию обоснованной.

г. Арбитраж

Арбитраж как таковой предусмотрен соглашениями, которые лежат в основе международных организаций, действующих в области спутниковой связи — ИНТЕЛСАТ и ИНМАРСАТ.

В ИНТЕЛСАТ, создание которого западноевропейскими государствами и США относится к началу 60-х годов, обязательный арбитраж предусмотрен ст. XVIII Соглашения об ИНТЕЛСАТ и ст. 20 Эксплуатационного соглашения15. Указанные положения отмечены несколькими характеристиками.

Во-лервых, эти положения относятся только к «правовым» спорам. Во-вторых, переговоры не выделены в особую, самостоятельную стадию мирного урегулирования и являются только вспомогательным средством для перехода к арбитражу. В-третьих, эти положения применяются к спорам между сторонами Соглашения (т.е. государствами), а также между участниками (которыми могут быть как государства, так и частные компании), или между стороной или участником и Организацией.

Обязательный арбитраж не применяется к спорам между стороной и участником. Казалось бы, логично — нет споров между государствами и частной компанией. Однако такие споры все-таки признаются, но они могут быть переданы в арбитраж лишь по соглашению участвующих в споре. Итак, согласию государств в ИНТЕЛСАТ придается решающее значение.

Система мирного урегулирования в ИНМАРСАТ разрабатывалась с участием СССР и социалистических (в то время) стран Восточной Европы. Поэтому Конвенция ИНМАРСАТ отражает существовавшее тогда в нашей стране неприятие обязательных процедур. Во время переговоров западные страны предлагали заложить в Конвенцию ту же схему, которая включена в ИНТЕЛСАТ. Но представители СССР и восточно-европейских стран заявили, что не подпишут Конвенцию, если в ней будет предусмотрен обязательный арбитраж. Позднее, правда, позиция этих делегаций несколько изменилась, и они проявили готовность отойти от своего принципиального возражения против обязательного арбитража и принять его для случаев «материальных исков» (но не для случаев толкования или применения Конвенции и Эксплуатационного соглашения, что затрагивало бы отношения между суверенными государствами). Развивающиеся страны занимали на переговорах нейтральную позицию.

15 В статьях говорится, что если спор не урегулирован другими средствами в разумный срок, он передается на арбитраж по требованию любой стороны.

ным, Комиссия обретает статус арбитража. Если же решение остается рекомендацией, то Комиссия не может квалифицироваться иначе, как согласительная. Поскольку для возбуждения разбирательства здесь достаточно инициативы лишь одной из сторон, а во втором случае напрашивается параллель с положениями п. 2в и Зв ст. 297 и п. 1а ст. 298 Конвенции ООН .по морскому праву о том, что некоторые споры о научных исследованиях, о рыболовстве и о делимитации могут быть переданы на разбирательство в порядке согласительной процедуры по инициативе одной из сторон в опоре. Такая форма согласительной процедуры появилась в международной практике после второй мировой войны в некоторых соглашениях Швейцарии с соседними государствами по урегулированию послевоенных претензий и была использована ею дважды10. В дальнейшем эта форма встречается редко, но в очень важных документах".

Этот «согласительный» характер Комиссии по претензиям особо отмечали те ученые, которые уделяли внимание Конвенции об ответственности за ущерб 1972 г. Так, Земанек из факта согласия государств именно на эту форму органа по разрешению споров делал вывод о том, что вообще реальной альтернативой Международному Суду является не арбитраж, а согласительная процедура12. С. Кашоторти предложил, что, видимо, и сам Международный Суд в некоторых случаях следовало бы использовать таким же образом13. Уничтожающей критике подверг положения о Комиссии по .претензиям М. Д. Форкош14. Вся Конвенция, по его мнению, слишком натравленная на достижение сиюминутных по­литических интересов, не соответствует той роли, которую она должна была бы сыграть, а орган «консенсуального арбитража» он рассматривает не более, как посредническую комиссию с небольшим объемом юрисдикции, Форкош предлагает ряд изменений в текст Конвенции и специальный проект суда для спора о космической деятельности.