На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.
Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.
Понятно, что конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Специфические черты хозяйственного развития стран влияют соответственно на характер и движущие силы интеграции. В настоящее время в мире действует 85 региональных торговых и экономических соглашений и договоренностей.
Так, в промышленно развитой зоне интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (ЕС) и Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли — НАФТА).
К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (Меркосур).[11]
Как известно, наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский Союз (ЕС), который возник на базе Европейских Сообществ, созданных в 1967 г. в результате слияния органов трех прежде самостоятельных региональных организаций - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957-1958 гг.) и Европейского сообщества по ядерной энергии (Евратом, 1958 г.). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских договоренностей, официальным названием этой интеграционной группировки стал Европейский союз.
Транснационализация —это межгосударственнаяинтеграция, реализуемая на уровне частных фирм. Организационное воплощение международные связи частных капиталов получили в деятельности транснациональных корпораций (ТНК). К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы.[12]
Транснациональные структуры объединяют национальные экономики не по географическому признаку (общность границ), а на основе глубоких воспроизводственных связей. Различают транснациональные корпорации, которые являются национальными трестами и концернами, имеющими значительные зарубежные активы (вложения), и собственно межфирменные союзы, возникшие на основе объединения, слияния частных капиталов. Примерами могут быть «ЛУКойл», «Газпром», «АвтоВАЗ», «Ингосстрах» и другие российские ТНК. Их росту способствует быстрая интернационализация и либерализация хозяйственной жизни в большинстве стран мира, радикальные изменения в средствах связи и информации, позволяющие штаб-квартирам родительских компаний осуществлять повседневный контроль над хозяйственной жизнью их зарубежных филиалов. В настоящее время ТНК контролируют 1/5—1/4 часть мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами приходится 1/3 мировой торговли.
В результате ТНК являются важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интересы, могущие совпадать или не совпадать с интересами других составных частей этого механизма — национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций.
Транснациональные корпорации — это новая сила в мировой экономике, и в настоящее время именно они являются главным двигателем интернационализации.
Деятельность транснациональных корпораций тесно связана с интересами государств их происхождения. Как правило, цели стран происхождения ведущих транснациональных компаний имеют ярко выраженную национально-эгоистическую окраску, а именно: обеспечение высокого уровня жизни своих граждан и укрепление мощи и авторитета своего государства на мировой арене. Подобная ситуация способствует развитию однобокого глобализма, трактуемого данными странами исключительно в собственных интересах.
Однако усиливающаяся с каждым новым переходом глобализации на более высокий уровень своего развития взаимозависимость государств должна, в конечном счете, свести на нет надежды ряда стран установить новый экономический порядок, отвечающий их имперским амбициям.[13]
Можно сделать вывод, что деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний. Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства.
В сентябре 2006г. Международный валютный фонд представил доклад "Перспективы развития мировой экономики", в котором проводится анализ и оценка указанных перспектив в основных группах стран (классифицированных по географическому положению, степени экономического развития и т.д.) и во многих странах индивидуально. Доклад сосредоточен как на главных проблемах экономической политики, так и на анализе развития мировой экономики и ее перспектив. Подобное исследование публикуется дважды в год в качестве рабочего документа встреч Международного денежно-кредитного и финансового комитета.[14]
Подъем мировой экономики оставался устойчивыми в первой половине 2006 года, и активность в большинстве регионов соответствовала ожиданиям или превышала их. Темпы роста в США были особенно высокими в первом квартале 2006 года, хотя впоследствии они замедлились. Экономический подъем набрал обороты в зоне евро и продолжился в Японии. Быстрый рост испытывали страны с формирующимся рынком, особенно Китай, а страны с низкими доходами также по-прежнему имеют впечатляющие показатели роста, чему способствуют высокие цены на биржевые товары.
В то же время, как отмечается в докладе, в некоторых странах отмечаются признаки усиливающегося инфляционного давления, поскольку устойчивые высокие темпы роста привели к сокращению резервных мощностей. Общий уровень инфляции в ряде стран с развитой экономикой, подгоняемый ростом цен на нефть, уже некоторое время превышает пределы, устраивающие центральные банки, но теперь наблюдаются также признаки повышения базовой инфляции и инфляционных ожиданий, прежде всего в Соединенных Штатах. Становится все более очевидным, что в Японии, наконец, прекратилась дефляция.
Цены на нефть и металлы достигли рекордно высоких уровней, указывают эксперты МВФ. Росту цен способствуют ограниченные резервные мощности на глобальных рынках на фоне динамичного роста ВВП, а в случае нефти — усиливающаяся геополитическая напряженность на Ближнем Востоке и риски для производства в некоторых других крупных производителях (в особенности в Нигерии). Данные фьючерсных рынков говорят о том, что цены на нефть будут оставаться на повышенном уровне в обозримом будущем.
Основные центральные банки отреагировали на эти изменения ужесточением денежно-кредитной политики. Федеральная резервная система США продолжала повышать процентные ставки до июня включительно, хотя в августе сделала паузу; Европейский центральный банк в последние месяцы повышал процентные ставки; а Банк Японии в июле прекратил свою политику нулевых процентных ставок. Доллар США снизился относительно евро и в меньшей степени относительно иены, а долгосрочные процентные ставки повысились.
Усиливающаяся обеспокоенность относительно инфляции и ужесточение денежно-кредитных условий привели в мае-июне к снижению цен на рынках акций стран с развитой экономикой и к ряду более значительных изменений цен некоторых активов в странах с формирующимся рынком, хотя с июля рынки были более стабильными.
Эти изменения, как полагают авторы доклада, в основном представляют собой корректировки после значительного подъема цен, а не коренную переоценку экономических рисков, и, скорее всего, существенно не повлияют на экономический рост, хотя рост в отдельных странах может сдерживаться, поскольку соответствующие центральные банки повысили процентные ставки для стабилизации ситуации на финансовых рынках и предотвращения инфляционного давления.