Самые бедные страны, которые и сейчас еще называют неразвитыми, характеризуются весьма низкой степенью индустриализации, ограниченной механизацией сельскохозяйственного производства, низкой капиталовооруженностью и низкими доходами на душу населения. В этих странах проживает 27% населения мира, на их долю приходится 6% мирового дохода. Большая часть населения живет на грани истощения: душевой доход составляет в целом 6-7% от показателя в США. Самые бедные страны расположены в Африке - Сомали, Эфиопия, Гана и др.
Группа собственно развивающихся стран - это бедные, но накапливающие капитал и развивающие свою промышленность и рыночные структуры государства. Они имеют довольно большое городское население и стабильный, хотя и невысокий, рост доходов на душу населения. Их душевой доход варьирует в пределах 10-30% от уровня США. Страны этой группы расположены на всех континентах и включают часть стран Среднего Востока, Индию, Египет, Мексику. Они составляют 17% населения Земли, на которые приходится 11% мирового дохода.
Группа новых индустриальных стран характеризуется быстро развивающейся промышленностью и динамичностью дохода на душу населения, который достигает 50% от уровня США. Примером таких стран могут служить Тринидад, Израиль, Южная Корея. Вместе взятые, они составляют 3% жителей Земли и получают 3% мирового дохода.
Развитые страны имеют высокотехнологичную и глубоко специализированную промышленность, которая позволяет получать высокие доходы на душу населения. Сюда входят США, Канада, страны Западной Европы, Австралия, Япония, Новая Зеландия. Доходы на душу населения в этих странах (кроме Швейцарии) несколько ниже, чем в США. В развитых странах проживает 17% мирового населения, на них приходится 49% мирового дохода.
Около 33% населения мира до недавнего времени проживали в социалистических странах и получали приблизительно 28% мирового дохода. Глубокие реформы на пути к рыночной экономике проводятся здесь с начала 1990-х годов. По доходу на душу населения страны с переходной экономикой значительно разнятся между собой.
В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости отдельно рассматривается Россия. Глобальные экономические показатели, отражающие ее место в мировом хозяйстве, составляют 2,9% мирового ВНП и 1% мировой торговли. В недавнем прошлом Гонконг, занимая территорию менее одной миллионной части России, превосходил ее по объемам внешних операций. Как заметил один западный экономист, «если Россия исчезнет с мирового рынка, никто не заметит». Безусловно, он преувеличивал, но его утверждение в достаточной мере отражает положение России в мировом хозяйстве конца 80-х - начала 90-х годов XX в. Однако к 2000 г. положение стало улучшаться в области производства, инвестиций, особенно во внешней торговле.
3. Тенденции развития мирового хозяйства
Неравномерность экономического развития. Мировое хозяйство как сложная, иерархическая система, включающая различные по составу и положению в нем элементы, имело значительные особенности в своем развитии. Это находило свое выражение в цикличности и неравномерности его развития, которое включает темпы экономического роста и уровни развития индустриальных и периферийных стран.
Темпы экономического роста в мире в период создания и дальнейшего развития мирового хозяйства при определенных колебаниях имели тенденцию к увеличению - 0,93% в 1820-1870 гг., 2,11% в 1870-1913 гг., 1,82% в 1913-1950 гг., 4,9% в 1950-1973 гг. и 3,05% в 1973-2000 гг. За XX в. ВМП при подсчете по ППС увеличился в 19 раз.
При общей тенденции к повышению уровня экономического развития мира этот процесс, как видно из приведенных данных, был неравномерным. Отмечались большие различия в развитии основных двух подсистем мирового хозяйства.
До середины XX в. локомотивами экономического роста выступали промышленно развитые страны Запада. Основу экономического роста западных стран составлял труд основной части населения - наемной рабочей силы, а также техническое совершенствование средств производства, улучшение организации производства.
Бурный подъем науки и техники вызвал существенные изменения в производительных силах. Прежде всего изменилась энергетическая база производства, где пар был вытеснен электричеством.
Двигателем экономического роста было промышленное производство, его объем возрос в четыре раза за 1870-1913 гг. К началу XX в. тяжелая промышленность стала обгонять по темпам легкую. Если в 1850 г. отношение легкой промышленности к тяжелой составило в западных странах 5:1, то в 1900 г. оно сократилось до 2:1. Первый период развития капитализма характеризовался интенсивным использованием рабочей силы. В конце XIX в. в Британии максимальный рабочий день в ряде отраслей доходил до 14-16 и более часов. Только с ростом организованности рабочего класса ему удалось добиться издания законов, ограничивающих рабочий день. Присущее капиталу стремление поддерживать цену рабочей силы ниже стоимости вступило в противоречие с факторами, понуждающими его к техническому и организационному совершенствованию производства, новые технологии которого предъявляли более высокие требования к физическому состоянию и профессиональной подготовке используемой рабочей силы.
Экономическое развитие обеспечивалось увеличением нормы производительного накопления: с 7,5-11,5% в 1870-е годы до 10,5-13,7% в первое десятилетие XX в. Важное значение в развитии западных стран играли образование и совершенствование институциональной структуры их хозяйства, т.е. норм хозяйствования и структуры организации хозяйствующих субъектов. На смену преобладавшей индивидуальной собственности в начале XX в. пришла акционерная, позволявшая мобилизовать огромные капиталы. Получила распространение корпоративная форма предпринимательства (акционерные компании с ограниченной ответственностью), которая действовала в основном в капиталоемких отраслях.
Экономическое развитие подсистемы колониальных и зависимых стран в первой половине XX в. характеризовалось низкими темпами роста, особенно в странах Азии. В среднем они не превышали 1% в год, а в Китае ежегодно сокращались. Относительно высокие темпы роста отмечались только в странах Латинской Америки, формально освободившихся от колониальной зависимости в первой половине XIX в. (1870-1912 гг. - 3,4%, 1913-1950 гг. -3,42%, 1950-1973 гг. - 4,03%). В последующие десятилетия они снизились до 2,9% в среднем в год.
Одной их причин низких темпов роста стран Азии, а также Африки являлось уменьшение в них промышленной деятельности: Юг деиндустриализировался. За 1860-1913 гг. доля развивающихся г гран упала с 1/3 до менее 10% (7-8%) мирового промышленного производства. В 1913 г. объем ВВП промышленных стран в два раза превзошел объем производства развивающихся стран, а на душу населения - в 3,5 раза.
Косвенное подтверждение этому дают данные о росте городского населения. На рубеже Средневековья и Нового времени в Индии, Иране, Египте около 20% всего населения проживало в городах. К началу XX в. доля городского населения снизилась в Индии почти вдвое - до 10,8%, в Египте - до 15%, в Иране осталась на прежнем уровне - 21%.
Главными причинами процесса дезурбанизации на Востоке послужили разрушение и упадок торгово-промышленной деятельности под влиянием импорта товаров. Неизбежным спутником этих изменений была аграризация населения, переход части мелких производителей к возделыванию экспортных культур. Втягиваясь в международное разделение труда, зависимые страны лишались высших форм и отраслей традиционной структуры (мануфактурно-ремесленная деятельность) и приобщались к низким аграрно-сырьевым сферам деятельности.
Решающей причиной такого отставания явилось их колониально-зависимое положение, которое лишаю их возможностей принять регулирующие меры для защиты своего рынка и развития отечественной промышленности. Это подтверждается примером экономического развития Индии.
Данные о структуре индийского экспорта после наполеоновских войн и до конца 50-х годов XIX в. показывают превращение Индии из страны с обрабатывающей промышленностью в страну, экспортирующую сырье.
С конца XVIII в. в Индии первостепенное значение приобрел экспорт опиума и хлопка. Гражданская война в США перекрыла поток американского хлопка на Британские острова в конце 1860-х годов Индия давала 42% всего английского импорта хлопка. Если изменение структуры внешней торговли и производства в 1860- 1885 гг. обеспечивали прирост ВВП 0,55% в среднем в год, то в 1880-1900 гг. динамика экономического роста стала уже отрицательной. К этому времени сформировавшееся колониальное разделение труда стало инерционным.
Попытки вырваться из аграрно-сырьевого состояния, опираясь на политические рычаги, встречались колониальными властями как нарушение действия рыночных сил и принципа сравнительных издержек производства.
Неограниченная конкуренция иностранных товаров и капитала, связанная с наиболее высоким уровнем накопления, концентрации и централизации капитала в западных странах, разрушительно действовала на многие традиционные производства и создавала высокий инвестиционный барьер на пути формирования промышленного капитала. Это приводило к общей деформации структуры капитала, порождало гипертрофию компрадорского, торгово-ростовщического и спекулятивного капитала.
Изменение позиций стран. Неравномерность темпов экономического развития приводила к изменению положения подсистем в мировом хозяйстве. Позиции колониальных и зависимых стран ослабевали до периода их освобождения от колониального подчинения. Если в 1870 г. на их долю приходилось около 43% мирового производства, то в 1950 г. - только 27% (оценка по ППС). В отмеченный период резко сократилась доля крупнейших из ныне развивающихся стран - Китая и Индии. С 1870 по 1950 г. юля Китая сократилась почти в 4 раза (с 17,1 до 4,5%), доля Индии - почти в 3 раза (с 12,1 до 4,2%).