Смекни!
smekni.com

Мировые запасы нефти и проблемы нефтедобывающих регионов (стр. 3 из 3)

Даже для такой экономически мощной промышленной державы, как Великобритания, вывоз нефти в последнее десятилетие имеет очень большое значение, принося более 4% экспортной выручки, а другому крупному европейскому экспортеру - Норвегии еще больше - около 34%.

Цены на нефть (биржевые и внебиржевые) определяются двумя ключевыми факторами - текущим и ожидаемым соотношением спроса и предложения и динамикой издержек. Поскольку точных данных о текущем мировом балансе спроса и предложения нефти не существует, нефтяные трейдеры в основном ориентируются на информацию об изменении складских запасов нефти - стратегических и промышленных. Соответствующие оценки появляются в еженедельных и ежемесячных бюллетенях некоторых агентств. Наиболее известными являются обзоры Американского института нефти (API), информационного агентства Департамента энергетики США (EIA) и Международного энергетического агентства (IEA).

Рост запасов является косвенным свидетельством в пользу того, что предложение нефти превышает спрос и, как правило, сопровождается падением цен. Дисбаланс на нефтяном рынке возникает в основном из-за шоков предложения, в первую очередь со стороны ОПЕК, тогда как средний спрос на нефть гораздо выше. В частности, как показывают многочисленные исследования, потребление нефти крайне неэластично по отношению к цене на временных интервалах менее одного года. Тем не менее шоки, влияющие на потребление товаров, также могут вызывать существенные колебания цен. Сильные краткосрочные (дневные, недельные и среднемесячные) колебания приводят к тому, что при рассмотрении более длинных интервалов - квартальных и годовых - связь между ценой на нефть и балансом спроса и предложения размывается. На месячных и квартальных временных интервалах цены на нефть имеют ярко выраженную сезонную компоненту, что связано с колебаниями спроса. Крупнейшие потребители нефти из числа стран ОЭСР (США и Западная Европа) расположены в северном полушарии и для отопления помещений активно используют топочный мазут. В летние месяцы, наоборот, растет потребление бензина. Разница между максимальным (декабрь, февраль) и минимальным (май) потреблением нефтепродуктов странами ОЭСР составляет около 4 млн барр. /сут.

В долгосрочной перспективе цены на сырую нефть помимо баланса спроса и предложения определяются динамикой среднемировой себестоимости добычи. На себестоимость, с одной стороны, влияют темпы инфляции и истощение ресурсной базы (приводит к росту издержек), а с другой - различные технологические усовершенствования (уменьшают издержки). В результате одновременного действия многих факторов уровень цен на нефть зависит от своей траектории, а “правильный" уровень цен на нефть определен только в среднесрочной перспективе и может меняться как под действием шоков, так и долгосрочных тенденций.

Определить будущие цены весьма проблематично и из-за отсутствия у экономических субъектов реальной информации для долгосрочного планирования. "Как можно определить цены, когда у основных игроков нет адекватных данных о мировых запасах нефти? Вся серьезная информация по нефти удалена из информационного пространства. Нет четких реальных цифр ни по запасам, ни по производству нефти. Так, например, даже правительство России не владеет реальной информацией по объемам запасов нефти и оперирует лишь оценочными данными экспертов. Причем дело не только в том, что не производятся в необходимом объеме геологоразведочные работы. Цифрами владеют частные компании, но их реальное значение - коммерческая тайна. Схожая ситуация и в других добывающих странах. Нет данных по запасам Венесуэлы. Информация о нефтяных запасах Китая, который превращается в одного из основных потребителей углеводородов, - полностью секретная. Данные по этой стране основываются на приблизительных оценках.

По мнению экспертов, единственное, что можно "сказать наверняка", так это то, что нефть будет дорожать. Мировое потребление нефти будет стремительно расти, и сырья на всех не хватит", - говорят они. Китай, Индия и мусульманские страны Юго-Восточной Азии собираются обеспечить своему населению уровень потребления, сопоставимый с западными стандартами. Соответственно, потребление нефти этими странами будет стремительно расти. Кто и как обеспечит данные запросы - непонятно. Сейчас страны ОПЕК, на которые приходится порядка трети от мировой добычи, готовы увеличить объемы добычи лишь на 2 млн баррелей в день. Потребителей нефти много - самой же нефти мало, причем заменить ее пока нечем. В такой ситуации события могут развиваться только лишь по жесткому военному сценарию. Цели войны за ресурсы - устранить "лишних" потребителей и поставить под контроль районы нефтедобычи и маршруты транспортировки нефти. Впрочем, достаточно посмотреть на карту международных конфликтов. Война за эти регионы уже идет.

Заключение

Нефтяной комплекс в настоящее время обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Этот вклад существенно выше доли комплекса в промышленном производстве.

Нефтяные кампании делают весьма масштабные инвестиции. По темпам прироста вложения в нефтедобычу более чем в 4 раза превышают среднеотраслевые по промышленности. Но основные фонды отрасли в значительной степени изношены, особенно велика степень их износа в нефтепереработке. Капитальный ремонт в нефтепереработке почти равен объему инвестиций. Недостаточность инвестиций в техническое перевооружение увеличивает вероятность техногенных катастроф. Для увеличения объемов нефтедобычи, а также для модернизации нефтепереработки комплекс нуждается в больших капиталовложениях. Есть основания полагать, что для поддержания и развития производства нефтяные кампании делают значительно большие капитальные вложения, чем отражено в статистической отчетности.

По заявлениям руководителей нефтяного бизнеса, а также исходя из проведенных нами экономических расчетов, реальный объем инвестиций примерно на 30% превышает объем, зафиксированный в отчетности. Причины занижения объема инвестиций в основной капитал кроются в чрезмерно обременительной российской налоговой системе и общей политико-правовой неопределенности деятельности нефтяных кампаний.

Для модернизации нефтяного комплекса в ближайшие 5 лет в него необходимо вложить, по разным оценкам, 25-40 млрд. долл. Наиболее приоритетными направлениями инвестиций в нефтяной комплекс на ближайшую перспективу считается:

инвестиции в транспорт нефти на экспортных направлениях, включая дальневосточное;

инвестиции в промышленную инфраструктуру нефтедобычи, включая трубное хозяйство нефтяных кампаний;

При сохранении высоких цен на нефть российские нефтяные компании располагают необходимыми ресурсами для финансирования инвестиций в основной капитал. Уникальность ситуации в том, что масштабного привлечения прямых западных инвестиций в комплекс в настоящее время не требуется. Однако любые ужесточения на мировом нефтяном рынке могут обернуться либо необходимостью заимствований за границей, либо провалами в инвестировании развития отрасли.

Список использованной литературы

1. Мазус М.М. Экологические проблемы нефтяной индустрии. Вестник МГУ. Сер.6. 1999 №5

2. Абросимов А.А. Экология переработки углеводородных систем. М.: Химия. 2002.

3. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч.2. Цены и рыночная конъюнктура. / под ред. Есипова В.Е. - СПб.: издательство СПБГУЭФ, 1998.

4. Журнал "Экономика России: ХХI век" № 18

5. А. Конопляник. Куда исчезли справочные цены? // Нефть России. 2000, №7

6. А. Конопляник. От прямого счета - к обратному // Нефть России. 2000, №8

7. http://www.cfin.ru

8. www.ruseconomy.ru

9. www.finansy.ru