Смекни!
smekni.com

Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России (стр. 4 из 11)

При этом вследствие огромного масштаба операций на фьючерсном рынке, можно утверждать, что сегодня этот рынок может чутко реагировать на малейшие конъюнктурные изменения, причем не только в нефтяной отрасли, но и в макроэкономике в целом в любой стране земного шара. И, поскольку, нефтяные биржи позволяют совершать операции в круглосуточном режиме, то на практике получается, что любое значимое изменение в мировой политике, экономике и социальной жизни планеты незамедлительно отражается на поведении нефтяного рынка.

Рис.2 Динамика мировых цен на нефть

Исходя из доминирующих на мировом рынке нефти механизмов ценообразования, начиная со второй половины 20 века, можно выделить четыре основных характерных этапа его развития, что, естественно, нашло закономерное отражение и в общей динамике мировых цен (рис.).

В период господства на рынке МНК имела место в основном горизонтальная конкуренция между отдельными компаниями Картеля, с одной стороны, и независимыми компаниями на рынках материнских стран — с другой. Вертикальной конкуренции между отдельными подразделениями этих компаний практически не было.

Вместе с тем развивающиеся страны — крупнейшие экспортеры нефти, обеспечивая почти три четверти добычи нефти в мире, были крайне недовольны сложившимся мировым порядком распределения доходов от реализации этой нефти и считали его исключительно несправедливым. В итоге 13 развивающихся стран — основных экспортеров нефти с целью отстаивания своих интересов на мировом рынке нефти организовали ОПЕК и чуть позднее национализировали добычу на своей территории. Эти события привели к так называемому «нефтяному кризису», в итоге чего цены на нефть «взлетели» за 2 последующих года более чем в 5 раз, что совпало с общим сырьевым и валютно-финансовым кризисами, охватившими в этот период всю мировую экономику (см. рис.).

Поскольку промышленно развитые страны не могли в одночасье существенно сократить потребление нефти, рост цен продолжался вплоть до начала 80-х годов, когда он уже превысил уровень 35 долл. за барр.

Таким образом, начало второго этапа сопровождалось установлением принципиально нового, более высокого уровня мировых цен на нефть. Продолжающийся высокий спрос на нефть позволил ряду стран с более высокой себестоимостью нефти (например, Великобритании, России, Мексике, странам Африки) существенно увеличить добычу и начать свой экспорт нефти, вследствие чего доля стран ОПЕК в поставках нефти на мировые рынки начала постепенно падать.

На втором этапе доминирующая роль в ценообразовании перешла к 13 развивающимся нефтедобывающим государствам — членам ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор, Индонезия).

Получив после 1973 г. серьезный и реальный контроль над огромными добывающими активами мировой нефтедобывающей отрасли, страны — члены ОПЕК стали основным поставщиком на рынке нефти. Как следствие, сменился и характер конкуренции на нефтяном рынке, так как стала доминировать вертикальная конкуренция между национальными (в основном государственными добывающими) компаниями стран ОПЕК и независимыми компаниями из промышленно развитых стран, действующими в сфере переработки и сбыта нефти из развивающихся стран. Более того, в последующие годы произошло не столько замещение одного вида конкуренции другим, сколько усиление и горизонтальной, и вертикальной конкуренции при их одновременном существовании. (Основная конкуренция развертывается на рынке между государственными (национальными) и международными (частными) нефтяными компаниями.) Вместе с тем разведка и добыча нефти в мире — преимущественно государственная сфера деятельности, в нем, безусловно, доминируют государственные (национальные) нефтяные компании, контролируя более 90% запасов и свыше 70% — добычи нефти и газа.

На втором этапе картина основных принципов ценообразования несколько изменилась. Набор доминирующих цен остался тот же, что и на первом этапе, но поменялась их иерархия. На первое место вышли рыночные цены разовых сделок. Институт справочных цен сохранялся по той причине, что наряду с существованием официальных отпускных цен ОПЕК продолжала существовать и практика установления справочных цен для исчисления налогов концессионеров. И, соответственно, трансфертные цены.

На этом этапе рынок разовых сделок продолжал доминировать в определении объемов торговли, тогда как рынок долгосрочных сделок переместился на второе место — то есть они просто поменялись местами. В итоге эволюции характера и структуры сделок на нефтяном рынке, именно к бирже перешла ценоустановительная и ценообразовательная функция на этом рынке.

При этом механизм справочных цен практически перестал действовать. Сохранились лишь рыночные и трансфертные цены, причем последние — в очень ограниченном применении.

В начале был зафиксирован кратковременный феномен снижения абсолютных объемов спроса на жидкое топливо. После нефтяного кризиса промышленно развитые страны — импортеры жидкого топлива были вынуждены искать адекватный ответ на резкий рост мировых цен на нефть в ослаблении зависимости от ее поставок путем диверсификации источников нефтеснабжения, за счет наращивания отечественной добычи для хотя бы частичного вытеснения поставок нефти ОПЕК из баланса энергоснабжения. Однако потребовалось очередное ценовое потрясение нефтяного кризиса 1979—80 годов, вновь приведшее к многократному росту цен, прежде чем основные показатели энергоемкости ВВП промышленно развитых стран резко пошли вниз. Таким образом, с каждым последующим нефтяным кризисом, по мере нарастания остроты «нефтяных» проблем в мировой экономике, нарастало последовательное замещение нефти в общем объеме потребления энергоресурсов промышленно развитых государств по следующим направлениям:

наращивание импорта нефти из других источников;

увеличение собственной добычи нефти;

расширение потребления других углеводородов, в частности газа;

наращивание потребления других энергоресурсов (угля, электроэнергии, атомной энергии);

активное внедрение энергосберегающих технологий.

В итоге, с середины 80-х годов наблюдается замедление роста мирового спроса на жидкое топливо по сравнению с темпами развития экономики в целом.

В 2008г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного этими событиями, сегодня оценивается порядка 60 млрд долл. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок нефти крупнейшими импортерами, и, во-вторых — возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти.

События 11 сентября наглядно продемонстрировали необходимость коренного пересмотра прежней стратегии стран Запада в отношении ближневосточных производителей нефти. В течение долгих лет США и другие промышленно развитые государства рассматривали поддержание стабильности в этом регионе как неотъемлемый элемент своих геополитических интересов. Со временем усилия по поддержанию стабильности, как военными, так и политическими методами, требовали все больше ресурсов, зачастую не принося при этом желаемого положительного эффекта. В результате международные аналитики сегодня все чаще говорят о том, что Западу необходимо минимизировать свою зависимость от поставок нефти из стран Ближнего Востока.

В этой связи стоит привести мнение эксперта в области энергетической политики Университета Райс (США) Э. Яффе о том, что «эта задача является одной из основных целей Вашингтона в отношениях с Россией». По мнению аналитика, инициатива эксплуатации огромных нефтяных и газовых резервов России получила новый импульс в июле 2002 г., когда в Соединенные Штаты привезли первую партию нефти прямо из России. В настоящее время администрация США поддерживает эту инициативу и считает важной, чтобы «Россия играла стратегическую роль в диверсификации поставок нефти на мировые рынки».

Однако, несмотря на поддержку на высоком уровне, сохраняются значительные трудности в реальной организации постоянных прямых поставок нефти из России в США, в их числе, прежде всего высокие транспортные расходы и, соответственно, необходимость установления более высоких отпускных цен. Тем не менее, российская компания «ЛУКОЙЛ» уже заявила о планах строительства морского нефтяного терминала для Тимано-Печорского месторождения, который даст ей серьезное транспортное преимущество при поставках нефти морем в США.

Вместе с тем необходимо принимать во внимание и то, что даже если российская нефть пойдет в США, американская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще не в состоянии ее всю должным образом перерабатывать. Дело в том, в последние годы большая часть инвестиций американских компаний была вложена в оснащение предприятий страны оборудованием и технологиями для переработки тяжелой смеси, поставленной из Венесуэлы и Мексики, а не для легкой нефти с большим содержанием серы из России. Для этого необходима определенная реструктуризация нефтеперерабатывающих предприятий.

Еще в 60-х годах началась трансформация мирового нефтяного рынка, переход от старой классической монополистической структуры к современной свободной системе. Закончилась эта эволюция только к середине 80-х годов. Переход привел не просто к нестабильности — он сопровождался рядом серьезных кризисных потрясений, которые задели и ОПЕК. В декабре 1985 г. мировая цена на нефть была около 28 долл. за баррель, а через полгода, в середине 1986 г., она упала до 8 долл.