Энергетическая стратегия России нацелена на решение следующих задач в области производства и переработки нефти.
Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться, в основном, такими факторами как уровень мировых цен, налоговые условия в нефтедобыче и нефтепереработке, научно-технические достижения в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы и сроками ввода новых месторождений, особенно в новом - перспективном Восточно-Сибирском регионе.
По прогнозным оценкам, на развитие нефтеперерабатывающей промышленности в 2001-2020 гг. потребуется 12 млрд. долл. капитальных вложений.
Для подачи сырья на нефтеперерабатывающие заводы, на экспорт и обеспечения транзита нефти (в первую очередь - прикаспийских государств) потребуется модернизация и развитие систем трубопроводного транспорта, в том числе и строительство новых магистральных нефтепроводов на Севере и Юге Европейской части России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Развитие сети магистральных нефтепроводов в перспективе до 2020 года потребует привлечения инвестиций в размере 22 млрд. долл. В этой связи первостепенное значение приобретает обеспечение необходимого уровня инвестирования, а также сохранение и развитие строительной базы нефтяной промышленности.
В последние годы на мировом рынке сырой нефти, являющемся ключевым рынком энергоносителей, наблюдается ценовой бум. За период с 1998 г. — времени локального минимума на нефтяном рынке — до 2005 г., когда среднегодовая стоимость сырой нефти в текущих ценах превысила 50 долл./барр., стоимость одного барреля в зависимости от сорта сырой нефти выросла не менее чем в 4 раза. В текущем году рост продолжился: стоимость российской нефти марки Urals в среднем за январь-апрель составила 59.5 долл./барр. (рост на 35% год к году), а в первой половине мая — 65 долл./барр.
Фундаментальными причинами бума на нефтяном рынке стали возросший спрос на углеводородное сырье, с одной стороны, и ограниченные мощности в добыче нефти (на фоне перебоев с ее поставками) и в нефтепереработке — с другой. При появлении существенного запаса в резервных мощностях добычи нефти и ее переработки влияние спроса и спекулятивных факторов на нефтяные цены будет значительно меньшим, чем сейчас. По нашему мнению, в настоящее время формируются предпосылки для реализации именно такого сценария, при котором можно ожидать снижения нефтяных цен в среднесрочной перспективе.
В последние годы рост цен на сырую нефть формировался уже на фоне опасений возникновения ее дефицита на рынке в связи с последствиями сокращения нефтедобычи в Ираке, так как быстрого восстановления нефтедобычи в этом регионе, как об этом было заявлено экспертами США ранее, не произошло. С апреля 2004 г. линейная зависимость, при которой с ростом коммерческих запасов в США (см. соответствующий рисунок, построенный на еженедельных данных) наблюдалось снижение цен, стала меняться. Политическая нестабильность в ряде регионов добычи нефти (Персидском заливе, Венесуэле, Нигерии), стихийные бедствия на южном побережье США — одном из основных нефтедобывающих районов — не позволяли рассчитывать, что увеличение добычи нефти само по себе сможет снизить цены на нее. Центр внимания участников нефтяного рынка стал постепенно смещаться сначала в сторону объемов резервных мощностей нефтедобычи странами ОПЕК, а затем и свободных мощностей нефтепереработки в наиболее развитых странах.
Использование в качестве равновесной цены на сырую нефть среднего значения реальных цен за достаточно длительный период наталкивается на проблему выбора этого периода. Так, с 1861 г. средняя стоимость одного барреля нефти на мировом рынке (в ценах 2004 г.) составляет около 24 долл./барр., с 1970 г. — 35 долл./барр., в то время как за последние десять лет — 30 долл./барр. По нашему мнению, среднегодовые цены выше 40 долл./барр. не могут служить равновесными в долгосрочной перспективе, хотя ОПЕК рассматривает диапазон 40–50 долл./барр. как приемлемый — устраивающий и производителей, и потребителей.
Динамика среднемесячных цен на импортируемую в США нефть
Очевидно, что определенную роль здесь играют фактор валютного рынка, в частности "раскручивание" процессов обесценения доллара США, а также рост спекулятивной составляющей на мировых рынках — при этом не только на валютных, но прежде всего на товарных и финансовых. Причем в период перелома тенденций на товарных рынках роль спекулятивного фактора резко повышается. Так, например, последняя волна ослабления реального курса доллара к валютам торговых партнеров США (Price-Adj. Broad Dollar Index) началась с апреля 2002 г. К концу 2004 г. доллар обесценился на 16%, однако цены на нефть выросли кратно. В случае возникновения обратной тенденции — долгосрочного роста курса доллара и снижения цен на нефть — спекулятивный фактор может усилить эти процессы, что приведет к падению цен ниже среднего долгосрочного уровня последних десятилетий.
Стабильный уровень запасов углеводородного сырья в резервах, наращивание свободных нефтедобывающих и перерабатывающих мощностей, способных в большей степени демпфировать воздействие временного сокращения предложения сырья на мировом рынке на национальные экономики, по нашему мнению, приведут в среднесрочной перспективе к снижению цен на сырую нефть до диапазона 40–50 долл./барр. В пессимистичном сценарии, в случае более низких темпов роста мировой экономики (усиленных воздействием спекулятивного фактора), можно ожидать снижения цен на нефть ниже уровня 40 долл./барр.
Прогноз среднегодовых цен на нефть марки Urals
В то же время прогноз снижения цен на нефть расходится с ожиданиями, например, МВФ и Министерства энергетики США. В апреле-мае 2006 г. эти ведомства прогнозировали, что цены на нефть в среднесрочной перспективе останутся на уровне текущего года (в прогнозе МВФ отклонения цены за пять лет не превышают 2% от уровня 2006 г., прогноз EIA цены на 2007 г. ориентируется на незначительный ее рост). Такие прогнозы, с нашей точки зрения, конечно, также имеют право на существование. И мы не исключаем подобного сценария — и даже более существенного роста цен, если ситуация в Персидском заливе обострится до фазы очередного военного конфликта.
3. Пути совершенствования экономического развития России в связи с динамикой мировых цен на нефть
3.1 Перспективы укрепления позиций России на мировом рынке нефти
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.
Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.
Эти цифры подчас служат основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных экспертов, которые утверждают, что такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости российской экономики от добычи нефти и газа и о том, что наша страна превращается в сырьевой придаток мировой экономики.
Наличие обширных нефтегазовых ресурсов - это в первую очередь естественное преимущество, а не недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера достаточно просто сослаться на США, Великобританию и Норвегию, где при разумном использовании, как показывает опыт этих стран, нефтегазовая отрасль стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения. Поэтому я считаю, что российский ТЭК - это "локомотив", а не "игла" для национальной экономики.
В связи с этим государственное регулирование ТЭК распадается на два блока задач. Первый - это обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй - эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития российской экономики и социальной сферы.
В следующем году заканчивается первая пятилетка XXI века. За эти годы мировой рынок нефти сильно изменился, и это оказало влияние на всю мировую экономику. Спрос на нефть увеличивался каждый год, и цены росли. Для 2004 г. характерен рекордный рост потребления нефти, который стал одной из причин рекордного роста цен на нефть в текущем году.
В целом за пять лет начиная с 2000 г. потребление нефти в мире выросло на 7,5%. Лидером роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Нефтяной рынок Европы и стран СНГ по темпам роста отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной Америки. Европа - наш главный рынок сбыта нефти, и необходимо реально оценивать возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке.
В настоящее время более 70% роста потребления нефти в мире обеспечивают развивающиеся страны. Среди них лидирует Китай, который за пять лет увеличил потребление нефти на 94 млн. т в год и обеспечил 31% роста потребления нефти в мире.