Смекни!
smekni.com

Неравномерность экономического развития как глобальная проблема современности (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра

РЕФЕРАТ по философии

На тему: Неравномерность экономического развития как глобальная проблема современности

Выполнила:

Набережные Челны

2005


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………стр3

1. ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ…………стр4

1.1.Сущность и смысл развития экономики…………………………..…..стр4

2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА И РОССИИ…………………………………………………………….стр6

2.1. Экономические проблемы современного мира………….…………….стр6

2.2. Экономические проблемы России……………………………………..стр12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...………………….стр19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….стр20


ВВЕДЕНИЕ

Современное человечество - это более шести млрд земля, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политической культурной жизни.

Одна из причин такого разнообразия – различие природных условий, физической среды обитания людей. Эти условия влияют на многие условия общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами.

Понимая закономерности мирового исторического процесса, определив своеобразие и роль различных культурно-исторических типов выделяется его основные направления – цивилизаций Запад и Восток. Первый – Западная Европа и Северная Америка. Второй – Азия, где издавна следуют установившимся традициям. Где господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Он представлен многими государствами «третьего мира»: странами Азии и Африки. Сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической. Запад называют благодаря своим достижением техногенной, индустриальной, научно-технической цивилизацией. Идеалами цивилизации стали постоянные обновления, могучая поступь прогресса. Почти во всех отраслях господствовала гигантомания: огромные предприятия величественные сооружения и т. д.

Целью работы является выявить влияние неравномерности развития экономики на современные цивилизации мира, дать оценку состоянию и возникших проблем в процессе глобальных изменений.


1. ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ

1.1. Сущность и смысл развития экономики

Для понимания сути экономики и всей сложности экономических отношений необходимо предварительно уяснить, что лежит в основе этих отношений. Основой их являются человеческие потребности: это стержень всякой человеческой деятельности и прежде всего труда, а от сюда и экономики. Что такое потребность вообще? Это зависимость субъекта от внешних и внутренних условий своего бытия, это жизненный нерв человека, общества и его экономики: завод нуждается в сырье орудиях, предприниматель нуждается в заказчике, заказчик, скажем, - строительстве дома. Жизнь общества пронизана сложнейшей тканью потребностей и способами их удовлетворения. [5, с. 538]

Светлые перспективы цивилизации во многом определяются тем, на сколько успешно функционируют общественные системы в их взаимной связи, как единое целое, где каждая звено работает на целое, а целое стимулирует жизнеутверждающую силу частей. Что же можно выявить в тончайшей паутине социально-экономических связей с филосовско-экономической точки зрения? Какова методологическая роль филосовской культуры в осмыслении социально-экономической реальности?

Без экономического образования ныне вообще вряд ли возможно управлять делами государства. Речь идет не о профессиональном знаний современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой в ее основополагающих принципах.

Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем или угол зрения на экономическую жизнь общества. Что бы ответить на вопрос, что такое экономическая философия как философское учение, следует прежде понять, что такое политическая экономия. Определим ее как науку, изучающую законы, принципы, управляющие производством, распределением, обменом (куплей-продажей) и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человечества.

Политическая экономия исходит из той точки зрения, что в хозяйственной сфере жизни общества существуют известные общие потребности, такие, как потребность в пище, одежде, крове и т.п., и способы, которыми они удовлетворяются. Тут действуют и случайности, и закономерности. Так почва здесь или там более или менее плодородна, годы различаются по своей урожайности, один человек трудолюбив, другой ленив. Но этот переизбыток произвола порождает всеобщее определения, и все, что кажется рассеянным и лишенным мысли, удерживается необходимостью, которая отыскивает законы, действующее в массе случайностей. «Интересно проследить, как все связи оказывают здесь обратное действие, как группируются особенно сферы, как они влияют на другие сферы и в свою очередь испытывают с их стороны содействие или препятствие. Прежде всего, достойно внимания это взаимодействие, в которые сначала не вериться, ибо кажется, что все предоставлено произволу единичного; оно имеет сходство с планетной системой, которая всегда являет взору лишь неправильные движения, но законы, которой все-таки могут быть познаны».

Политическая экономия зародилась под знаком прагматизма, т.е. из вполне практических мотивов, из потребностей разобраться в сложности хозяйственного механизма жизни общества. Она ориентирована на выработку принципов эффективной хозяйственной деятельности трудовых коллективов и отдельных людей. Экономическая деятельность имеет характер борьбы за жизнь и именно за определенный уровень жизни. Хозяйственная нужда надвигается на нас как неумолимая необходимость, от которой нельзя уйти, не уходя от самой жизни. Экономика изначально тяготеет над человеком и человечеством. [5, с. 539]

Нужда, бедность, повседневная потребность и соответствующие им понятия экономических благ, полезности, потребительной ценности, богатства, благополучия суть естественные явления, в которых вращается жизнь людей, ее вопросы и ответы: спрашивают нужда и потребность, а отвечают человеческий труд и полезность благ.


2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА И РОССИИ

2.1.Экономические проблемы современного мира

С точки зрения способов получения (производства) экономических благ, используемых в хозяйственной жизни, макроэкономическая структура современного мира представляет собой как бы слоеный пирог. В нем представлены все технологические уклады, встречавшиеся в истории человечества, - от кочевых родовых общин, ведущих почти исключительно натуральное хозяйство где-нибудь в дебрях Амазонки, пустыне Калахари или в других малопригодных для цивилизованной жизни условиях, до постиндустриальных технополисов Америки, Японии и Европы, а также многочисленных любителей побродить по всему миру в компьютерной системе «Интернет». В этом смысле между историей и современностью в экономике нет столь же четких границ, какие существуют, например, в науке, где все реальное движение происходит только на передовом рубеже.

Несмотря на огромное многообразие технологий, по объему производимых благ в современном мировом хозяйстве доминирует индустриальный уклад. [3, с.350]

Согласование крайне противоречивых интересов разных общностей в мировом масштабе при этом достигается просто за счет доминирования влияния обществ, осваивающих наиболее совершенные хозяйственные технологии. До сравнительно недавнего времени можно было говорить о разделе мира на ряд крупных сфер экономического доминирования таких обществ: США – Латинская Америка, Англия – бывшие страны Британской империи во всем мире, Франция – большая часть Африки и т.д. В частности, в каждой из них валюта стран-лидеров выступала как основная резервная валюта для стран, входящих в сферу влияния.

Отчасти такой раздел продолжает существовать, особенно в области культурного взаимодействия соответствующих обществ. Однако сейчас усиливаются интеграционные процессы как между наиболее развитыми экономически обществами мира, таки и между ними и остальным человечеством. Правда, макроэкономическая политика пока продолжает проводиться в основном на уровне отдельного взятых стран. Только в Западной Европе наблюдается устойчивая тенденция к освоению надстранового уровня воздействия на экономику, выражающаяся, в частности, в переходе к единой евровалюте. [3, с. 352]

До недавнего времени существовало разделение мира на три части, три «мира». Из них первый образовывали экономически развитые страны с рыночной экономикой , второй – так называемые социалистические страны, большинство из которых объединялись вокруг СССР в «мировую систему социализма» (МСС), а третий все остальные.

Существовало также рассмотрение мировых проблем на осях «Запад-Восток» и «Север-Юг». Первая пара, по сути дела, обозначала отношения первого и второго «мира» и сейчас принадлежит прошлому, а вторая – в основном первого и третьего «мира».

Это деление имело не экономическую, а политическую основу и исчезло из употребления вместе с распадом ММС. Тем не менее, многие экономические международные связи того периода определили и сегодняшнее положение большинства стран, в том числе и России.