По мнению экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к налоговым гаваням относятся страны и территории, где подоходный налог взимается по номинальной или нулевой ставке и для определённых видов дохода установлен преференциальный режим налогообложения, а для нерезидентов созданы возможности уклонения от уплаты налогов в странах их резидентности.[10]
Во многих зарубежных справочниках оффшорные центры определяются как юрисдикции с низкими и даже нулевыми ставками налогов на доходы и имущество, где местное трастовое законодательство позволяет выгодно хранить активы и вести хозяйственную, особенно финансовую, деятельность со значительными налоговыми льготами.[11]
По другим определениям, «оффшорный финансовый центр – это страна или юрисдикция, где на международном уровне предпринимаются попытки привлечь иностранный бизнес такими средствами сознательной политики правительства, как введение законов по защите коммерческой тайны и налоговые льготы».[12]
Один из британских специалистов полагает, что «оффшорный финансовый центр-это центр, разрешающий финансовую деятельность, которая географичсеки или законодательно по своим условиям отличается от финансовой деятельности на остальной территории оффшорной юрисдикции».[13]
Любая из оффшорных юрисдикций, а вместе с ней и дислоцированный на ней оффшорный центр должны отвечать ряду обязательных требований. Вот перечень основных характеристик, которыми должен обладать любой популярный оффшорный центр[14]:
1) Развитая и современная законодательная база оффшорного центра и оффшорного бизнеса, предусматривающая принципиальное разрешение ведения оффшорного бизнеса с территории принимающей юрисдикции и детальное и льготное регулирование, как широкого спектра предлагаемых оффшорных услуг, так и деятельности различных видов оффшорных компаний.
2) Выгодное географическое положение на магистральных транспортных коммуникациях вблизи крупных деловых центров мира. С развитием мировой транспортной системы, сети связи, включая Интернет, и глобализации мирового хозяйства значение этого фактора снижается, и известны случаи успешного развития оффшорных центров в островных, удалённых и внутриконтинентальных странах.
3) Политическая стабильность в оффшорных юрисдикциях, необходимая для укрепления доверия иностранных инвесторов и гарантий неизменности льготного режима работы для зарубежной клиентуры.
4) Определённая административная автономность оффшорных центров, если они являются анклавами или эксклавами таможенных территорий оффшорных юрисдикций. Для малых стран этот фактор не важен, поскольку оффшорный режим обычно применяется на всей территории.
5) Развитая техническая инфраструктура, включающая наличие сети транспорта и связи, комплекса служебных и жилых помещений для осуществления интенсивного, быстрого и устойчивого общения с внешним миром.
6) Развитая и комплексная деловая инфраструктура, включающая банки, страхоовые и трастовые компании международного класса, и необходимое количество специалистов для обслуживания оффшорных операций (финансисты, аудиторы, бухгалтеры, юристы, программисты и переводчики).
7) Полномочный и компетентный орган государственного управления работой оффшорного центра.
8) Моральная, материальная и политическая поддержка законодательной, исполнительной и судебных властей оффшорной юрисдикции в ходе учреждения и развития оффшорного центра.
9) Постоянное рекламное присутствие оффшорного центра на мировом рынке оффшорных услуг.
10) Система межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов с зарубежными странами.
11) Участие оффшорной юрисдикции в международном сотрудничестве по борьбе с отмыванием незаконных доходов.
12) Членство оффшорной юрисдикции в Гаагской конвенции по апостилированию документов.
Короче говоря, оффшорными финансовыми центрами следует считать часть или всю территорию оффшорных юрисдикций, которые законодательно гарантируют учреждение, регистрацию и функционирование оффшорных компаний иностранных резидентов-акционеров и разрешают им вести льготные зарубежные коммерческие операции под своим исключительно мягким контролем.
Итак, после того, как выше были приведены наиболее важные определения, перейдём к основной части работы.
Страны и территории Западной Европы, где располагаются оффшорные центры, подразделяются на территории с льготным и умеренным налогообложением. К первому типу относятся Ирландия, Гибралтар и расположенные вблизи Великобритании острова Мэн, Гернси, Джерси, Адерней и Сарк.
Основные требования к оффшорным фирмам, которые не платят налогов в этих центрах, заключается в том, что, во-первых, хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне могут вести только фирмы-нерезиденты и, во-вторых, эти фирмы могут действовать в зоне только при наличии особого статуса, который предоставляет им законодательство того или иного оффшорного центра.
К территориям с льготным налогообложением, успешно развивающимся в последние десятилетия, относится остров Мэн, англоязычный остров между Англией и Ирландией с населением в 70 тыс. человек. По конституции он является самоуправляющейся территорией в Соединённом Королевстве. Остров является ассоциированным членом ЕС по особому договору, в который не входят вопросы налоговой политики. Объявив себя в середине 1970-х гг. оффшорным центром, остров Мэн превратился в один из важнейших финансовых центров Европы. На острове обосновались компании, трасты, банки и другие учреждения. Финансовый сектор обеспечивает порядка 25% национального дохода острова[15].
Остров Мэн имеет правовую систему по типу английского общественного права, а суды в целом применяют английскую модель, что весьма важно при учреждении трастов. Он обладает хорошо развитой юридической и другими службами. Центральное место в репутации острова как серьёзного оффшорного центра занимает его система контроля, которая имеет большой опыт части надзора и регулирования щекотливых финансовых вопросов. Остров имеет хорошие коммуникации, в том числе телефонную, факсимильную и телексную связь первого класса. Тесные авиасвязи с аэропортом Хитроу в Лондоне обеспечивает хорошее сообщение со всем миром.
Остров Мэн можно охарактеризовать как стабильную, хорошо развитую и одновременно быстро расширяющуюся оффшорную юрисдикцию на основе общего права, где затраты ниже, чем в сравнимых юрисдикциях Джерси и Гернси.
На острове отсутствует валютный контроль, клиентам обеспечивается секретность ведения операций. Регистрация компаний занимает 10-12 дней. Отсутствуют налоги на перевод капитала, дополнительный доход, регистрацию, имущество, прибыль от реализации, наследство и дарение. Формально оффшорные фирмы должны вести бухгалтерский учёт, но в то же время они не обязаны его никому предоставлять.
На острове Мэн регистрируются фирмы трёх типов:
1) фирмы-резиденты, которые имеют право действовать на территории самого острова и платят 20%-ный подоходный налог. Однако следует помнить, что любая первоначально зарегистрированная на острове фирма считает фирмой-резидентом до тех пор, пока она не подала ходатайство о получении другого статуса и не оплатила соответствующие годовые сборы;
2) фирмы-нерезиденты являются безналоговыми, если сфера их деятельности находится вне острова Мэн. Они сами определяют для себя места проживания директоров, акционеров и секретаря фирмы. Ежегодный правительственный сбор с такой фирмы составляет 600 ф.ст. в год.
3) Фирмы-исключения, также относящиеся к числу безналоговых фирм. Для них требуется, чтобы хотя бы один из директоров фирмы и её секретарь проживали на острове Мэн. Государственный годовой налог – 300 ф.ст.[16]
В настоящее время на острове Мэн разрабатываются законы, которые упрощают формальности, относящиеся к безналоговым фирмам. Вместо фирм-исключений будут так называемые «международные компании», и им предсказывают относительное долголетие. Создание фирм этого типа вызвано требованиями Европейского союза. Что касается фирм-резидентов, то после принятия нового закона этот тип фирм, скорее всего, исчезнет, и его придётся преобразовывать в международные компании.
Другим примером «налогового рая» является Гибралтар, последняя колония Великобритании в Европе. Гибралтар, в котором проживает 30 тыс. человек, является самоуправляющимся образованием с 1965 г. Гибралтар – ассоциированный член ЕС, но с определёнными исключениями: здесь не применяется договор об общем землепользовании и налог с оборота.
В качестве оффшорного центра Гибралтар рос быстрыми темпами, одновременно с этим развивались юридическая и прочие службы. Этот быстрый рост в значительной степени повлиял на телекоммуникации: в последние годы в действие была введена новая усовершенствованная телефонная система. Основные авиасвязи осуществляются с Лондоном несколькими ежедневными рейсами, но имеются также авиалинии для связи с Африкой и остальным миром через испанские аэропорты в Севилье и Малаге.
Валютой является гибралтарский фунт, котируемый на одном уровне с английским фунтом. Валютного контроля не существует, а сегодняшний банковский сервис можно считать абсолютно современным, причём он улучшается по мере переезда сюда международных банков. Секретность в банковском деле основана на общем праве. Отсутствуют требования обнародования имён бенефициариев до регистрации компании, даже в случае заявления об освобождении компании от налогов.