Бурно эволюционировав в 2006-2007 годах, отечественный телекоммуникационный рынок сейчас замер в ожидании. И виной всему не мировой кризис, о котором громогласно вещают все СМИ, а сомнения ведущих российских игроков – куда стоит инвестировать. Затруднение это вполне понятно. Не так давно операторы сотовой связи достигли более чем 100% уровня проникновения, и теперь абонентскую базу серьезно расширить не удастся. Противоречивый опыт европейских операторов, которые уже сталкивались с подобными проблемами, не может дать однозначного ответа, какую отрасль стоить развивать более интенсивно. Поэтому на сегодняшний момент российский рынок телекоммуникаций пытается развиваться сразу по нескольким направлениям, стремясь максимально сократить издержки и повысить доходы.
2005 год стал последним бурного развития рынка сотовой связи, в этот год сотовым компаниям в последний раз удалось удвоить совокупную абонентскую базу. В ход шли все способы рекрутинга клиентов, вплоть до раздачи бесплатных sim-карт. Абонентские базы разбухли за счет новобранцев, не заинтересованных сохранять бесплатно доставшийся контракт: они выговаривали сумму, лежавшую на счете, и выбрасывали sim-карту. За пять лет операторы подключили практически всех, кого могли и к концу 2006 г. рост армии активных пользователей фактически закончился. После того как проникновение сотовой связи в России превысило 100%, продажи sim-карт существенно упали. Зато, в 2006 г. впервые за всю историю мобильной связи в России начался рост среднего дохода операторов на абонента (ARPU). Причины увеличения ARPU:
· переход на новую систему расчетов между операторами фиксированных и сотовых сетей после введения с 1 июля 2006 г. принципа "Платит звонящий" (Calling Party Pays, CPP). Региональные операторы, многие из которых прежде вообще не платили федералам за звонки своих абонентов на их сети, теперь стали это делать;
· пересмотр операторами тарифной политики после введения СРР;
· рост разговорной активности абонентов (MOU);
· увеличение доходов населения.
Несмотря на рост ARPU, средняя стоимость минуты разговора (APPM) в России снижается (исключение - компания МТС). По этому показателю Россия на одном из последних мест в мире (еще дешевле минута связи в Индии и Китае).
По распространенности сотовых услуг Россия уже догнала Западную Европу. Однако доля трат домашних хозяйств на мобильные услуги в России самая низкая из всех экономически развитых стран.
Хотя говорим мы с каждым годом все больше, по сравнению, например, количество минут разговора на одного абонента в России меньше, чем в большинстве стран мира. Так что здесь нам есть куда расти, уверяют операторы, и вводят тарифы, стимулирующие абонентов говорить больше. С мая 2007 г. крупнейшие сотовые операторы ввели кредитные тарифы. Теперь телефон не отключится, даже если деньги на нем закончатся. Это важный психологический момент: люди не бояться, что у них закончатся средства на телефоне, говорят дольше.
Доход от дополнительных услуг в России до сих пор в два раза ниже, чем в западных странах. В России доля неголосовых услуг в доходах компаний не превышает 12%. В странах Западной Европы эта доля колеблется на уровне 18%. Здесь тоже есть потенциал для роста. Операторы запускают все новые неголосовые услуги. Региональные операторы, вводят такие сервисы даже активнее, чем три российских лидера рынка - ВымпелКом, МТС и МегаФон. Рост потребления допуслуг - их основной источник увеличения доходов.
Однако, емкостей сотовых сетей едва хватает на обслуживание голосового трафика. Российские операторы постоянно расширяют свои сети, ежегодно добавляя по несколько тысяч новых станций. Сейчас российский сотовый рынок стоит на пороге запуска сетей третьего поколения (3G), основное преимущество которых - резкое снижение затрат на передачу данных. На базе 3G-оборудования, тем более постоянно дешевеющего, расширение емкости будет стоить гораздо меньше.
Но, россиянам не стоит преувеличивать ожидания от внедрения 3G стандарта. Конкурсы на получение 3G лицензий в конце 1990-х радикально изменили "мобильный ландшафт" Европы. Появились десятки новых игроков, которые стремительно разворачивали свои сети и просто взорвали этот рынок, предлагая все новые и новые услуги. Ничего подобного в России не будет. Ведь развивать 3G в России будут все те же компании "большой тройки", которые сейчас владеют GSМ-сетями - ВымпелКом, МТС и МегаФон - именно они выиграли конкурс на получение соответствующих лицензий в апреле 2007 г.
По сравнению с европейскими операторами, тройка получила тепличные условия для взращивания 3G: нет конкурентов, за получение лицензий российские компании заплатили около $100 000; (а, например, Vodafone потратила только на получение британской лицензии $9,4 млрд). К тому же, сейчас оборудование для 3G стоит на порядок дешевле, чем 4-5 лет назад, а выбор телефонов, которые работают в этом стандарте, стал гораздо шире.
Но операторы не торопятся с внедрением услуг нового поколения для абонентов. У них перед глазами весьма противоречивый европейский опыт. За пять лет существования сетей нового поколения европейцы так и не нашли рецепта успеха. Число 3G-абонентов постоянно растет, но ожидаемых сверхприбылей владельцам сетей нового типа они так и не принесли.
С одной стороны, ежемесячный доход 3G-оператора от одного пользователя (ARPU) ощутимо выше, чем у GSМ-оператора или даже компании, которая одновременно использует сети двух поколений. С другой - если взглянуть на структуру доходов сотовых компаний нового типа, то на неголосовых услугах они зарабатывают ненамного больше, чем GSМ-операторы. Продать абонентам новые услуги оказалось не так-то просто. Для этого абонентам придется покупать новые дорогие телефоны. Deutsche Bank в одном из последних отчетов заявил, что более высокий уровень ARPU европейские 3G-операторы получили благодаря миграции на сети нового поколения абонентов с высокими расходами на связь. Такие пользователи всегда падки на продвинутые услуги, но их доля в абонентской массе невелика.
В то, что 3G-продукты в мгновение ока станут массовыми, российские операторы не верят и проявлять излишнее рвение в их продвижении не станут. По условиям лицензии развернуть сеть на территории России они были обязаны в течение трех лет. Причем речь не шла о ковровом покрытии, достаточно было обозначить наличие сети в каждом регионе при помощи нескольких базовых станций. Таким образом, представив некоторые 3G-услуги, операторы уже выполнили условия лицензии. А по вопросу более широкого распространения 3G-услуг операторы дают себе время думать, поскольку прогнозируемая популярность услуги связи третьего поколения (3G) может оказаться не такой уж прибыльной, как хотелось бы сотовым операторам. Например, на GPRS и WAP тоже возлагались большие надежды, но никаких сверхприбылей внедрение этих технологий не принесло. Хотя, несомненно, существует большой спрос на данные услуги. Закачка контента тоже постепенно теряет свою популярность – дешевле и проще скачать все с сети Интернет. Поэтому операторы постепенно начинают внедрять различные дополнительные неголосовые услуги.
Некоторые компании за счет слияния и реорганизаций занялись работой сразу по трем направлениям – они предлагают высокоскоростной интернет, телевидение, мобильную связь. Данный вид услуг называют triple play. Рассмотрим его подробнее в связи с его перспективностью.
Сегодня есть три основных массовых информационно-коммуникационно-развлекательных сервиса: телефония, телевидение и интернет-коммуникации (условно – передача данных). В прошлом они были разделены технологически и организационно: каждый базировался на собственной инфраструктуре. Для пользователя это выглядело как телефонный провод, телевизионный кабель и "интернетный" провод или розетка. Соответственно разные операторы предоставляли разные услуги: телефонную связь – традиционные телефонные операторы (ГТС), телерадиовещание – например, РТРС или "НТВ-Плюс", услуги Интернета – интернет-провайдеры (ISP). Сегодня же оператор мультисервисной сети, который обеспечивает своим абонентам широкополосное IP-подключение (со скоростью не менее нескольких мегабит в секунду), способен в принципе все три наиболее массовых и привычных сервиса предоставлять одновременно через IP-канал. Технологически такие IP-каналы могут быть разными (на основе xDSL, Ethernet), главное, чтобы они обеспечивали нужную полосу пропускания и были управляемыми с точки зрения качества: поддерживали приоритизацию различных типов трафика, различные уровни обслуживания. Следует отметить, что оператор такой мультисервисной сети не просто воспроизводит старые услуги на новой технологической базе, но и делает их более интересными, качественно иными и обязательно расширяет этот список новыми услугами, которые отсутствовали в традиционных сетях. Например, наряду с телепрограммами (видео) в IP-сети можно вещать и радиопрограммы (аудио), причем с любым качеством, вплоть до многоканального Dolby Stereo Surround 5.1. Сегодня в IP-сети доступны и весьма популярны сетевые компьютерные игры, web-чаты, всевозможные интернет-пейджеры (типа Skype или ICQ). Таким образом, triple play – это, в сущности, маркетинговый термин, поскольку в данном случае речь идет об операторской мультисервисной IP-сети, о современных IP-технологиях.
Оператору как минимум триединый сервис выгоден: вместо одной услуги он предоставляет несколько, увеличивая свой доход. Более того, для традиционных телефонных операторов это, по сути, единственная возможность вообще выжить на крайне динамичном рынке в условиях сильного снижения доходности голосовых услуг и доминирования мобильных операторов в качестве операторов голосовой связи (в России сегодня уже чуть ли не втрое больше сотовых телефонов, чем проводных).
Зарубежный опыт подтверждает перспективность данного развития данного направления для традиционных телефонных операторов. Например, гонконгский оператор PCCW почти два года назад запустил видеоуслуги на базе своей ADSL-сети, в которой сегодня по IP доступно около 500 телеканалов и несколько тысяч фильмов, а общее количество пользователей этих услуг приближается к полумиллиону. В Японии у проекта сети triple play Yahoo BB (BB означает BroadBand) несколько миллионов абонентов. Начинали они с "голоса" – с услуг абонентской IP-телефонии, к которым позже добавили и видеоуслуги. Развитие услуги triple play привело к тому, что лидеры рынка были вынуждены в срочном порядке пересматривать свою политику, чтобы небольшие региональные компании не потеснили их. Это положительно сказалось как на ценах, так и на качестве предлагаемых услуг.