Смекни!
smekni.com

Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса мировой задолженности (стр. 1 из 4)

СОДЕРЖАНИЕ

Начало мирового валютно-финансового кризиса. 3

Подход кредиторов к разрешению кризиса. 7

Подход должников к разрешению кризиса. 8

Эволюция финансовых ресурсов России. 14

Список использованной литературы.. 24

Начало мирового валютно-финансового кризиса

Глобализация мировой экономики, как и ее составная часть- финансовая глобализация, содействовала ускорению темпов экономического роста, расширению научно-технического прогресса во всем мире.

В то же время в этом процессе немало противоречивого. Операции с бумагами и денежными суррогатами становятся общим правилом. За счет таких спекуляций с «легкими, как воздух» ценными бумагами в последние годы выросли огромные состояния, которые они оценивают триллионами долларов. Возникает «порочный круг замкнутого на себя развития». Международные перемещения капиталов усиливают «близорукость рынка». Речь идет как о предпочтении капитала краткосрочному функционированию, так и о весьма пестрой географии накопления. Капитал устремляется лишь к некоторым зонам мира, где складываются в какой-то момент особо благоприятные условия для наживы. Еще более важное значение имеет фактическая бесконтрольность значительной финансовой глобализации.

Все эти обстоятельства имели важное значение, как отмечали эксперты Организации Экономического Сотрудничества и Развития, для развития негативных тенденций в мировой экономике. По их мнению, началась «длительная ползучая экономическая депрессия».

Особенно четко эта мысль прозвучала в докладе экспертов базельского Банка международных расчетов 9 июня 1997 г. Авторы доклада выразили опасение о реальной угрозе ухудшения финансового положения мира. По их мнению, уже в это время кризисные процессы в разных формах охватили 2/3 стран из 181 члена МВФ. В основе кризисных явлений были глобальные денежные спекуляции, вышедшие из-под контроля. Такая ситуация означала начало всеобщего банковско-финансового кризиса. Течение кризиса имело волнообразный характер. Первый его этап можно отнести к 1994 г. (события в Мексике). Затем последовали кризисные потрясения в странах Юго-Восточной Азии и России, а также Японии, а через некоторое время – в Латинской Америке. И, наконец, в 2000 - 2002 гг. кризис подступил к США и странам Западной Европы. Вспышка, а потом ослабление одного очага приводили к нарастанию общих трудностей.

Буквально через несколько недель после опубликования доклада экспертов базельского Банка международных расчетов грянул кризис в виде стран Юго-Восточной Азии. Он начался спустя 2 года после мексиканского кризиса, который уже потряс основы глобализированной финансовой системы. Но в 1997 - 1998 гг. произошел более мощный и длительный кризис государств, обладавших определённой моделью развития, долгое время считавшийся образом эффектности. Кризис в странах Юго-Восточной Азии стал ярким свидетельством усиления неустойчивости всей валютно–финансовой системы мира.

Несмотря на чрезвычайные меры, принятые МВФ кризис постепенно расширялся и становился более глубоким. Как подчёркивала в это время газета «Моnde», «ключевые показатели мировой равновесия, как в плане геоэкономическом, так и в политическом, все более изменяются т.к. кризис в Юго-Восточной Азии затронул фактически наиболее развитые современные страны (примером может служить Южная Корея) и все более влияет на такие крупные державы, как США, Япония, КНР, и международные организации».

В настоящее время об этом ярко свидетельствуют трудности в экономике второй державы мира - Японии. В 90-е гг. XX - начале XXI в. резко сократились темпы развития японской экономики, упали курсы на Токийской бирже, разорился ряд крупных банкой и финансовых компаний.

Интенсивные спекуляции в конце 80-х - начале 90-х гг. привели к росту банковских кредитов. А это содействовало увеличению сом­нительных долгов. По оценкам специалистов, общая сумма таких долгов составляет в настоящее время около 400 млрд. долл. Гигантские вложения японского правительства и Центрального банка Японии для решения проблем, связанных с платежами, пока мало сказались на реальном положении экономики.

Изменения в последнее время происходят и в США. Еще недавно глава ФРС А. Гринспен объявлял, что в стране началась «эпоха быст­рого и непрерывного экономического роста без инфляции». По­зднее он вынужден был признать, что его видение развития мира изменилось. «Перед лицом все более широкого мирового кризиса и тех последствий, которые он несет с собой для американской эко­номики», руководитель банковской сети США, по его словам, стал испытывать большое беспокойство.

Тревогу вызывает развитие американских фондовых бирж. Мы уже отмечали невиданный подъем их активности в 90-х гг. Но серия рекордов была прервана в апреле 2000г., когда курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже обрушился почти на 60%. Это было наибольшее в истории падение курса акций американ­ских компаний после Великой депрессии. В целом за последние три года объем биржевых операций в Японии, Западной Европе сущест­венно сократился.

Ухудшилось международное финансовое положение ряда стран Латинской Америки. Отток капитала из Бразилии одно время при­нял характер настоящего бегства.

Оазисом процветания в бушующем океане мирового валютно-финансового кризиса до самого последнего времени были стра­ны Западной Европы. Трудности «азиатских тигров», ухудшение по­ложения в Латинской Америке их мало затронули. Существует мне­ние, что они пытались использовать их для расширения своей международной экспансии. Но грандиозный финансово-экономи­ческий обвал в России, ставший в августе-сентябре 1998 г. важной составной частью мировых потрясений, оказал непосредственное влияние па западноевропейские страны, особенно на Германию как основного коммерческого партнера, инвестора и кредитора пашей страны. Заявления президента директории крупнейшей в Западной Европе промышленной и финансовой группы RoyalDutchShellМ. Муди-Стюарта были охарактеризованы в прессе как «сигнал тре­воги группы Шелл». Обращаясь к акционерам, президент подчерк­нул, что «общее состояние экономики в Западной Европе и мире ухудшается».

Показательны сообщения из Швейцарии, цитадели финансовой
прочности и процветания. В октябре 2001 г. ведущая швейцарская
банковская группа CreditSuisseGroup объявила о чистом убытке по итогам III квартала 2001 г. в размере 187 млн. долл. из-за спада на фондовых рынках. 2002 год стал худшим и 146-летнейистории финансовой группы, принеся ре­кордный убыток - 2,5 млрд. долл. Рекорд поставил и крупней­ший банк мира японский MizhoHoldings. Его убыток составил 16,5 млрд. долл. Но абсолютным рекордсменом стала американская медиа-корпорация AOLTimeWarner. Ее потери в 2002 г. превысили 98,7 млрд. долл.

Возросшая валютно-финансовая и общеэкономическая неста­бильность в мире ярко проявляется в росте объемов неисполнен­ных обязательств, или дефолтов. 2002 г. стали называть временем дефолтов. Только за три квартала этого года статистики насчитали 27 суверенных дефолтов, а в течение 2001г. их было всего 28. Общая сумма задолженностей по дефолтам за три квартала 2002 г. достигла 133 млрд. долл., а за весь 2001 г. они составили 74 млрд. Аналитики считают, что в 2003 г. количество и объем дефолтов бу­дутувеличиваться. Особую тревогу вызывает положение в Аргенти­не, Бразилии, Индонезии. В настоящее время, когда рост в основных экономиках замедлился или полностью прекратился, все проблемы слабых экономик станут очевидными, и бороться с ними будет не­легко.

Рассмотренные нами кризисные явления нередко выходят за пре­делы финансовой сферы. Одной из важнейших ос­нов растущего мирового кризиса является финансовая глобализация мира. Гигантские разме­ры современных международных финансовых потоков, растущее дерегулирование операций на новых рынках, режим накопления ка­питала с «финансовой доминантой» в огромной степени усиливают неустойчивость международной валютно-финансовой системы. Особое значение приобретает перенасыщение каналов мирового обращения вторичными ценными бумагами. Очевидно, что мир в настоящее время переживает самый глубокий финансовый кризис со времен Великой депрессии.

Уже в начале 80-х годов стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и ТНБ, сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических стран. В кризисных странах оказалась замороженной большая часть вложений ТНБ в развивающихся странах. Уменьшение валютных поступлений данных стран привело к сокращению сбыта товаров промышленно развитых стран, поэтому их правительство и международные экономические организации предприняли ряд мер, чтобы стабилизировать мировую кредитно-финансовую систему. Они оказывали давление на коммерческие банки с тем, чтобы не продолжили кредитование должников.

Подход кредиторов к разрешению кризиса

Первая половина 80-х гг. в подходе кредиторов к проблеме кризиса задолженности выделяется несколько периодов:

1. В 1983-1985 гг. ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или представления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников. Была повышена надбавка к ставке ЛИБОР до 2%, а комиссионные - до 1,1% стоимости пересматриваемого долга. Было заключено 67 соглашений по пересмотру задолженности, которые затронули почти половину всех банковских кредитов, полученных развивающимися странами. Структурализация долга, по сути, не решала проблемы внешней задолженности, а переносила их на более поздние сроки.

Международные валютно-кредитные учреждения выполняли центральную роль в решении проблемы внешней задолженности. МВФ для каждого должника разрабатывал стабилизационную программу, которая обычно предусматривала либерализацию или отмену валютного и импортного контроля, снижение валютного курса, открытие экономики страны, принятие жестоких антиинфляционных мер. Последние включали контроль за кредитами банков, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль за зарплатой, отмену контроля за ценами и поощрение свободы рынка. С принятием этих программ увязывалось предоставление новых банковских кредитов. Наряду с получением кредитов от МВФ или МБРР организовались также гарантированные кредиты частных банков. С этой целью кредитные ресурсы МВФ в 1983 г. были увеличены в 1, 5 раза.