Введение
Мнение Постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке В.И. Чуркина о позиции России в Совете Безопасности ООН.
О позиции России на 64-й сессии Генерельной Ассамблеи ООН.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Под международными правительственными экономическими организациями здесь понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектность (способностью иметь права / обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, права на заключение договоров, на привилегии, иммунитета и т.д.). К таковым относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.
В период после распада Советского Союза Россия стремилась определить свое место, и была очень сильно зависима от Запада. Это касалось миротворческих операций, санкций, международного трибунала. В середине 1990-х начались перемены, которые проявились, прежде всего, на Балканах. Появилось огорчение насчет того, что Запад заходит слишком далеко и требует слишком многого. Пошли разговоры о том, что Запад не принимает во внимание чувствительное отношение России к таким вопросам как Сербия. Когда в ООН прибыл Сергей Лавров (в качестве постоянного представителя РФ), позиция России стала более наступательной. Это проявилось на Балканах во время косовского кризиса, когда Россия отказалась принять резолюцию Совбеза ООН, одобряющую применение силы. И тогда США и их партнеры пошли в обход ООН, использовав НАТО. То же самое происходило в отношении Ирака, когда Россия стала одним из самых главных оппонентов режима санкций. И вплоть до начала войны не хотела идти вместе с американцами.
Мнение Постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке В.И. Чуркина о позиции России в Совете Безопасности ООН
Это мнение было выражено в интервью «Независимой газете» от 13 августа 2008 года:[1]
- Виталий Иванович, всем интересно, насколько позиция России в ООН конструктивна, пользуется ли она поддержкой других стран, есть ли потенциал развития заявляемой нами позиции. Это особенно важно с учетом новой ситуации, когда западные страны в обход решений Совета Безопасности ООН предпринимают односторонние действия в свою пользу. Почти скандальная ситуация возникла недавно с решением Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по переформатированию Миссии ООН в Косово. Россия заняла в Совете Безопасности ООН четкую позицию по Косово и весьма определенно высказывается по иранской проблеме. Насколько эта позиция влияет на других членов Совета Безопасности ООН, не считая наших западных оппонентов?
- Мне кажется, позиция России существенно влияет на других. Мы - один из лидеров СБ ООН. Россия входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности, и наша позиция привлекает повышенное внимание коллег по СБ ООН и за его пределами. В последнее время можно наблюдать, что мы привлекаем на свою сторону значительное число членов СБ ООН, когда обсуждаются весьма острые проблемы. Не было ни одного случая, за то время, что я здесь провел (а это два с небольшим года), когда Россия была бы в полном одиночестве по тем ли иным острым проблемам. Посмотрите, например, по Косово: нам, по существу, удалось завоевать поддержку своей позиции у половины членов СБ. Как вы помните, было несколько заседаний по Косово, и возникали моменты, когда, если бы было проведено голосование, мы бы получили большинство. Таким образом, тезис, выдвинутый нашими западными партнерами, когда появился план Марти Ахтисаари (фактически подразумевающий поэтапное предоставление независимости Косово - «НГ»), что Россия все блокирует, подрывался и опровергался самим характером обсуждения. Хотя тогда голосование не проводилось, было очевидно, что наши аргументы услышаны, восприняты и нашли энергичную и четкую поддержку среди целого ряда членов Совета Безопасности. Это наблюдается и сейчас. Скажем, 25 июля проходило очередное заседание, посвященное Косово, и кроме нас пять членов Совета Безопасности заявили позиции, которые очень близки нашей, не говоря уже о том, какую поддержку это имело за пределами СБ.
Мне кажется, ярким доказательством влиятельности наших подходов, что сейчас только 43 страны из 192 признали независимость Косово. То есть люди восприняли наш аргумент, что в данном случае речь идет о подрыве международного права и создается очень опасный прецедент. Поэтому обещания, которые раздавали наши западные коллеги, когда готовилось одностороннее провозглашение независимости Косово, что на следующий день его сразу признают 100 стран, оказались неоправданными. Резюмируя, можно сказать, что наша позиция востребована, наш голос слышат и ценят, что мы не боимся занимать принципиальные позиции и твердо отстаивать их. Все это ведет к росту нашего авторитета в Организации Объединенных Наций, хотя иногда и создает определенные проблемы в наших взаимоотношениях с западными партнерами. Но здесь у меня сомнений и досады нет. Мы говорили и продолжаем говорить нашим западным коллегам, что готовы быть партнерами. Мы считаем исключительно важной целью борьбу за единство пятерки постоянных членов Совета Безопасности, важной целью - единство Совета Безопасности.
Действительно, в подавляющем большинстве случаев решения СБ ООН принимаются единогласно, и мы очень много работаем над этим. Но это должно быть равное партнерство. Если ваше определение партнерства состоит в том, что вы будете диктовать повестку дня, диктовать содержание решения, и когда оно должно приниматься, то это ни к чему не приведет. Ситуация вокруг проекта резолюции по Зимбабве, о которой мы поговорим чуть позже, - это пример неправильного понимания нашими западными коллегами партнерства или образец попытки навязать определенную трактовку партнерства, с которой мы просто не согласны.
1. Основная задача 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоит в дальнейшей консолидации многосторонних начал в мировой политике. Россия последовательно выступает за всемерное укрепление роли ООН в формирующейся многополюсной системе международных отношений. Глобальный финансово-экономический кризис, повышение уровня конфликтогенности в ряде регионов мира, продовольственные и климатические вызовы делают востребованным согласование коллективных позиций при решении этих острых проблем под эгидой ООН.
2. Россия выступает за строгое соблюдение уставных прерогатив СБ ООН как главного органа, ответственного за поддержание международного мира и безопасности. При этом исходим из того, что потенциал ООН в этой сфере следует укреплять за счет более эффективного взаимодействия с региональными и субрегиональными партнерами в соответствии с Главой VIII Устава ООН.
3. Разделяем мнение других государств-членов относительно необходимости реформирования СБ ООН. Цель таких преобразований видим в укреплении центральной роли и повышении эффективности этого органа на основе усиления представленности в нем, прежде всего развивающихся государств.
Как показывает ход межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности, на данном этапе ни одна из официально выдвинутых моделей реформирования Совета не пользуется широкой поддержкой. В этих условиях сдвинуть с "мертвой точки" дискуссию о реформировании Совета могла бы "промежуточная модель", которая предусматривает увеличение состава СБ только в категории непостоянных членов с более длительными сроками пребывания в Совете и с возможностью их последующего переизбрания. Однако при любом варианте расширения СБ нынешние прерогативы его постоянных членов, включая право вето, должны оставаться без изменений. Выступая в пользу достижения возможно более широкого консенсуса по реформированию СБ, считаем неприемлемым навязывание каких-либо решений через голосование в Генеральной Ассамблее ООН или установление искусственных сроков для принятия такого решения.
4. Российская Федерация уделяет приоритетное значение сотрудничеству с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Являясь членом ЮНЕСКО с 1954 года, Россия всемерно содействовала укреплению международной роли этой Организации, активно участвовала в реализации ее программных целей и многочисленных многосторонних проектов. Российская Федерация выступает за дальнейшее развитие Организации, превращение ее в действенный инструмент в рамках выполнения Целей развития ООН.
В этой связи наша страна приняла решение о выдвижении заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Александра Яковенко для избрания на пост Генерального директора ЮНЕСКО на выборах в ходе 35-й сессии Генеральной конференции Организации в октябре с.г.
Убеждены, что избрание российского кандидата будет способствовать повышению эффективности использования интеллектуально-культурного потенциала Организации в интересах всех стран мира.
5. Россия продолжает исходить из противоправности одностороннего провозглашения независимости (ОПН) Косово. Ожидаем объективного заключения Международного Суда на этот счет по запросу Генеральной Ассамблеи ООН. Как показало время, ОПН не способствовало решению ключевых проблем Косово. Ситуация в крае далека от стабильности, нет подвижек в примирениисербской и албанской общин. Косово фактически разделено по национальному признаку. Сохраняется потенциал возобновления межэтнического насилия. Квазигосударство остается нежизнеспособным образованием, не способным самостоятельно функционировать. Убеждены в том, что Совет Безопасности ООН и Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) должны продолжать держать под плотным контролем косовские процессы.