15 мая 1948 г., на следующий день после того как последний английский солдат покинул бывшую подмандатную Палестину и лидеры еврейской общины официально провозгласили создание государства Израиль, регулярные войска ЛАГ вступили на палестинскую территорию. Так начался конфликт, который стал первым звеном в цепи драматических событий на Ближнем Востоке, превративших этот регион в арену затяжного военно-политического кризиса.
Вступление арабских государств в войну против Израиля было вызвано целым комплексом причин и лишь отчасти являлось следствием той позиции, которую они заняли в 1947 г. в отношении резолюции ООН о разделе Палестины. Решающее значение имели в данном случае собственные политические интересы правящих кругов этих государств, в том числе и гегемонистские устремления Трансиордании. Король Абдаллах был наиболее активным сторонником вооруженного вторжения в Палестину. Его расчет на аннексию ее восточной, арабской части был составным элементом проекта создания так называемой Великой Сирии — блока стран под эгидой трансиорданских и иракских хашимитских правителей. Эти претензии Абдаллаха пользовались поддержкой Англии, оказавшей существенную военную помощь трансиорданским правителям, которые выступали «не столько против израильской экспансионистской политики, сколько против стремления палестинского населения решать самим свою судьбу»[16].
В надежде сохранить свои пошатнувшиеся позиции на Арабском Востоке Англия в этот период всячески стремилась продемонстрировать свою солидарность с «делом арабов» и поддержать представление о том, что истинные цели сионистов не ограничиваются захватом Палестины, но распространяются на весь ближневосточный регион. Не будучи заинтересованной в уничтожении Израиля, Англия, по сути дела, толкала ЛАГ к вступлению в войну, рассчитывая получить от нее политические дивиденды для себя и своих арабских союзников.
В определенной мере вступление ЛАГ в войну с Израилем являлось результатом давления на арабские правительства со стороны националистически настроенной буржуазии, которая опасалась, что Израиль в скором времени превратится в источник массированной экономической экспансии в странах региона.
Правящим кругам таких стран, как Сирия, которая со времени провозглашения независимости стремилась придерживаться нейтралистского внешнеполитического курса, и Египет, в принципе не заинтересованный в военных авантюрах, приходилось считаться с давлением общественного мнения, с многочисленными митингами и демонстрациями в защиту «дела Палестины». Наряду с националистами, задававшими тон в этой кампании», активную роль в подталкивании арабских стран к войне играли религиозные круги, особенно исламские общества в Египте, апеллировавшие к идее «мусульманской солидарности». В этих условиях правящая верхушка была вынуждена, исходя из соображений политической стабильности, продемонстрировать искренность своих усилий в деле «защиты арабской и мусульманской Палестины». Едва ли можно считать случайностью, что египетский премьер-министр Ахмед Нукращи, говоря а причинах, побудивших страну объявить войну Израилю, упомянул о необходимости защиты «чести Египта перед мусульманским миром»[17].
Вступление в войну наряду с регулярными частями добровольческой «Армии спасения», мобилизованной Лигой арабских государств, получило религиозное обоснование как джихад. На этот счет была дана специальная фетва главного муфтия Египта. Как говорилось в этой фетве, личное участие в джихаде за спасение Палестины или же финансовое содействие ему является, согласно шариату, религиозной обязанностью для жителей самой Палестины и прочих мусульманских государств, поскольку «евреи-сионисты пытаются силой оружия создать еврейское государство в одной из самых почитаемых арабских и мусульманских стран... чтобы не только захватить Палестину, но и утвердить господство над всеми исламскими государствами, уничтожить их арабский характер и их исламскую культуру»[18]. Вместе с тем подчеркивалось, что действия добровольцев-муджахидов должны быть подчинены правилам, установленным для ведения джихада правительствами арабских государств. Как отмечает Р. Петере, эта оговорка отражала неблагожелательное отношение египетских властей к партизанской деятельности в Палестине отрядов «Братьев-мусульман», которая началась еще до прибытия «официальных» добровольце» Лиги[19].
В ходе первой войны арабы заняли ряд территорий в южной и восточной частях Палестины, предназначенных по решениям ООН для арабского государства. Потом арабами был занят еврейский квартал в Старом Иерусалиме. Израильтяне тем временем взяли под свой контроль стратегически важную дорогу, ведущую от побережья к Иерусалиму, проходящую через Иудейские горы. К началу 1949 года Израиль сумел занять Негев вплоть до прежней египетско-палестинской границы за исключением узкой прибрежной полосы сектора Газа. Эта полоса осталась под египетским контролем. Иорданская армия сумела закрепиться на Западном берегу Иордана и в Восточном Иерусалиме. Занятая иорданской армией часть Западного берега стала рассматриваться как часть Иорданского государства. Переговоры февраля-июля 1949 года, приведшие к перемирию между Израилем и арабскими странами, закрепили временную границу между противостоящими сторонами на рубежах боевого соприкосновения войск в начале 1949 года[20].
Арабо-израильская война 1948 - 1949 годов принесла победу израильской армии. Израильские войска в дополнение к территории, отведенной Израилю по плану раздела, захватили 6,7 тыс. кв. км., включая пустыню Негев, предназначавшуюся арабскому палестинскому государству. В результате, Израиль клином врезался в Арабский Восток, отделив Египет от других арабских стран. Оставшуюся часть арабской Палестины оккупировал Арабский легион короля Иордании Абдуллы, а район Газы оказался под управлением Египта, хотя и не был включен в его состав.
Глава 2. Политика США на Ближнем Востоке в 40-е годы
2.1 Развитие политики США в отношении Палестины
Согласившись с установлением английского мандата над Палестиной, США до 1939 года «устранились» от участия в определении ее дальнейшей судьбы. До поры до времени не проявляли никакой активности и американские сионисты, оживление деятельности которых совпадает с появлением в 1939 году английской «Белой книги» и резко негативной реакции на нее со стороны и арабов, и евреев. Весной 1941 года в США был создан некий американский «политический общественный комитет», в состав которого вошли, в частности, 270 конгрессменов. Одной из его задач было «организовать моральную поддержку американского народа созданию еврейского национального очага в Палестине»[21].
Усилия американской стороны, направленные на поощрение сионистских устремлений, проявились и в том, что в предвыборные программы и демократов, и республиканцев в 1944 году был включен пункт о поддержке так называемой Билтморской (по названию отеля) программы, принятой на проходившей в 1942 году в Нью-Йорке конференции представителей американских, европейских и палестинских сионистов. Положения Билтморской программы сводились к следующему: потребовать у английского правительства немедленно образовать в Палестине «еврейское содружество» как неотъемлемую часть нового послевоенного порядка; предоставить «Еврейскому агентству» право контроля над еврейской иммиграцией в Палестину и размещением иммигрантов; потребовать от английского правительства отменить положения «Белой книги» 1939 года, признать за еврейскими вооруженными формированиями право на существование под собственным флагом.
15 октября 1944 г., накануне президентских выборов, отвечая на письмо сенатора Вагнера, президент Рузвельт подчеркнул, что будут предприняты «усилия» с тем, чтобы «найти соответствующие пути и средства» в целях обеспечения создания «Палестины как свободного и демократического еврейского содружества... как только это станет практически возможным»[22]. Однако после выборов Рузвельт вернулся к своей прежней линии, заключавшейся в том, чтобы в данном вопросе не брать на себя никаких конкретных обязательств. Такая линия, несмотря на растущее давление сионистов, приносила Рузвельту заметные политические выгоды благодаря тому, что он пользовался большой популярностью среди американских евреев, и сионистам было исключительно трудно в этих условиях противостоять его курсу. Президент Рузвельт, будучи умным и расчетливым государственным деятелем, всегда воздерживался от изъявления официального сочувствия сионистскому движению и сионистским планам в отношении Палестины, справедливо полагая, что такой однобокий подход может надолго испортить отношения США с арабскими государствами. Рузвельт, например, оставил без ответа обращение к нему 68 сенаторов в 1942 году, в котором они заявили «о своей решимости оказывать всевозможное поощрение движению за восстановление евреев в Палестине в соответствии с духом библейского пророчества»[23]. В 1944 году Рузвельт не принял рекомендацию группы сенаторов потребовать от имени США скорейшего создания в Палестине еврейского государства.
Откровенная ставка, сделанная сионистами на США, во многом объясняла и активизацию антианглийских акций, которые были характерны для деятельности сионистских организаций в период 1939 - 1947 годов. Так, в Палестине только в ноябре 1945 года члены вооруженных сионистских формирований 153 раза разрушали железнодорожную колею, трижды нападали на английские полицейские посты, пытались взорвать нефтеперерабатывающий завод в Хайфе. В 1944 году террористы из «Штерна» убили в Каире английского статс-секретаря лорда Мойна. В этой связи даже У. Черчилль, который был сторонником идеи создания «еврейского очага» в Палестине, вынужден был заметить: «Это постыдное преступление потрясло мир и серьезно повлияло на тех, кто, как и я в прошлом, были последовательными друзьями евреев и постоянными архитекторами их будущего. Если наши надежды на сионизм исчезают в дыму пистолетного выстрела убийцы, а наши усилия по обеспечению будущего сионизма вызывают новую волну худшего гангстеризма по образцу нацистской Германии, многие, как и я, вынуждены будут пересмотреть позицию, которую мы занимали с таким постоянством и так долго в прошлом»[24].