Однако, несмотря на революционную реорганизацию промышленности и новые методы управления военным производством, Германия не смогла достичь уровня выпуска оружия. Достигнутого во время Первой мировой войны. Несмотря на старания министерства вооружений, государственная опека промышленности страны продолжала сохраняться. Сложные, многообразные формы государственного контроля тормозили реорганизацию промышленности.
После поражения германских войск под Сталинградом руководство страны перешло к стратегии «тотальной войны». Предполагалось проведение полной мобилизации всех тыловых ресурсов, использование всего военно-экономического потенциала Германии. Необходимо было расширить трудовую повинность, провести новый набор в армию, значительно увеличить производство военной продукции.
«Тотальная война» означала переход к тотальной системе организации военной промышленности. Хозяйственную систему необходимо было полностью подчинить решению проблем производства вооружений. Было отдано распоряжение «о переходе на крупное производство». Многие мелкие и средние предприятия были включены в состав крупных, конкуренция между производителями фактически прекратилась.
Концентрация военной промышленности была продолжена после появления приказа Гитлера «О концентрации военной экономики». Отныне управление всем производством было сосредоточено в министерстве вооружения и военного производства (бывшее министерство вооружения и боеприпасов). Имперское министерство экономики лишалось производственных функций параллельно с министерством вооружений, ограничиваясь снабжением населения, общими вопросами хозяйственной политики, финансов и кредита, внешней торговли. После проведенной реорганизации была решена проблема концентрации управления военным производством. Все ключевые решения по поводу выпуска продукции теперь принимались Советом по вооружению и министерством вооружений.
Переход к тотальной экономической системе обострил одно из основных противоречий: увеличение производства военной техники не сопровождалось столь же высоким ростом занятых в данном производстве трудовых ресурсов. Потери на фронте вынудили сократить число специалистов в военной промышленности и направить часть из них в армию. Нарастал конфликт между потребностью в солдатах на фронте и потребностью в рабочей силе на производстве.
Кроме трудовых ресурсов не хватало и производственных мощностей. По мере увеличения объема производства промышленный потенциал Германии стал постепенно исчерпываться. Выходом из сложившейся ситуации было использование производственных мощностей стран, оказавшихся в сфере немецкого влияния. Наибольший интерес для Германии из оккупированных стран представляла Франция. Правительство Германии перенесло часть производства потребительских товаров (одежда, обувь, текстильные изделия, мебель) во Францию. Производство аналогичной продукции в Германии практически прекратилось, а поступающих товаров из Франции вполне хватало для удовлетворения потребностей населения. Также значительно возросли поставки в Германию сырья и продовольствия из стран Западной Европы.
Переход к тотальной экономике не позволил в полной мере использовать весь ресурсный потенциал, устранить разногласия в управлении экономикой. Несмотря на успехи отдельных руководителей (Шпеер), отсутствие четкой стратегии развития не только экономики, но и ведения военных действий, противоречивость властей не позволили внедрить эффективную мобилизационную модель экономики страны.
Наиболее успешным с точки зрения производства военной продукции стал 1944 г. В этом году появились последствия проведенной реорганизации военной промышленности, и выпуск оружия и боеприпасов существенно увеличился. Выпуск боеприпасов за период с 1942 по 1944 гг. возрос на 335%, танков на 598%, самолетов на 367%, автомобилей на 133%, кораблей на 217 % . В 1944 г. Военная промышленность выпустила:
· самолетов различных типов – около 40 тыс. единиц;
· танков и штурмовых орудий – свыше 27 тыс. единиц;
· артиллерийских орудий – 27 250 шт.[10]
Если в промышленной сфере дела обстояли не так уж плохо, то кредитно-денежная система продолжала падение в пропасть. Для финансирования нужд военной промышленности правительство страны использовало механизм государственного долга, а также проводила широкомасштабную эмиссию. Военные займы к концу войны составили 380 млрд. рейхсмарок. В командно-административной системе фиксированных цен и карточного снабжения такая кредитно-денежная политика имела своим следствием тяжелую послевоенную инфляцию и всеобщий дефицит товаров.
Никакие организационные мероприятия уже не могли спасти Германию от поражения. Производимого даже в гораздо большем объеме оружия все равно было недостаточно для восполнения потерь армии. На военных заводах катастрофически не хватало рабочих . и попытка организации работы в три смены не дала результата. Новые самолеты зачастую не могли подняться в воздух из-за нехватки топлива. Накопленные ранее резервы неуклонно сокращались.
Министерство вооружений предприняло последнюю попытку нормализации ситуации. Было привлечено 150 тыс. рабочих для восстановления разрушенных заводов. Многие производства переносились в подземные помещения. Однако выйти на прежний уровень производства не удалось.
В феврале-марте 1945 г. индекс промышленного производства резко снизился, военная промышленность уже была не в состоянии удовлетворить потребности фронта, из-за непрекращающихся авианалетов Германию поразил транспортный кризис.
Вскоре экономика была вновь реорганизована. По территориальному принципу были созданы шесть промышленных округов. Которые образовывали замкнутый круг производства военных вооружений. Это позволило обеспечить определенный выпуск оружия вплоть до последних дней войны.
В последние месяцы войны нацисты попытались применить тактику «выжженной земли». По приказу Гитлера при отступлении предписывалось уничтожать все промышленные и транспортные объекты, объекты снабжения и все материальные ценности. Шпеер был категорически против такого распоряжения и в меру своих возможностей противился этому. Он понимал, что война проиграна и сохранял на свой страх и риск наиболее важные объекты инфраструктуры. Рассчитывая на послевоенное восстановление народного хозяйства. Промышленники тоже готовились к неминуемой катастрофе. Многие из них начали реорганизацию своих предприятий.
После поражения Германии во Второй мировой войне административно-командная модель экономики с изменениями, введенными Шпеером сохранялась в течении трех послевоенных лет. Но из-за разногласий оккупационных сил, заметного послевоенного спада производства, разрухи транспортной и коммуникационных сетей. Ситуация в экономике сложилась не в пользу сохранения данной модели.
Глава 2 Послевоенное состояние экономики Германии
2.1 Программы союзнического контроля над послевоенной
Германией
На завершающей стадии войны союзники по антигитлеровской коалиции имели ряд планов по развитию дальнейшей судьбы Германии. СССР, США и Великобритания разрабатывали различные варианты ослабления экономической и политической мощи Германии, ее оккупации и расчленения на несколько «самостоятельных», отдельных областей. Самым известным из таких планов стала американская концепция Уайта Моргентау, которая предполагала ликвидацию Германии как промышленного конкурента на мировом рынке. Согласно «Плану Моргентау» к Германии должны быть применены следующие меры:
· Расчленение Германии;
· Установление внешнего управления держав-победительниц над Рурским промышленным районом (Рурская область должна была быть лишена всех отраслей промышленности, все оборудование демонтировалось, а шахты закрывались).
· Союзническая военная работа должна вести работу с учетом дальнейшего расчленения германии (Моргентау считал, что союзники не должны принимать никаких мер, которые могли поддержать германскую экономику).
Каждый из союзников получал по своей оккупационной зоне, а также оккупационный сектор в столице Германии. На Ялтинской конференции (февраль 1942 г.)[11] к Большой тройке держав добавилась Франция, которая тоже получила свою оккупационную зону и отдельный сектор в Берлине.
С целью координирования действий союзных военных администраций был создан Союзнический военный совет. Он охватывал следующие сферы компетенции:
-Выполнение программы демилитаризации промышленности Германии, взимание репараций, ограничение импорта и экспорта;
-Обеспечение производства товаров и услуг для поддержания среднего уровня жизни, но не превышающего средний уровень в европейских странах;
-Осуществление равномерного распределения основных продуктов между оккупационными зонами для сбалансирования экономики;
-Контроль над промышленностью и всеми внешнеэкономическими сделками. Предотвращая возрождение военного потенциала Германии;
-Контроль над всеми германскими учреждениями и научно-исследовательскими центрами, связанными с экономической деятельностью.
Создавался собственный германский управленческий аппарат, которому поручалось решение таких неотложных задач как ремонт транспорта, увеличение добычи угля, подъем производства сельскохозяйственной продукции. Ремонт жилья и восстановление коммунальных предприятий и коммуникаций.
В экономической сфере была определена система мер, которые были направлены на ликвидацию военно-промышленного потенциала, существовавшей ранее концентрации экономической силы в виде картелей, трестов и синдикатов и иных монополистических объединений. Основу послевоенной экономики Германии должны были составлять исключительно мирные отрасли промышленности и сельского хозяйства. При этом, она лишалась всех ранее захваченных территорий и в порядке частичного возмещения убытков обязывалась выплатить странам антигитлеровской коалиции 20 млрд. долларов.[12] Взимание репараций происходило путем изъятия оборудования, не предназначенного для мирного строительства.