Смекни!
smekni.com

Преимущества и недостатки торговой системы ВТО (стр. 5 из 8)

Не менее важно отстоять право России на разумный протекционизм в отношении отраслей, составляющих фундамент экономики страны, право на поддержку сельского хозяйства в переходный период и, наконец, перевести на язык конкретных условий присоединения к ВТО положение, содержащееся в статье 29 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам и говорящее о том, что страна, «находящаяся в процессе перехода от центрально-планируемой к рыночной экономике, может применять меры и программы, необходимые для такой трансформации». Далее целесообразно подчеркнуть, что ГАТТ в его нынешнем и будущем виде не запрещает протекционизм, разрешает повышать таможенные пошлины, позволяет применять многие виды нетарифных ограничений, не запрещает использовать квотирование и лицензирование, разрешает субсидирование отдельных отраслей экономики. Однако все это может осуществляться в рамках и на основе определенных, иногда четко обозначенных, иногда более общих правил, правовых норм и обычаев. Поэтому присоединение России к ВТО не ослабит возможности государства в регулировании внешней торговли, создаст новые правовые условия защиты интересов российских экспортеров и импортеров, позволит более четко очертить баланс общенациональных интересов и интересов отдельных отраслей экономики (как производителей) и, наконец, откроет путь к сложному переходу страны в области внешней торговли на практику, сложившуюся в мире к середине 90-х годов, на базе которой ведется внешняя торговля всеми странами мира[15].

Путь во Всемирную Торговую Организацию начинается с определения условий присоединения России к Генеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. До начала 1995 года аббревиатура «ГАТТ» обозначала одновременно крупнейшее межправительственное многостороннее торговое соглашение, положения и нормы которого создавали и создают правовую базу для мировой торговли и сложившуюся на базе Соглашения международную организацию, в круг ведения которой входили вопросы торговых отношений между участвующими в ГАТТ странами (наблюдение за тем, как ими соблюдаются нормы ГАТТ, разрешение споров и конфликтных ситуаций и др.).

Участие в ГАТТ дало и дает государствам многостороннюю правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования и защищает против торгово-политических дискриминации. По существу, ГАТТ играло и продолжает играть роль многостороннего торгового договора для 153 участвующих в нем государств, заменяя в этом качестве громоздкую систему из многих тысяч двусторонних торговых договоров. Все это получит Россия, присоединившись к ВТО.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя целый ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО, но вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят защищать внешнеторговые интересы России на мировом рынке и откроют путь к тому сложному процессу, который получил название «интеграция в мировое хозяйство»[16].

2.2 Аргументы «против» вступления в ВТО

Вступление России в ВТО является одним из центральных вопросов экономической политики. Оно приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления.

Например, решение вопросов, связанных со вступлением в эту организацию, поможет получить значительный выигрыш в виде более эффективного встраивания в глобальную экономику; при этом потребуется существенное перераспределение труда, капитала и человеческого капитала между секторами и регионами, а также изменение предприятиями своих организационных структур и стимулов для сотрудников.

С другой стороны, вступление в ВТО может стать своего рода точкой отсчета, с которой начнется перестройка экономики, если ориентироваться на необходимость указанного более эффективного встраивания экономики регионов в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности.

В то же время, вступление в ВТО требует поступиться некоторыми принципами, что ведёт к ряду негативных последствий в развитии отдельных отраслей экономики:

- усложняется защита своих товаропроизводителей из-за снижения импортных тарифов и упрощения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок;

- уменьшается поступление средств в государственный бюджет в связи со снижени­ем ввозных таможенных пошлин (изменение размера таможенных пошли основывается на ТК РФ в соответствии со ст. 324, 325, и др. статей ТК РФ 3 раздела)[17];

- ограничиваются возможности государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.

При вступлении любой страны в ВТО возникает вопрос: "На каких условиях ее могут принять в эту организацию? В 90-е годы не был сделан анализ последствий присоединения России к ВТО, не установлено, до какого предела можно уступать. Не были изучены последствия для экономики страны, не приведена в соответствие с положением ВТО законодательная база по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации, применения санитарных и фитосанитарных мер. В тот период, когда в России практически существовало внешнее управление, было не до этого.

Ведущие страны - участницы ВТО заинтересованы в принятии России в состав ее членов, так как это облегчает для них доступ не только на наш привлекательный рынок, но и к природным ресурсам. Однако большое желание России стать полноправным членом этой организации провоцировало Запад к тому, чтобы добиваться наибольшего благоприятствования только для своих компаний. Иными словами – они пытаются извлечь выгоды за наш счет. Постоянно усиливались дискриминационные условия: ввозные пошлины на продовольственные товары были установлены значительно ниже, чем для многих стран-членов ВТО, как и субсидии для АПК. Нашей стране запрещалось стимулировать внутренний спрос.

Правительство стремились вступить в эту организацию практически на любых ус­ловиях. Например, Г. Греф говорил, что главное - получить входной билет в ВТО, "ввязаться в драку, а потом посмотрим"[18]. На переговорах же Россия постепенно сдавала одну позицию за другой. Масштаб уступок сводился к резкому снижению или полной отмене ввозных пошлин на многие товары, к допуску иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение госзакупок, отказу государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции, сокращению субсидирования отдельных отраслей. В общем, наши специалисты по вступлению в ВТО уступили все, что только могли. Российские ученые, специалисты села, уже давно поняли, что билет в ВТО обойдется нашей стране слишком дорого.

К тому же эта организация не является справедливой, не выполняет функций, для решения которых была создана. США и некоторые другие западные страны под разговоры о либерализации торговли навязывают миру свои правила, требуют от развивающихся стран распахнуть настежь двери для своей продукции. Требования же сократить господдержку фермерским хозяйствам США и Европы не дают результата. Это привело к противоречиям в самой организации. Процесс регулирования международной торговли, начало которому было положено в ноябре 2001 года в столице Катара - Дохе, на всех четырех последних раундах переговоров окончательно зашел в тупик. Глубокие экономические противоречия возникли не только между богатым Севером, который хочет быть еще богаче, и бедным Югом, который не хочет погрянуть в беспросветной нужде, но и между США и европейскими странами. По словам Ф. Тютчев: "Усобица на Западе - вот наш лучший политический союзник"[19].

Обязательства России и развитых стран перед ВТО имеют далеко не одинаковые параметры. Защитные меры в ЕС превышают наши многократно. ЕС легко ограничивает поставки продовольствия из других стран, практикуя около 90 видов квот. Россия же существенно стеснена в таких возможностях. Запад оставляет за собой право проводить жесткую торговую политику, всемерно поддерживать своих фермеров, системно бороться с безработицей, вводить запрет на ввоз в страны ЕС российского зерна. Нам же советуют не только законсервировать нынешний мизерный уровень поддержки села, но и постепенно от него отказываться, а некоторые договариваются до того, чтобы вообще прекратить производство мяса.

Любому здравомыслящему человеку становиться понятно, что Россию сажают на импортную "продовольственную иглу" и что один из путей избавиться от нее - тарифное регулирование и введение квот на импорт. Так же, что касается проблем в сельском хозяйстве, то Россию заставляют ограничить господдержку сельского хозяйства ее нынешним уровнем.