Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них – поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.
Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:
· увеличение технологического отставания от развитых стран;
· рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);
· обнищание основной массы населения;
· усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
· ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
· рост внешнего долга, прежде всего, международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.
Серьезным негативным последствием для менее развивающихся стран может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям.
3. Экономическая поляризация стран СНГ
Даже самого беглого взгляда на основные показатели достаточно, чтобы осознать, сколько далеко государства СНГ отстоят сегодня друг от друга на условной шкале развития.
Если ранжировать их относительно российского ВВП на душу населения, то они выстроятся в следующем порядке. Казахстан и Беларусь наиболее близки к уровню России (соответственно 77 и 71% от российского показателя). Далее с большим отрывом следуют Грузия (48), Украина (45) и Узбекистан (32). Остальные – Азербайджан и Туркменистан (по 28%), Армения (26), Молдова (24), Кыргызстан (18) и Таджикистан (11%) – фактически принадлежат к группе наименее развитых государств. То есть в большинстве стран среднедушевой ВВП в несколько (3-9) раз меньше, чем в России.
Относительно высокий уровень среднедушевого ВВП в Беларуси объясняется тем, что значительная часть потребляемых здесь энергоносителей и электроэнергии поступает из России бесплатно. К тому же в большинстве постсоветских государств – особенно в Беларуси, Грузии, Казахстане, Узбекистане и Туркменистане – официальный обменный курс национальных валют сильно завышен.
Стоимостные показатели не являются достаточно надежным инструментом для сопоставления переходных экономик стран СНГ, поэтому имеет смысл обратиться к структуре их занятости. При этом с учетом специфики советской и постсоветской экономик, особое значение имеет относительная занятость в аграрном секторе. Данный критерий служит наиболее подходящим для классификации рассматриваемых стран по уровню социально-экономического развития.
По удельному весу сельского хозяйства в совокупной занятости они распадаются на три группы. В России, Беларуси, Казахстане и на Украине он колеблется в пределах 13-24%, в Азербайджане и Армении – 28-41%. В центральноазиатских же республиках, особенно Таджикистане, а также в Грузии и Молдове аграрный сектор остается доминирующей сферой занятости. Иначе говоря, основная масса населения здесь еще не перешагнула порога индустриализма, и общество остается преимущественно аграрным.
Качественная неоднородность СНГ становится еще заметнее, если обратиться к демографическим показателям. На их базе можно выделить три основных группы стран. В первую входят Россия, Беларусь и Украина; близка к ней Молдова. По основным параметрам воспроизводства населения и формам организации семейной жизни три славянских государства близки европейским и всем развитым странам. На другом полюсе – четверка центральноазиатских республик и Азербайджан. Показатели воспроизводства населения здесь типичны для развивающихся стран, о чем свидетельствуют высокие коэффициенты рождаемости и его естественного прироста. В Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, например, число родившихся на 1000 человек в 1995 г. составляло 28-29, тогда как в славянских государствах СНГ – не более 9-10.
Далеко республикам Центральной Азии и до достижения той фазы развития, когда превалирующей формой организации семейной жизни становится современная нуклеарная семья. Большая патриархальная семья здесь остается основным регулятором социальных и экономических связей. Средний размер семьи в начале 90-х годов достигал пяти-шести человек против трех в европейских странах содружества. Социально-экономические роли и функции индивидов в таком обществе дифференцированы слабее, а семейно-родственные формы общения превалируют над всеми остальными.
Промежуточное положение между этими двумя группами занимают Армения, Грузия и Казахстан, хотя и они явно тяготеют к центральноазиатским республикам и Азербайджану.
Все это свидетельствует, что социально-экономическая неоднородность СНГ продолжает нарастать. На углубление дифференциации между странами СНГ работает также разнонаправленность их экономических интересов и нарастающие расхождения во внешнеэкономической ориентации.
В зависимости от того, как они строят свои отношения с Россией, в СНГ можно выделить несколько групп государств. К государствам, которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего российской, относятся Армения, Беларусь и Таджикистан. Вторую группу образуют Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Украина, которые также существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большей сбалансированностью внешнеэкономических связей. В третью группу государств, чья экономическая зависимость от связей с Россией заметно слабее и продолжает снижаться, входят Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан (последний представляет особый случай, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории). Активизация реинтеграции России с наименее развитыми и бедными ресурсами странами СНГ может обернуться исключительно восстановлением российских донорских функций, унаследованных от советского прошлого.
Перспективы России связаны, прежде всего, с интеграцией в мировую экономику. Кстати, тот же императив стоит и перед теми бывшими советскими республиками, которые всерьез нацелены на экономическое реформирование. В этом смысле основное предназначение СНГ заключается не в создании некоего замкнутого пространства, а в максимально полной интеграции в экономику глобальную и процесс мирового общения.
В еще большей степени императив глобализации справедлив для постиндустриального сектора российской экономики и общества. Высокий уровень образования значительной части населения, фундаментальная наука, производство программного обеспечения, космические технологии, биотехнология – все это выделяет Россию из массива развивающихся и многих развитых стран и открывает ей путь в постиндустриальный мир.
Встроенный в глобальные структуры и дополняющий их российский постиндустриальный сегмент будет «своим» и для всех государств – членов СНГ.
Все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые, с переходной экономикой и развивающиеся.
Группа развитых (промышленно развитых, индустриальных) стран включает в себя государства с рыночной экономикой и максимально высоким объемом ВВП на душу населения – примерно от 20 до 30 тыс. долларов. В структуре их ВВП преобладает третичный сектор, т. е. сфера услуг (более 60%), а во вторичном секторе, т. е. промышленности и строительстве, высок удельный вес обрабатывающих отраслей. Высоки продолжительность жизни (в среднем 70 лет по этой группе стран), уровень образования, потребления товаров и услуг.
Группа развивающихся стран очень многочисленна и неоднородна по составу. В целом эту группу образуют государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Среднедушевой ВВП у многих развивающихся стран крайне низок – всего 100-350 долларов в год, в структуре ВВП велика доля первичного сектора, т. е. сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства (более 40%), а во вторичном секторе преобладают отрасли добывающей промышленности.
Помимо относительно низкого уровня развития производительных сил, характерными чертами развивающихся стран являются: отсталость промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, аграрно-сырьевая направленность экспорта, высокая смертность (особенно детская), низкая грамотность.
Вместе с тем в развивающемся мире выделяются страны, отличающиеся от основной группы большим ВВП на душу населения (вполне сопоставимым с развитыми странам), современной структурой экономики, существенно более высоким уровнем жизни, очень высокими темпами экономического развития (даже более высокими, чем по группе развитых стран).
В особый регион на современной политической и экономической карте мира выделяется и Содружество Независимых Государств. В экономическом отношении все они представляют собой государства с переходной экономикой.
Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация. Современные глобализационные процессы развертываются, в первую очередь, между промышленно развитыми странами. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира – мира, где 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард». Развитые страны, используя наиболее эффективные технологии, экспортируют наукоемкие товары и услуги (например, компьютеры, программное обеспечение, сотовые телефоны, услуги космической связи и т.п.) в страны с низким и средним уровнем развития, получая при этом огромные сверхприбыли.
Продолжает нарастать социально-экономическая неоднородность тран СНГ. Для России это может обернуться восстановлением донорских функций по отношению к ним.
1. Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия// Менеджмент в России и за рубежом.–2001.–№3.
2. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? – М., 1998.
3. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г.Экономическая география. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
4. Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //Мировая экономика и международные отношения.– 2000.–№2.
5. Экономическая энциклопедия/ Гл. ред. Л.И.Абалкин. – М., 1999.