В целом открытость экономики ЕС и его членов (особенно Германии, Бельгии, Нидерландов и др.) останется на высоком уровне, ожидать усиления протекционистских тенденций со стороны Европы не приходится. Европейские страны будут бороться за большую четкость правил ВТО и их совершенствование в направлении либерализации мировой торговли. Однако ЕС, как и прежде, будет активно инициировать меры по упорядочению процессов на мирохозяйственной арене - от, вероятно, нового издания Киотского протокола до правил поведения на мировом рынке финансовых (инвестиционных) компаний и предотвращения социального демпинга.
Таким образом, в период до 2020 г. проявится как общность основных тенденций социально-экономического и производственно-технологического развития стран, так и сохранение весьма значительного многообразия и специфики. Несмотря на прогресс интеграции, государства ЕС не только не утратят национального своеобразия, но даже попытаются усилить некоторые его составляющие, которые позволят сохранить национальную идентичность, не причиняя ущерб сближению, гармонизации институтов и формированию отдельных наднациональных органов. Говорить о растворении не только государственных структур, но и национальных хозяйственных комплексов в рамках ЕС (и тем более в глобализированной мировой экономике) было бы преждевременно даже на перспективу до 2020 г.
Страны ЕС (как старые члены, так и вновь принятые государства) находятся в ситуации, когда от исхода социально-экономических реформ их будущее устойчивое развитие зависит, возможно, больше, чем от глобальных явлений в мировой экономике, включая турбулентность на рынках энергоносителей, и от интеграционных процессов в Европе. Но и мирохозяйственный аспект развития остается весьма значимым, более того, в какой-то мере определяющим и внутренние преобразования. Гармонизация реформ и адаптации к мирохозяйственным процессам - основа европейской стратегии на ближайшее пятнадцатилетие.