11 сентября 2001 года по экономическому благополучию Америки был нанесен мощный удар, обрушивший ее биржевые показатели. Конечно, никто не сомневается в том, что США сумеют восстановить свое могущество, преодолеть спад. Но на самом финише победного для Америки XX века неожиданно появился некий новый фактор, который в корне изменил мировую ситуацию и заставил считать катастрофу 11 сентября символом начала заката Америки. Этот фактор — появление валюты евро, которая в будущем способна не просто стать конкурентом доллару, а может лишить его роли мировой резервной валюты.
Впрочем, об этом начали говорить лишь сегодня, когда евро рывком догнал доллар и даже обогнал его. Некоторые торопливые “папарацци” от финансов уже восприняли происходящее на мировых биржах как первые признаки приближающегося долларового краха. Однако на деле происходит нечто иное. Вот на такую статью я натолкнулся в журнале «Деньги»:
«Восемь лет назад в Москву приезжал бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер — он открывал в российской столице свою адвокатскую контору. И во время его встречи с представителями бизнес-элиты, политологами я поинтересовался точкой зрения господина Бейкера относительно перспектив экономического состязания между США и объединенной Европой. Мне не раз приходилось писать на эту тему, и я считал, что примерно через 15 лет Европа по совокупному потенциалу начнет постепенно обходить Штаты, о чем и сказал господину Бейкеру. Как ни странно, этот умудренный государственным опытом политик, я бы сказал, охотно согласился с такой точкой зрения, однако отвел на этот процесс примерно 25 лет.
По историческим меркам, это, разумеется, мизерные сроки. И нельзя признать случайным, что именно в последние год-полтора ведущие политики Европы все чаще начали говорить о том, что приблизительно к 2010 году Евросоюз сумеет догнать и перегнать США. Особенно отчетливо эта точка зрения и этот срок были обозначены на встрече лидеров объединенной Европы в Барселоне. А недавно из уст французского президента Ширака прозвучало совершенно новое словосочетание — “европейская мощь”. Раньше говорили только об “американской мощи”.
Для традиционной истории XX века само по себе первенство в экономическом соревновании Европы и Америки, понятно, не имело особого значения. Но сегодня приходится говорить иначе: не имело бы особого значения, если бы не появление валюты евро! Евро в корне изменил расстановку финансово-экономических сил в мире, и это мы сегодня остро чувствуем на собственной шкуре. Да и отдых в Европе владельцам долларов обойдется теперь дороже. Этот близкий нам пример показывает, что сосуществование доллара и евро изначально в принципе не может быть мирным. Схватка великих валют вступает в новый этап.
Однако было бы ошибочным считать, будто нынешний рост курса евро свидетельствует о скорой победе новой валюты. И, прежде всего потому, что быстрое укрепление евро очень невыгодно европейцам, снижая их экспортные возможности, широко открывая ворота для американского импорта. Финансовые эксперты сходятся на том, что частичная девальвация доллара (а именно она и произошла!) на руку США, она позволит этой стране быстрее преодолеть спад. И представляется, что в недалекой перспективе евро несколько сдаст свои позиции.
И все же именно сегодня уже можно утверждать, что в схватке доллара и евро «новая валюта» одержала важнейшую победу. Дело в том, что отныне начнется все более интенсивный процесс перевода активов из долларов в евро. Этим займутся страны в целом, отдельные отрасли экономики и корпорации, а также физические лица. Кстати, на примере физических лиц хорошо видно, как поведут себя государства. Ведь теперь владельцы долларов постараются часть своих сбережений перевести в евро.
Иначе говоря, интерес к евро будет нарастать, а к доллару убывать. Процесс это небыстрый, тут нужна плавность, чтобы не повредить экономике. Но, как говорил известный политик, процесс пошел. И будет он идти примерно еще лет восемь—десять, пока Европа действительно не догонит Америку по совокупному экономическому потенциалу. Но надо заметить, что сам этот процесс шагреневого уменьшения мировой долларовой доли пойдет на пользу евро и Европе, зато в убыток доллару и США. Ведь США зарабатывают на экспорте долларов сумасшедшие деньги. И прибыль от этого экспорта начнет уменьшаться. Недоверие к доллару — штука вполне материальная. Известно, что доллар обеспечен золотом всего на 4 процента, а его мировая значимость зиждется на политико-экономической мощи Америки и соответствующих международных соглашениях. Но по мере наращивания глобальных объемов евро над США может нависнуть угроза возврата триллионов наличных долларов, за которые нечем будет расплатиться. Обесценение доллара может оказаться катастрофическим. Доллар в одночасье стихийно перестанет выполнять функции мировой резервной валюты, и это нанесет Америке такой страшный урон, в сравнении с которым беды 11 сентября покажутся сущей мелочью. Учитывая это, в США могут эгоистически попытаться объявить полный дефолт по доллару, чтобы частично ослабить национальную катастрофу, переложив издержки на другие страны, разорив сотни миллионов людей во всем мире, нанеся грандиозный ущерб мировой экономике. Такой сценарий приведет к хаосу, к новому переделу мира и покончит с политико-экономическим влиянием США. Его последствием станет нечто похожее на Версаль или Потсдам. Однако такой вариант развития событий все же маловероятен. Хотя полностью его исключить тоже нельзя. Та эгоистическая роль, какую играют в мире США после распада СССР, заставляет держателей долларов во всех странах быть гораздо более осторожными, а это, в свою очередь, ускоряет процесс постепенного избавления от долларов. Гораздо более вероятен цивилизованный вариант, при котором развитые страны заранее договорятся о том, как пересмотреть роли доллара и евро без политико-финансовых потрясений. Скорее всего, будут скорректированы Бреттон—Вудские решения от 1944 года и последующие валютно-финансовые соглашения, основанные на признании за долларом роли мировой резервной валюты. Доллар перестанет быть такой валютой, и это будет означать закат Америки как самой влиятельной державы мира. Не только экономически, но и политически вперед выйдет Европа.
В настоящее время доллар очень чувствителен и к общественно-социальным событиям в США. Даже небольшой теракт или какое-то политическое заявление могут повлиять на его стабильность, из-за чего прогнозы будущего американской денежной единицы усложняются.
Опираясь на все эти аргументы, мы делаем вывод, что валютные колебания в последнее время происходят исключительно по политическим мотивам, и под этими процессами нет экономического основания.
Есть еще одна проблема: это взаимозависимость роста ВВП и проведения военных операций. Что во времена Второй мировой войны издержки на проведение военных операций и рост ВВП имели прямую зависимость: чем больше издержек, тем быстрее рос ВВП. Такая картина наблюдалась несколько десятилетий и после Второй мировой. Однако темпы роста ВВП при каждом военном конфликте постоянно замедлялись, и уже в период боевых действий в Косово наблюдалась обратно пропорциональная зависимость: ВВП США уменьшался. Поэтому длительная военная кампания ни будущему экономики США, ни непосредственно денежной единице этой страны ничего хорошего не сулит.
Ко всему следует добавить одно маленькое наблюдение, касающееся конкуренции евро и доллара. Это соперничество является одним из элементов обострившегося геополитического состязания Европы и Соединенных Штатов. Европа, похоже, возродила лозунг Никиты Сергеевича «догоним и перегоним Америку» и желает создать на континенте новую мощную империю в противовес Соединенным Штатам. Как говорится, история учит народы тому, что никогда и ничему не учит. И европейцы снова могут повторить горький опыт Римской империи, Франции периода Наполеона и Австро-Венгрии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ресурсы Интернет
2. Иванова А., Быков П. Евро против доллара //Эксперт, №44, 1998