Смекни!
smekni.com

Развитие энергетического сотрудничества России и Европейского Союза (стр. 2 из 4)

Но все эти надежды, похоже, обречены "разлететься в дым". Европа отнюдь не торопится принимать сторону одного из участников газового конфликта. По словам комиссара Евросоюза по внешней политике Бениты Ферреро-Вальднер, ЕС не будет вмешиваться в конфликт по газовому вопросу между Россией и Украиной. "В вопросах энергии и газа, по моему мнению, поиски решения зависят от самих украинцев и россиян, - отметила она. - Я была в Киеве в минувший четверг, и президент В.Ющенко уверил нас, что переговоры продолжаются. Это нелегкий вопрос, но, думаю, что обе стороны сами решат эти вопросы".

Многие эксперты отмечают, что в качестве оплаты за газ "Газпром" не отказался бы получить от Украины лишь один натуральный актив – ее газотранспортные магистрали. Такой вариант уже предлагался, но был категорически отвергнут Киевом. Возможно, Россия надеется привлечь Брюссель в целях содействия этой сделке, или, как минимум, обезопасить себя от возможных обвинений со стороны ЕС в срыве поставок газа. Очевидно одно – сложившаяся ситуация убедит Европу в необходимости форсирования проекта Североевропейского газопровода /СЕГ/ по дну Балтийского моря. Возможно, ЕС усилит финансовые вливания в проект, чтобы не зависеть от капризных посредников из Восточной Европы. Как минимум, можно ожидать, что ЕС закроет глаза на претензии "новых европейцев" – Польши и стран Балтии. Последние, опасаясь оказаться "не у дел" при разделе "газового пирога", требуют остановить строительство СЕГ "по экологическим причинам". Впрочем, В.Язев полагает, что, возможно, будет найдено временное, разовое решение вопроса о транзите российского газа, но не исключена и выработка алгоритма до 2010 г[6].

Выходом из этой ситуации, по мнению Д. Мангилева, мог бы стать запуск проектирующегося сейчас Североевропейского газопровода, по которому российский газ будет поступать в Европу в обход Украины. Вообще, многое в дальнейшем будет зависеть от того, насколько успешно "Газпром" законтрактирует свои газовые поставки в Европу и другие страны. Если газовому монополисту удастся, например, заключить контракты с Италией на поставки посредством того же "Голубого потока", а также договориться с другими партнерами, чтобы весь экспортный объем газа шел в обход Украины, ситуация изменится. У нас появятся ощутимые рычаги давления на Киев, который просто будет вынужден заплатить за энергоносители "по полному тарифу".

Впрочем, шанс на мирное решение вопроса остается всегда. Спецпредставитель президента РФ, российский посол в Киеве Виктор Черномырдин заявил во вторник: "По газовой теме партнерства у российской стороны нет сомнений, что в ближайшее время «все точки над «и» будут расставлены в логическом порядке. Разве опыт наших взаимоотношений за многие годы не доказал, что мы умеем находить общий язык?" Видимо, решение в итоге все же будет найдено, но ради этого обеим сторонам придется пойти на уступки, отказавшись от принципиальных позиций. Это будет оптимальным выходом из ситуации, поскольку в случае дальнейшего обострения отношений, проиграют все, и проигрыш будет существенным как для России, так и для Украины.

Подводя итог, отмечу, что ни одно из условий, оговоренных "Газпромом", до сих пор не было выполнено украинской стороной. Не отрегулированы вопросы экспорта газа в Европу, условия поставки остаются для нас неприемлемыми. В этой ситуации газовый монополист путем переговоров с Еврокомиссией пытается привлечь внимание европейских потребителей. Возымеет ли это какой-либо эффект, пока непонятно, однако при любом раскладе сам факт проведения таких переговоров создает "Газпрому" серьезный козырь в будущем. Отвечая на возможные претензии отключенных от газа европейцев, он получает полное право заявить: "Мы же к вам обращались с этой проблемой, но вы не посодействовали". Украина же со всех сторон будет выглядеть проигравшей – ведь она не выполнила условия соглашений, заключенных ранее и не пошла ни на один из предложенных Россией способов урегулирования конфликта. Европа, в свою очередь, оказалась в крайне сложной ситуации – она понимает, что Россия просит ее "посодействовать", заинтересована в ее газе, но в то же время не желает портить отношения с Украиной, режиму которой оказывала немалую поддержку в ходе "оранжевой революции".

В целом же ситуация с газовым вопросом между Россией и Украиной вышла на невиданный ранее по "накалу борьбы" уровень. Об этом можно судить из появляющихся в прессе заявлений официальных представителей газового ведомства о том, что в случае, если до конца года проблема не будет решена, с начала будущего года ни кубометра газа на Украину не поступит. Исходя из этого, полагаю, что вероятность того, что "Газпром" все-таки может отключить газ как Украине, так и европейским потребителям весьма высока. Он напоминает, что такой прецедент в свое время был с Белоруссией, которой Россия также на несколько дней отключила газ. Это вызвало серьезный международный резонанс и убедило правительство Александра Лукашенко в серьезности наших намерений в том конфликте. Возможно, для нынешнего правительства Украины такая мера будет неплохим уроком. Сейчас власти этой страны пытаются как бы "разделиться" – президент на словах за урегулирование спорных вопросов, остальные – против. На самом деле это не более чем видимость – позиция президента и подведомственных ему структур единая. Однако вполне возможно, что украинские власти начинают осознавать то, что на сей раз Россия готова пойти до конца.

Пока неизвестно, насколько "Газпром" готов рассматривать альтернативные варианты цены, которые может предложить ему Украина. С одной стороны, очевидно, что цена в 160 долл. за 1 тыс. куб м ляжет на правительство В. Ющенко тяжелым бременем. С другой – пока ничто не говорит о желании российских газовиков идти на компромисс. Напротив, заявления о том, что реальная цена газа для Украины может быть еще выше – чуть ли не 200 долл. за 1 тыс. куб м – говорят о том, что упорство "Газпрома" на сей раз непоколебимо и обеспечивается поддержкой высоких властных структур в Москве. Возможно, такие заявления преследуют цель представить цену в 160 долл. как своего рода "подарок" братскому народу.

Что же касается проекта СЕГ, то он не решит всех существующих проблем, отмечает аналитик. Его проектная мощность – около 50 млрд. куб. м. в год – недостаточна для того, чтобы полностью "переключить" на него Европу. По территории Украины уже сейчас ежегодно проходит в 3 раза больше газа на экспорт, и СЕГ в этом случае создаст лишь дополнительный объем. Новые проекты "Газпрома", о которых было объявлено в последнее время, в частности, "Голубой поток", также не помогут полностью обеспечить Европу российским газом в обход Украины. Вполне возможно, что "Газпром" это понимает, и именно поэтому придерживается столь жесткой позиции по поводу заключения единого международного договора с фиксированной формулой цены. Это поможет ему "захеджироваться" от рисков в будущем, используя, однако, все возможные маршруты транспортировки топлива на экспорт.

Реально этот кризис несет за собой серьезное обострение отношений между Россией и Украиной, а это невыгодно ни одной из сторон. Поэтому компромисс – тот или иной – все-таки будет найден.

3. Риски энергокризиса

Ситуация с энергообеспечением Украины в последнее время накаляется, и вызывает закономерную тревогу как у граждан страны, так и у экспертов рынка нефти и газа. Похоже, что стороны конфликта не желают идти на взаимные уступки. Совсем недавно стало известно, что национальная акционерная компания "Нефтегаз Украины" в официальной телеграмме предупредила "Газпром" о том, что ограничение поставок газа на Украину в счет оплаты услуг по транзиту может повлечь недопоставки природного газа европейским потребителям.

Ответ "Нафтогаза Украины" на заявление руководства "Газпрома" о зачислении почти восьми миллиардов кубов российского газа в украинских газохранилищах в качестве оплаты за транзит российского газа в Европу. В телеграмме отмечено, что это решение вызвало на Украине удивление, учитывая, что компании договорились об урегулировании отношений по вопросам транзита. Эти положительные моменты зафиксированы в протоколе переговоров от 28-29 июня 2005 г, говорится в телеграмме. В компании отметили, что в полученной накануне телеграмме "Газпрома" объемы поставок газа на Украину в июле полностью отвечают объемам, которые оговорены в контракте. Однако непонятной является позиция российской стороны относительно ограничения во втором полугодии 2005г. объемов поставок природного газа всего до 1,1 млрд. куб. м. в счет оплаты услуг за транзит. "Такое ограничение может вызвать необходимость соответствующей недопоставки природного газа европейским потребителям", - отметили в компании.

Украинская сторона неоднократно заявляла, что такое решение является для нее неприемлемым. Раздавались и "угрозы" начать несанкционированный отбор газа из российских труб. В этой связи эксперты уже заявляли, что такие действия неприемлемы с точки зрения международной практики урегулирования споров, и могут закончиться тем, что российская сторона просто-напросто перекроет на несколько дней поставку газа в Европу, как это уже было в подобной ситуации с Белоруссией. Тогда европейские потребители здорово переполошились, ибо угроза остаться без российского газа была для них реальной[7].