Смекни!
smekni.com

Региональные инвестиционные соглашения в Северной Америке (стр. 3 из 4)

1. дифференциацию в уровнях экономического развития между США и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой стороны;

2. разрыв в объеме ВВП, когда американский ВВП в восемь раз превышает совокупный ВВП Канады и Мексики;

3. разрыв в среднедушевых доходах между США и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой стороны;

4. ассиметричность интеграционного взаимодействия в рамках НАФТА.

В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.

В соответствии с нормами международного права НАФТА запрещает экспроприацию инвестиций, за исключением ряда случаев. К ним относятся: удовлетворение общественных целей в соответствии с законом на основе выплаты компенсации и недискриминации, а также справедливого и равноправного режима, полной защиты и безопасности. Компенсация должна быть эквивалентна справедливой рыночной стоимости экспроприируемой собственности, считая на дату экспроприации. При этом учитывается критерий стоимости активов, определяемой как декларируемая налоговая стоимость материальных активов и включающей процентные выплаты по коммерческой ставке в валюте стран — членов «семерки», считая с даты проведения экспроприации на дату фактического платежа.

Одним из принципиальных элементов НАФТА является определение порядка разрешения споров, в том числе в инвестиционной сфере, на основе создания четких правил. Споры разрешаются в рамках консультации и в случае неудачи передаются на решение специально созданной группы специалистов или в арбитраж. В последнем случае действуют правила арбитражных процедур, принятые в Комиссии ООН по международному торговому праву ЮНСИТРАЛ и Международном центре по разрешению инвестиционных споров МЦРИС. По разработанной схеме были разрешены 50 споров.

Первая жалоба рассматривалась в апреле 1998 г. Претензия была выдвинута американской компанией «Этил Корпорейшн, Инк.» к канадскому правительству. Суть жалобы заключалась в том, что положения Федерального закона Канады о топливных добавках, основанных на использовании марганца, нарушают канадские обязательства, записанные в главе XI Соглашения о создании НАФТА, и это негативно сказывается на привлечении капиталовложений в экономику Канады. Для рассмотрения жалобы американской компании был создан специальный орган, который выявил несовместимость положений Закона с Соглашением о внутренней торговле от 20 июля 1998 г. и обязал Правительство Канады пересмотреть законодательные акты и административные правила в данной сфере, а также выплатить штраф компании «Этил» в качестве компенсации понесенных убытков и утраченной возможной прибыли на общую сумму 13 млн.. долл.

3. ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ НАФТА НА КАПИТАЛОПОТОКИ В КАНАДЕ И МЕКСИКЕ

Североамериканская зона свободной торговли является стимулом для увеличения притока капиталов как из стран-партнеров, так и из третьих стран. Это видно на примерах Канады и особенно Мексики. Таблица 3 свидетельствует о четком динамическом эффекте участия трех стран в НАФТА на объем и темпы прироста ПЗИ (исключением является 2001 г., когда объем инвестиций сократился в два раза, что связано с сокращением сделок по слияниям и поглощениям).

Таблица 3 Динамика импорта ПЗИ в экономику стран НАФТА, 1990-2000 гг, млн..долл.

Страны 1995г 1996г 1997г 1998г 1999г 2000г 2001г
Канада 5692 9257 11527 22809 24453 66617 27465
Мексика 9526 9902 14044 11933 12534 14706 24731
США 58772 84455 103398 17443 283376 300912 124435
Всего 73990 103614 128969 209176 320363 382335 176631

Источник: World Investment Report: 2002. Transnational Corporations and Export Competitiveness. UN; NewYork; Geneva, 2002. Р. 291-294.

В 1995—2001 гг. приток ПЗИ в канадскую экономику увеличился в 11 раз — с 5,7 млрд.. долл. до 63,3 млрд.. долл., но в 2001 г.сократился до 27,5 млрд.. долл., что стало отражением общемировой тенденции сокращения потоков ПЗИ. Функционирование НАФТА повысило привлекательность Канады для зарубежных инвесторов, создав большие возможности для канадцев по вложению капиталов из двух других стран — участниц НАФТА. Условия соглашения обеспечили большую предсказуемость и стабильность инвестиционных режимов на основе гарантирования справедливого, недискриминационного и прозрачного режима для инвесторов в рамках зоны свободной торговли. НАФТА содействовала и росту конкурентоспособности экономики стран-участниц, и расширению объема притока иностранных капиталов из третьих государств.

Инвестиции стимулировали увеличение количества рабочих мест и способствовали передаче высоких технологий. Другой эффект членства Канады в НАФТА связан с ростом доли взаимных капиталопотоков в совокупных ПЗИ. По данным за 1998 г., 68% ПЗИ из общей суммы в 218 млрд. долл. были вложены партнерами по НАФТА — США и Мексикой. Не вызывает сомнения, что основные вложения были сделаны американскими компаниями, стоимостной объем которых за пять лет увеличился с 90,6 млрд. долл. в 1993 г. до 139 млрд. долл. в 2001 г., или на 63%. Надолго США приходится 2/3 всехзарубежных инвестиций в Канаде. Возросли и канадские вложения в США с 87,7 млрд. долл. до 126,0 млрд. долл. за 1993—1998 гг., но в 2001 г. снизились до 108,6 млрд. долл.

Реализация положений Соглашения стимулировала инвестиционные потоки между Канадой и Мексикой, которые отличались низким уровнем взаимозависимости до подписания Соглашения. Мексиканские капиталы в Канаде увеличились в 4 раза с 154 млн. долл. до 464 млн. долл., а канадские инвестиции в Мексике — с 530 млн. долл. до 2246 млн. долл. за 1993—1998 гг.

Максимальными инвестиционные выгоды для Канады оказались в сфере финансовых услуг, транспортного оборудования, автомобилестроения, химической индустрии, производстве электроэнергии, коммуникациях, производстве напитков и продовольствия.

Самым заметным было влияние Североамериканской зоны свободной торговли на мексиканскую экономику. Это было связано, во-первых, с географическим положением Мексики благодаря ее близости к США. Стоимостной объем национального экспорта возрос более чем в четыре раза в результате роста продаж в Северную Америку, причем самые крупные продажи наблюдались в 1992— 1995 гг. Доля стран-партнеров в импорте Мексике увеличилась, но несущественно. В целом доля США и Канады в мексиканском экспорте возросла с 5,8 до 12,5% за 1990—2001 гг. Во-вторых, это было связано со значительными изменениями инвестиционного климата страны. Традиционно Мексика считалась закрытой экономикой. В середине 80-х гг. были проведены рыночные преобразования в некоторых отраслях, что послужило отправной точкой постепенного формирования открытой экономики. Реализация положений НАФТА позволила расширить реформирование других отраслей, в том числе автомобилестроения, текстильной индустрии, финансов, телекоммуникаций, наземного транспорта.

Национальные сравнительные преимущества в форме дешевой рабочей силы, свободного доступа на значительную часть канадского и американского рынков содействовали экономическому подъему Мексики. Отмеченные факторы оказали значительное воздействие на приток ПЗИ, объем которых увеличился с 2,785 млрд. долл. в 1989 г. и 7,978 млрд. долл. в 1994 г. до 24,7 млрд. долл. в 2001 г. Заметим интересную закономерность: американские ТНК стали расширять свое присутствие в мексиканской экономике до начала переговоров о НАФТА. ПЗИ США возросли с 4,9 млрд. долл. в 1987 г. до 13,73 млрд. долл. в 1992 г. Впоследствии такой динамики не наблюдалось, так как американские инвестиции увеличились лишь до 14,037 млрд. долл. в 1995 г., в 2001 г. накопленные ПЗИ США составили 52,2 млрд. долл. Вместе с тем Соглашение гарантировало свободный доступ товаров НАФТА на мексиканский рынок, т.е. позволило закрепить ранее полученные преимущества. При этом доля Мексики в ПЗИ США в конце 90-х гг. даже уменьшилась. Капиталовложения направлялись на внутренний рынок благодаря улучшению экономического и правового климата, но динамика инвестиционных потоков связана со статическим эффектом стимулирования притока и оттока капиталов. В целом Мексика расширила свое присутствие в американской экономике, а зарубежные ТНК увеличили производственные мощности в Мексике.

Формирование НАФТА не стало основным стимулом притока американских вложений в Мексику, хотя благодаря реформированию правового режима начиная с середины 80-х гг. инвестиционный климат кардинально изменился. Прежде действовали жесткие ограничения на зарубежные инвестиции, но под влиянием долгового кризиса ситуация стала меняться. Это произошло сначала на национальном уровне, затем в рамках формирования Североамериканской зоны свободной торговли. НАФТА оказала большое влияние на приток инвестиций из третьих стран благодаря росту привлекательности мексиканской экономики. ТНК сыграли важную роль в достижении открытости мексиканской экономики для товаров, услуг и капиталов США и Канады на основе трансформации импортозамещающих отраслей в экспортоориентированные.

Быстрый рост макиладорес — свободных экономических зон, в которых сильны позиции зарубежных компаний (в основном американских), ускорил процесс либерализации экономики. Но основной вклад зарубежных компаний был связан с передачей технологий. Мексиканская экономика достигла довольно высокого уровня, когда местные фирмы могут абсорбировать новые технологии, уже ввезенные и использованные ТНК. Последние, действуя в Мексике, способны значительно стимулировать поддержание устойчивого экономического роста.

Таким образом, участие Мексики в НАФТА стимулировало приток ПЗИ в экономику страны благодаря реформированию и либерализации национальной экономики в связи с выполнением обязательств в рамках интеграционной группировки. При этом в случае отсутствия соглашения о зоне свободной торговли реформирование и прочие улучшения инвестиционного климата страны не оказались бы столь значительными. Благодаря формированию рыночной экономики, географической близости к США и наличию дешевой рабочей силы Мексика получила наиболее высокие сравнительные преимущества за счет участия в интеграционной группировке. Отсюда можно сделать вывод, что региональная интеграция создает новые конкурентные преимущества для национальных и зарубежных инвесторов на внутреннем мексиканском, а также американском и канадском рынках. В результате значительно вырос объем привлеченных ПЗИ, особенно из стран, не входящих в НАФТА.