ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра Финансов и бухгалтерского учета
Курсовая работа
по дисциплине: «Иностранные инвестиции»
на тему: Региональные инвестиционные соглашения в Северной Америке
Выполнил:
студентка гр. 4349
№ зач. книжки 4070962
___________Польская Е.В.
(подпись)
Проверил:
к.э.н., ст. преподаватель
кафедры ФиБУ
____________Мардамшин И.Г.
(подпись)
Набережные Челны – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КАНАДО-АМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2. ИНВЕСТИЦОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ НАФТА
3. ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ НАФТА НА КАПИТАЛОПОТОКИ В КАНАДЕ И МЕКСИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. К началу XXI века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению в экономике. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей.
Существуют взаимосвязь и различия между международной экономической интеграцией и процессом глобализации. Так, по мнению Ю.В. Шишкова, если глобализация - это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция - наивысшая ступень развития ее вглубь.
Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами. Стратегически формирование объединения нацелено на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономической точки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведения адекватных мер - создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец, географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они не граничили друг с другом.
Североамериканскиое соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой, созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА. Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свбодной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуeренции и передвижения деловых людей через границы.
Международная экономическая интеграция расширяет стратегические возможности международных компаний в направлениях перехода от экспорта к прямым иностранным инвестициям, повышения эффективности ПИИ в связи с наличием «четырех свобод», расширением возможностей для объединения компаний стран-участниц интеграционной группировки.
Целью работы является рассмотрение тенденций к глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе, основными задачами являются анализ механизма действия двух соглашений КУСФТА и НАФТА и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данных соглашений.
Одним из самых знаменательных событий в канадо-американских отношениях является подготовка и подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле, которое явилось важной вехой в процессе экономической интеграции в данном регионе.
Интеграционные процессы в Северной Америке, естественно, начались задолго до подписания соглашения о свободной торговле. К ним объективно подталкивала географическая близость в условиях интернационализации хозяйственной жизни и расширения трансграничного передвижения товаров, капиталов, услуг, людских ресурсов. Эта тенденция, естественно, должна была найти свое отражение в межгосударственных отношениях. США и Канада вели переговоры с конца XIX в., а в 1948 г. даже подписали проект протокола о либерализации торговли, который так и не вошел в силу. Следующим шагом к интеграции стал американо-канадский "Автопакт" 1965 г., способствующий либерализации и реструктуризации рынков автомобилей и комплектующих к ним. Однако с конца 60-х гг. стал наблюдаться раскол в позициях либералов и консерваторов в Канаде к процессу канадо-американской экономической интеграции. Либеральное правительство Трюдо (1986 – 1984 гг.) считало, что процесс дальнейшей интеграции приведет к усилению зависимости Канады от Соединенных Штатов. Была принята, уже упоминавшаяся ранее, политика «третьей альтернативы», которая предполагала «всестороннюю, долговременную стратегию развития и укрепления канадской экономики… при одновременном уменьшении… уязвимости Канады»
Однако пришедшие к власти консерваторы во главе с Б. Малруни, наоборот, видели решение главных экономических проблем Канады в решительном сближении с Соединенными Штатами[14,с.16]. Правительство Малруни повернуло внешнеэкономическую политику на 180 градусов, взяв курс на всестороннее экономическое сближение с США. В результате долгих переговоров было подписано соглашение о Канадо-Американской зоне свободной торговли КУСФТА (Canada-USAFreeTradeAgreement –CUSFTA), вступившее в силу с 1 января 1989 г и призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на огромный рынок США. После нескольких десятилетий постепенной и прогрессирующей либерализации торговли между двумя странами растущий протекционизм США стал представлять собой серьезное препятствие канадскому экспорту, а, следовательно, и экономическому благосостоянию страны. Поэтому заинтересованность Канады в расширении и большей безопасности доступа на американский рынок с целью внутреннего экономического роста стала основной причиной переговоров по свободной торговле в 1985-1988 гг. Вторая причина, тесно связанная с требованиями канадских деловых кругов, состояла в том, что двустороннее соглашение ФТА должно было способствовать реструктуризации экономики Канады через ослабление вмешательства государства и предоставление свободы действия рыночным силам. Таким образом, ФТА определило политику в долгосрочной перспективе: обеспечивая свободный доступ к иностранным инвестициям и рыночному формированию цен на энергетические ресурсы, оно выражало и защищало интересы частного сектора. Поэтому любые действия против данного соглашения означали сворачивание экономических реформ, недовольство и сопротивление частного бизнеса и представляли довольно значительный риск для правительства[16].
Но подписанию этого соглашения предшествовали самые горячие дискуссии по поводу «за» и «против» соглашения ФТА, прогнозы сторонников и противников его заключения, естественно, сильно различались. Противники соглашения о свободной торговле считали, что ФТА усилит и без того очень большую зависимость канадской экономики от американской. Результатом будет повышение уязвимости, а не устойчивости. Углубится сырьевая ориентация хозяйства Канады, и очень вероятно сокращение занятости в ряде отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Бремя тягот, связанных с интенсивной структурной перестройкой и резким обострением конкурентной борьбы, ляжет, прежде всего, на работников наемного труда. Поэтому в начале 1988 г. министерство финансов Канады опубликовало документ «Канадо-американское соглашение о свободной торговле. Экономическая оценка», в котором приводило следующие главные аргументы в пользу заключения соглашения: Во-первых, получив широкий и надежный доступ к огромному американскому рынку, Канада сможет укрепить свои позиции в мировом хозяйстве, ее экономика станет более конкурентоспособной и сильной. Во-вторых, возможность развития оптимальных по масштабу производств будет способствовать росту их эффективности и стимулировать технологические нововведения. В-третьих, более сильная и эффективная экономика позволит наилучшим образом поддерживать социальные программы и укреплять культурную самобытность Канады.
По прогнозам, разработанным исследовательскими центрами ряда университетов, экономическим советом Канады и Министерством финансов, в среднесрочной перспективе — через пять лет после вступления в силу ФТА, то есть к 1993 г. — реальный прирост ВВП должен был составить от 3 до 6 процентов в среднем ежегодно. И действительно, к концу 1993 г. ускорение роста канадо-американской торговли в результате действия соглашения 1988 г. уже принесло осязаемые результаты экономике Канады. Формирование двусторонней зоны свободной торговли осуществлялось на основе ликвидации тарифов в взаимной торговле, а также уменьшения дискриминации в отношении прямых взаимных капиталопотоков, включая расширение права на создание компаний и применение национального режима. Исключение – сфера телекоммуникаций, не подпадающая под условия либерализации. Запрещены американские инвестиции в канадскую сферу культуры, а в отношении ограничений на собственность в энергетике, транспорте и финансовой сфере Канады для инвестиций из США применяется «дедушкина оговорка»[9, с.231]. Также в Канаде сохраняется практика отбора зарубежных инвестиционных проектов – в частности, могут пересматриваться решения о поглощениях канадских фирм стоимостью более 150 млн. долл. Зарубежными компаниями.