В рейтинге стран, экспортирующих вооружение, Россия на протяжении ряда лет занимает твердое вторе место, существенно опережая европейские страны. Стоимость поставленной за рубеж в 2008 году ПВН составила 8,35 млрд. долл США, превысив показатели 2007 года на 800 млн. долл. США.
Следует отметить, что экспорт продукции военного назначения занимает 5 позицию в доходной части российского бюджета вслед за нефтью, газом, черными и цветными металлами. Более того, это единственный высокотехнологичный сегмент нашего экспорта, отвечающий мировому уровню.
Таким образом, помимо многомиллиардных валютных поступлений в российский бюджет, экспорт ПВН выполняет также имидживые функции, представляя Россию на мировых рынках в качестве развитой, индустриальной страны, имеющей потенциал для перехода в категорию высокоразвитых, постиндустриальных стран.
Термин "постиндустриальное общество" был предложен американским социологом Дэниeлом Беллом еще в 1965 г. По его мнению, термин „постиндустриальное общество“ соотносится с "доиндустриальным“ и "индустриальным". Доиндустриальное общество в основном добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче угля, энергии, газа, рыболовстве, лесной промышленности. Индустриальное общество - в первую очередь обрабатывающее, в котором энергия и машинная технология используются для производства товаров. Постиндустриальное общество - это организм, в котором телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в производстве и обмене информацией и знаниями.
Большинство западных экспертов склонны относить Россию к списку стран с переходной экономикой, которые, с одной стороны - по многим экономическим и социальным показателям занимают место в ряду развивающихся стран (с доиндустриальной экономикой), а с другой - имеют относительно развитые индустриальные экономики (даже с элементами постиндустриальных экономик), располагают солидным научно-техническим и человеческим потенциалом.
К сожалению, объективно говоря, российский экспорт в основе своей имеет сырьевую направленность. Несмотря на ключевое значение экспорта сырья (в первую очередь углеводородов) для российского бюджета, мировая классификация уровня развития стран по их экспортной номенклатуре (1. Сырье → 2. Машины и оборудования → 3. Услуги → 4. Технологии) отнесет Россию к элементарному, первичному типу развития. На этом фоне роль экспорта ПВН, базирующегося на поставках высокотехнологичных машин и оборудования, сочетающего в себе экспорт услуг, и обладающего потенциалом для экспорта технологий, способствует закреплению имиджа России в качестве высокоиндустриальной страны с задатками инновационной экономики.
Отдельно следует отметить значение экспорта ПВН для развития научно-исследовательской работы, а также их взаимозависимость. В настоящее время конкурировать на рынках ПВН без современных высокотехнологичных образцов вооружений не возможно. Чтобы удержать лидирующие позиции и не скатиться в нишу торговли "железными изделиями" предприятия отечественного ОПК и ФГУП "Рсоборонэкспорт" просто вынуждены вкладывать часть средств в НИОКР.
Следует отметить, что выгоду от этой работы в конечном счете получает не только, а может быть и не столько оборонная промышленность, сколько государство в целом.
Традиционно разработка новых образцов вооружений была связана с передовыми научными открытиями и нередко приводила к открытию критических (прорывных) технологий. История знает массу таких примеров - разработка Пентагоном нового вида связи и управления в конечном счете способствовала созданию Интернета, создание ядерного оружия в последствии позволило использовать открытые технологий для строительства атомных электростанций и т.д. Существует теория о роли создания нового оружия в судьбе различных государств. Можно спорить с этой теорией, однако один факт остается аксиомой - военная продукция - это высокотехнологичный товар, который определяет высокий уровень технологий в промышленности, в том числе в ее гражданских отраслях.
Как мы видим, доходы от экспорта вооружений способствуют не только созданию новых образцов военной продукции, но и развитию науки в целом, разработке критических технологий, могущих вывести государство на качественно новый уровень развития и конкурентоспособности в различных сферах экономики.
Другой - менее афишируемой, но не менее важной стороной торговли ПВН является ее политическая составляющая.
В отличие от торговли любыми другими товарами, представляющей собой некое разовое событие, после которого и продавец, и покупатель забывают о существовании друг друга, продажа оружия - специфический процесс долговременного сотрудничества между поставщиком и приобретателем. Как правило, поставка вооружения влечет за собой выполнение экспортером обязательств по обучению персонала страны-приобретателя, созданию там соответствующей инфраструктуры, ремонту, модернизации проданной техники, не говоря уже о совместных разработках. Государство, импортирующее оружие, в той или иной степени доверяет экспортеру главное - свою безопасность, а в конечном счете - независимость и целостность своей страны. Такое государство на долгие годы становится союзником как в военно-политической, так и в экономической сферах.
Потому военно-техническое сотрудничество - это не только способ закрепления нашей страны на оружейных рынках, но и инструмент восстановления влияния России в различных регионах мира, реализации нашей внешнеполитической и внешнеэкономической концепций.
В качестве ретроспективного примера можно рассмотреть политику поставок вооружений СССР и США в страны "третьего мира" в рамках противоборства двух систем. Зачастую борьба за политическое влияние на данные страны сводилась к достижению договоренности о поддержке той или иной военно-политической силы и поставке ей вооружения. Не редко в угоду политическим целям приносилась экономическая выгода от поставок вооружений. В этих случаях они зачастую производились на условия бессрочного, беспроцентного кредита или в счет бартера на демпинговых условиях.
С уходом в прошлое двуполярного мира сменились и политические реалии. Россия встала на путь рыночной экономики, основным критерием в выборе партнеров, импортирующих российское вооружение, стала их платежеспособность, экономическая привлекательность. Но и в современных, рыночных условиях поставки вооружений за рубеж приносят России несомненные политические дивиденды.
Перечень примеров влияния ВТС на политико-экономические взаимоотношения России со странами-потребителями отечественной ПВН широк и разнообразен. Каждый конкретном случай имеет свои характеристики, глубину влияния, перспективы. Хотелось бы остановиться не некоторых из них.
Пожалуй, одним из наиболее широко обсуждаемых в последнее время мировой общественностью шагов внешней политики России является активизация деятельность в Латинской Америке (ЛА). Как известно, в настоящее время перечень латиноамериканских стран, с которыми Россия развивает активные контакты достаточно широк - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Куба, Перу, Чили и др.
Только за последние 5 месяцев, прошедших с момента ноябрьского 2008 года визита Президента России в ЛА, в Москве побывали лидеры 6 латиноамериканских государств. Данная активность может свидетельствовать о том, что латиноамериканский вектор российской внешней политики не только преследует сугубо национальные интересы, но и совпадает с геополитическими и экономическими приоритетами латиноамериканских стран. В настоящее время спектр совместных проектов достаточно широк - это сотрудничество в области энергетики, добычи углеводородов, цветных, драгоценных металлов, военно-технической и финансовой сферах.
Следует отметить, что еще несколько лет назад ситуация была совершенной иной. На протяжений многих десятилетий Латинская Америка (ЛА) носила название "заднего двора" США и это определение, несомненно, имело под собой веские основания. Именно США во многом определяли политику в латиноамериканских странах, основываясь на собственную концепцию национальной безопасности.
Проанализировав ситуацию, можно с уверенностью констатировать, что переломным моментом на данном направлении явилось установление партнерских отношений России с Венесуэлой, а если быть более точным - с ее лидером - Президентом страны полковником Уго Чавесом. В основе же данных отношений лежало решение Москвы о поставках российского вооружения в Венесуэлу. У. Чавес большое внимание уделял обеспечению безопасности своей страны, понимая, что проводимая им "антисевероамериканская" политика может побудить оппонентов к действиям, направленным на его отстранения от власти. Отказ России от многолетнего игнорирования У. Чавеса (во многом из-за опасения "спровоцировать США") и принятие решения о выстраивании партнерских отношений, первым шагом которых стали поставки российской ПВН в Каракас, повлекли значительные изменения в балансе сил в ЛА. За несколько лет поставки российского вооружения выросли с фактически нулевого уровня до миллиардных объемов в долларовом исчислении. Обладание Каракосом современным и качественным оружием во многом заставило пересмотреть соседние государства роль Венесуэлы в ЛА, укрепило ее авторитет среди ряда латиноамериканских лидеров. Как следствие - инициативы Каракаса стали получать поддержку у соседей. Одна из них - создание в ЛА группы АЛБА - Боливарианской альтернативы для Америки, имеющей ярко выраженную "анисевероамериканскую направленность", куда помимо Венесуэлы вошли Куба, Боливия, Никарагуа, Доминиканская Республика, Гондурас и др.