В своих взаимоотношениях с ТНК в большинстве случаев принимающие страны опасаются политического давления с их стороны и проникновения в отрасли, которые связаны с национальной безопасностью. Это приводит к принятию законов, которые ограничивают или даже запрещают иностранные инвестиции в определённые сферы.
Помимо этого, ТНК иногда встречают оппозицию со стороны местных производителей аналогичных товаров, оказывающихся не в состоянии выдержать иностранную конкуренцию и требующих от правительства принятия протекционистских мер. Однако следует сказать, что на практике, в условиях низкого уровня сбережений и недостатка инвестиционных ресурсов, значительно большее число принимающих стран стремится по-разному привлечь ТНК путём предоставления налоговых, а также других льгот, чем ограничить приток иностранного капитала.
Между головной компанией международной корпорации и её зарубежными филиалами происходит интенсивное движение капитала и товаров, которое рассматривается как прямые инвестиции. Проблема заключается в том, что цены, по которым головная компания продаёт товары своим филиалам и покупает товары у них, очень часто очень сильно отличаются от цен свободного рынка.
Трансфертные цены (transfer prices) можно определить как цены, которые отличаются от рыночных цен внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации и используемые для перевода прибыли и сокращения налогов.
Для того чтобы определить, насколько и в какую сторону трансфертные цены отличаются от рыночных, достаточно знать, по какой цене какой-либо товар поставляется одним подразделением корпорации её заграничному филиалу и по какой цене тот же товар поставляется в ту же страну независимыми продавцом и покупателем. В большинстве случаев, когда ТНК преследует цель минимизировать налоги в своей стране и импортные пошлины при ввозе товара в зарубежную страну, трансфертные цены определяются на уровне существенно ниже рыночных.
В то же время, если ставится цель вывести из-под высокого налогообложения прибыль, полученную в своей стране, ТНК импортирует из своего зарубежного подразделения какие-либо компоненты по существенно завышенным, против рыночных, ценам. Объемы внутрикорпорационной торговли достигают внушительных, но плохо поддающихся точной оценке размеров. Поэтому трансфертные цены оказывают сильное искажающее влияние на учет международного движения капитала в форме прямых инвестиций.
Итак, в первой главе мы рассмотрели формы международных корпораций, а также правила международного инвестирования;
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны базирования, в которой располагается её головное подразделение, в принимающие страны, в которых она имеет дочерние, ассоциированные компании или филиалы.
Международные корпорации имеют форму либо транснациональной корпорации (ТНК), головная компания которой принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира, либо многонациональной корпорации (MHlC), головная компания которой принадлежит капиталу двух и более стран.
Главная идея неформально признаваемых правил международного инвестирования заключается в обеспечении максимальной свободы международного перемещения капитала и либерализации национальных рынков капитала. Торговля между подразделениями ТНК происходит на основе отличающихся от рыночных цен внутрикорпорационной торговли – трансфертных цен, используемых для перевода прибыли и сокращения налогов.
Глава 2. Финансовые группы
2.1. Финансовые группы в мировой экономике
Характерной чертой мировой экономики на рубеже 20 и 21 вв. является международная кооперация производства и банковского капитала путем формирования транснациональных финансово-промышленных групп. Целью и результатом такой консолидации являются повышение технического уровня производства на базе специализации и использования передовых научно-технических разработок, совершенствование менеджмента и управления предприятиями, входящими в состав участников таких комплексов.
Через систему своих дочерних либо подконтрольных компаний транснациональные финансовые группы, обладая устойчивым финансовым потенциалом и прочными позициями в соответствующих секторах рынка, имеют возможность оказывать преимущественное воздействие на формирование ценовой политики в условиях жесткой конкуренции в контексте реально складывающихся спроса — предложения на конкретные виды продукции и товаров.
Для стран с банковско-ориентированными финансовыми комплексами, например для континентальной Европы, Японии и Южной Кореи, основная часть накапливаемых финансовых средств сосредоточена в коммерческих банках, а их кредитная политика ориентирована на обслуживание промышленных корпораций. В таких условиях банки фактически, как правило, совмещают функции долгосрочного кредитования промышленных предприятий и контроля за их деятельностью, что обеспечивается через систему участия в капитале товаропроизводящих корпораций, включая обладание контрольными пакетами их акций. При этом в банковско-ориентированных финансовых группах нет полного совпадения в их организационном построении, а также в механизме правового регулирования отношений между участниками таких групп.
Например, Во Франции и Италии практикуется поддержка создания так называемых «национальных чемпионов», которые по существу являются наиболее крупными и конкурентоспособными на мировом рынке национальными объединениями корпораций, доминирующими в определенных секторах экономики.
В Германиицентром создания финансовых групп выступают чаще всего крупные банки, вокруг которых с учетом специфики рыночных и кредитных связей происходит межотраслевая интеграция промышленных концернов с инвестиционными предпринимательскими структурами в устойчивые производственно-финансовые объединения. Так, вокруг Deutsche Bank AG группируются такие промышленные концерны, как Bosсh и Siеmens, а вокруг Dresdner Bank AG — концерны Hochst, Grundig, Krupp. В свою очередь, эти промышленные концерны выступают в качестве устойчивого ядра группировки множества крупных и средних предприятий. Фактически в подобных случаях наблюдается как бы двухуровневая концентрация производственно-финансовых комплексов с вхождением одного в другой.
Также в Германии распространены объединения, в которых центром выступают не банки, а сами промышленные концерны. К их числу можно отнести такие группы, как: «ИГ Фарбениндустри», Тиссена Оппенгейма, Флика. Особой разновидностью ФПГ в Германии являются региональные группы, играющие в экономике ФРГ существенную роль, что наиболее отчетливо просматривается на примере Баварии. Баварский ипотечный и вексельный банк и Баварский банковский союз выступают центрами двух финансово-промышленных групп. Характерной чертой для таких региональных ФПГ в Германии является их тесная связь с местной промышленностью и правительством земель[6].
В соответствии с Акционерным законом (АЗ) Германии (Artiengesetz, Art C) принято выделять четыре основных разновидности концернов, применительно к которым в германском предпринимательском праве признается практическая потребность в наличии связанных между собой предприятий с подчинением в их отношениях интересов одного товарищества (общества) интересам другого. Так, согласно § 18 АЗ Германии допускается создание договорных концернов, предпосылкой для которых является заключение общественного договора подчинения (§ 291 АЗ). Может сложиться фактический концерн в силу единого руководства (абз. 1 § 18 АЗ) на основании преобладающего участия предприятия в уставном капитале зависимого общества.
В тех случаях, когда такие предприятия и общества объединяются под единым руководством, то формируется так называемый квалифицированный фактический концерн (§ 302—305 АЗ Германии). Наконец, наиболее интенсивной формой образования концерна по германскому законодательству является «присоединение». Его особенность состоит в том, что зависимое общество, интегрированное в господствующее, является стопроцентно дочерним. Поэтому присоединенное общество фактически действует как несамостоятельное подразделение головного (§ 323 АЗ)[7].
В экономике Испании и Португалии заметную роль играют холдинговые группы, созданные с участием предприятий, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность на основе государственного имущества. Так, в Италии традиционно выделяются три крупных государственных межотраслевых холдинга: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ) и Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ), которые включают в свой состав акционерные компании и действуют по той же предпринимательско-правовой схеме, что и частные предприятия.
В Испании государственные холдинги также оказали существенное влияние на экономику страны. Среди них в первую очередь следует отметить Национальный институт промышленности (ИНИ), признаваемый одним из крупнейших подобных системных образований в Западной Европе.
В Японии и Южной Корее с учетом особенностей структурной организации их национального рынка, проявляющихся в перекрестных связях определенных корпоративных групп, а также в тесном взаимодействии банков, промышленных компаний и государства с целью повышения конкурентоспособности своих продукции и товаров, рассматриваемые финансовые комплексы проявляют должную гибкость в адаптировании к изменениям на мировых рынках.