Многие видные специалисты, анализируя складывающуюся обстановку, приходят к выводу о неадекватности неолиберальной модели современным условиям. Так, известный аргентинский экономист Альдо Ферер пишет: «Провал рецептов Вашингтонского консенсуса очевиден. Успехи, связанные с достижением финансового равновесия и низкими темпами инфляции, являются эфемерными, ибо они опираются на рост внешней задолженности, экономический застои и безработицу... В целом не удалось трансформировать производственную структуру для того, чтобы освоить технологическую революцию и интегрироваться в динамичные потоки мировой экономики»[9].
Для ведущих стран Латинской Америки корректировка действующей экономической модели и выбор новых приоритетов, отвечающих современной обстановке, приобретают особую значимость, поскольку большинство стран региона по итогам последних десятилетий не только все дальше отстают в своем развитии от центров капитализма, по и значительно уступают по многим показателям передовым районам развивающегося мира (прежде всего Юго-Восточной Азии). Латинская Америка фактически не справляется с решением задач индустриального этапа, что делает малореальной в условиях сохранения действующей модели развития постановку новых стратегических задач.
Вполне естественными в этих условиях являются поиски внешней опоры, способной обеспечить поддержку в нынешней сложной социально-экономической ситуации. Непосредственная близость к главному центру постиндустриального мира — США и заметная эволюция латиноамериканской стратегии Вашингтона порождают в регионе надежды на возможность использовать экономическое взаимодействие с США для выработки подходов но преодолению имеющихся острых хозяйственных трудностей и решению новых стратегических задач, связанных с возможностью приобщения к постиндустриальной фазе развития.
Разумеется, ввиду новизны и большой сложности возникших проблем, в Латинской Америке пока нет единства относительно реализации наиболее эффективного курса, отвечающего национальным интересам. Эти проблемы стоят в центре острых дискуссий, которые ведутся в самых широких общественных и политических кругах. Однако нельзя не видеть и существенных практических шагов, предпринимаемых на национальном и субрегиональном уровнях для определения новой стратегии развития.
Одним из таких шагов является налаживание сотрудничества с Россией. В последние годы ведущие латиноамериканские страны ведут налаживание дипломатических и экономических связей с нашей страной. Проходят совместные форумы и конференции по различным вопросам. Среди стран Латинской Америки на сегодняшний день наиболее плодотворно осуществляется сотрудничество с Бразилией и Аргентиной.
В последние годы Бразилия уделяла больше внимания вопросам укрепления Южноамериканского общего рынка (ЮАОР) и своей экономической стабильности. В то же самое время Россия занималась вопросами консолидации демократии, становления рыночной экономики, предпринимала шаги с тем, чтобы не допустить расширения на Восток НАТО. Бразильско-российские отношения как бы отодвинулись на второй план[10].
Теперь настала необходимость подумать и о них. Тем более, как заявил недавно заместитель министра иностранных дел, заведующий отделом Европы МИД Бразилии Марселу Жардин, в российско-бразильских отношениях, которые строятся на принципах международного сообщества, нет никаких политических разногласий[11].
Стороны пришли к выводу, что у них имеются неограниченные возможности сотрудничества, в том числе в ядерной и космической сфере.
В апреле 1998 года должен был состояться официальный визит в Бразилию премьер-министра Российской Федерации. В бразильскую столицу планировал полететь Виктор Черномырдин — соглашение об этом было достигнуто во время состоявшейся в ноябре 1997 года встречи министра иностранных дел РФ Евгения Примакова с руководством южноамериканской республики.
Бразильская сторона сразу же после встречи с Евгением Примаковым начала подготовку к визиту российского премьера. Как заявил тогда глава внешнеполитического ведомства Бразилии Луис Фелипи Лампрейа, «мы должны сосредоточить все внимание на подготовке к этому важнейшему событию, чтобы наметить наиболее перспективные и многообещающие направления работы»[12].
Однако неожиданная отставка российского правительства помешала осуществиться этому визиту, который мог бы стать историческим и сделать прорыв в отношениях России с крупнейшей южноамериканской страной.
Состоявшийся в ноябре 1997 года визит министра Примакова в Бразилию, без сомнения, привел к активизации отношений между двумя странами. По оценке бразильских обозревателей, двустороннее партнерство в торговле, науке и технике, культуре и других областях в настоящее время явно ниже потенциальных возможностей Бразилии и России.
По окончании визита Евгения Примакова в Бразилиа было подписано много двусторонних документов. Среди них обращает на себя внимание Декларация о принципах взаимодействия между Россией и Бразилией, устремленного в XXI век. В преамбуле документа стороны констатируют «глубокие перемены, произошедшие в мире после окончания холодной войны, и необходимость формирования сбалансированной многополюсной системы межгосударственных отношений, основанной на политическом плюрализме, уважении демократических свобод и соблюдении прав человека»[13].
В декларации подчеркивается, что «при переходе к новому международному правопорядку необходимо руководствоваться принципами Устава ООН и нормами международного права», выражается готовность к дальнейшему развитию двусторонних связей через «повышение уровня отношений братской дружбы, солидарности и многопланового сотрудничества в целях выхода на взаимовыгодное партнерство». Стороны заявили о намерении продолжать работу по адаптации и укреплению системы ООН для того, чтобы она «смогла эффективно выполнять свою важную роль и быть готовой к новым мировым реалиям и вызовам XXI века». Россия и Бразилия выразили намерение продолжать усилия, в том числе и на региональном уровне, для «достижения всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, особенно в том, что касается оружия массового уничтожения». Они призвали «как можно скорее подписать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний те страны, которые этого еще не сделали», выступили за то, чтобы «Конвенция о запрещении химического оружия в кратчайшие сроки стала универсальной»[14].
В декларации указывается на необходимость «строить более справедливый и равноправный международный экономический порядок на основе свободной, открытой и недискриминационной торговли, взаимовыгодного сотрудничества». В этой связи было отвергнуто применение односторонних акций, нарушающих общепринятые нормы, которые зафиксированы в Уставе ООН и других документах международного права.
Россия и Бразилия выразили намерение углублять диалог между Южноамериканским общим рынком («Меркосур») и Экономическим союзом СНГ, а также развивать взаимодействие между государствами обоих регионов[15]. Среди других направлений взаимодействия двух стран выделяются такие, как устойчивое развитие — необходимое условие для «обеспечения благосостояния и качества жизни нынешнего и будущего поколений», борьба с незаконным производством и торговлей наркотиками, транснациональной организованной преступностью и терроризмом. Стороны вновь подчеркнули приверженность к углублению сотрудничества в ядерной и космической сферах.
Основные вехи развития отношений 1991-97 гг[16]. В октябре 1828 г. установлены дипломатические отношения России с Бразилией. Бразилия была первой страной латиноамериканского континента, получившей официальное признание России. 26 декабря 1991 г. Бразилия признала Российскую Федерацию преемницей всех прав и международных обязательств СССР. Февраль 1993 г. — визит в Москву делегации Национального конгресса (парламента) Бразилии во главе с сенатором Ирапуаном Костой Жуниором. 10 - 13 сентября 1993 г. — первый визит в Россию военной делегации Бразилии во главе с министром сухопутных сил генералом Зенилду Зороастру ди Лусеной. 26 - 28 мая 1994 г. — официальный визит в Бразилию делегации Совета Федерации Федерального собрания РФ во главе с ее председателем Владимиром Шумейко. В июне 1994 г. Бразилия и Россия подписали контракт о приобретении Бразилией 112 пусковых зенитных ракетных комплексов «Игла». 15 сентября 1994 г. в результате визита в Бразилию министра по атомной энергии РФ Виктора Михайлова подписано Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. 10 - 13 октября 1994 г. — официальный визит в Москву министра иностранных дел Бразилии Селсу Луиса Нунеса Аморина. Подписан ряд межправительственных соглашений. 20 октября 1994 г. президент РФ Борис Ельцин принял в Кремле Фернанду Энрики Кардозу, победившего на состоявшихся 3 октября 1994 г. президентских выборах в Бразилии. Он находился в Москве с частным визитом и был приглашен Борисом Ельциным посетить Россию с официальным визитом. 28 марта 1995 г. — визит в Бразилию делегации Российского космического агентства во главе с его генеральным директором Юрием Коптевым. 22 октября 1995 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке президент Бразилии Ф.Э. Кардозу провел встречу с президентом РФ Борисом Ельциным. Во время переговоров достигнута договоренность о создании российско-бразильской комиссии по сотрудничеству (комиссии Масиэл-Черномырдин). 16 октября 1997 г. в Москве подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Бразилии о научно-техническом сотрудничестве.