Сотрудничество по линии международных и региональных организаций. В ноябре 1997 г. состоялся визит в Бразилию заместителя Председателя Правительства России В.М. Серова, в ходе которого было подписано коммюнике об установлении контактов между СНГ и «Меркосур». Контакты были продолжены в Москве в ноябре 1997 года.
Сотрудничество по линии регионов не носит постоянного характера и визиты руководителей штатов в Москву и регионов в Бразилию сводятся пока к ознакомительным поездкам. С учетом установленных контактов и проведенных переговоров благоприятные перспективы имеются у Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Уральского региона и Тюменской области. Руководству этих регионов было направлено приглашение принять участие в работе МПК[17].
Выставки и семинары. Российские организации принимают участие в Международной выставке «Нефть и газ» (г. Рио-де-Жанейро), а бразильские в Международной выставке продовольственных товаров (г. Москва).
Большим успехом пользовалась Российская экспозиция на выставке «Телеком Америка-99» и выставке вооружения «ЛАД-99» (г.Рио-де-Жанейро).
Последний семинар по вопросам российско-бразильских торгово-экономических отношений состоялся в октябре-ноябре 2003 г. в Бразилии[18].
Научно-техническое сотрудничество. С середины 90-х годов бразильцы начали проявлять интерес к налаживанию научно-технического сотрудничества. В ноябре 2003 г. подписано новое Соглашение о научно-техническом сотрудничестве. На согласовании сторон находится текст Программы научно-технического сотрудничества на 2004 - 2005 гг.
Военно-техническое сотрудничество. Бразильские военные ведомства в принципе проявляют интерес к возможным закупкам в России отдельных видов продукции ВПК. В 1993 г. подписан первый контракт на поставку отечественных ракетных установок типа «Игла» на 8 млн. долл. В последнее время значительно активизировались контакты и обмен делегациями по линии «Росвооружения»[19].
К числу наиболее перспективных направлений относятся: проект создания истребителя для бразильских ВВС на базе российских разработок (программа FX-BR), создание на территории Бразилии аэродинамической трубы, технологической линии по сборке вертолетов, организация лицензионного производства ПЗР «Игла», совместного производства стрелкового вооружения и боеприпасов на базе «ИМБЕЛ», активизация контактов между министерствами обороны России и Бразилии.
Сотрудничество в области мирного использования космоса. В конце 1991 года Бразилия объявила международные торги за право вывода на орбиту первого искусственного спутника Бразилии. Их выиграла американская компания «Орбитал сайенс», обойдя в соревновании Главкосмос СССР. Спутник, полностью спроектированный и изготовленный в Бразилии, предполагалось вывести в космос в июне 1992 года[20].
Кстати, конкуренция между американской и советской компаниями в борьбе за этот контракт сразу же приняла политический характер и стала предметом разногласий в правительстве Бразилии. Сторонники американского предложения утверждали, что выбор любого из советских проектов поставит под угрозу попытки Бразилии укрепить связи с Западом и получить доступ к столь нужной ей технологии. Противоположная сторона, включая часть военного руководства, ратовала за то предложение Главкосмоса, которое приближало выполнение задач, поставленных в национальной космической программе Бразилии.
К тому времени эта программа развивалась по трем основным направлениям: создание собственного спутника, ракеты-носителя и строительство космодрома, и она была реализована лишь в первой ее части. А один из советских проектов, хотя и был более дорогостоящим, помимо вывода спутника, включал также поставку телеметрического оборудования для слежения за спутником, строительство пусковой площадки на космодроме «Алкантара», передачу ракетной технологии.
В случае принятия советского предложения Бразилия смогла бы конкурировать на многомиллиардном международном рынке коммерческих запусков спутников с НАСА и «Арианспейс». Бразильские специалисты к тому же отмечали большую надежность советских ракетоносителей по сравнению с американскими. Тем не менее, как показали результаты конкурса, политические соображения оказались для бразильцев весомее чисто практических. В то же время правительство Бразилии приняло решение создать свое космическое агентство. В декабре 1991 года президент страны Фернанду Коллор подписал декрет об учреждении рабочей группы, которая через месяц представила ему предложения о создании «Бразильского космического агентства». Оно заменило существовавшую Национальную комиссию по исследованию космоса. Она планировала осуществить запуск первого спутника еще в 1989 году. Однако к концу 1991 года специалистам Национального института космических исследований (НИКИ) удалось создать лишь спутник. Что касается других проектов, то, по оценкам специалистов НИКИ, для производства ракетоносителя и строительства космодрома потребуется еще от трех до пяти лет и многомиллионные ассигнования[21].
В апреле 1995 года Бразилию посетила делегация Российского космического агентства (РКА). По итогам переговоров с руководством Бразильского космического агентства было подписано коммюнике, подтвердившее решимость придать новый импульс сотрудничеству двух стран в области использования космоса в мирных целях. Стороны обсудили состояние двустороннего сотрудничества в этой области и обменялись мнениями по вопросам развития национальных космических программ. РКА и Бразильское космическое агентство обязались разработать и представить на рассмотрение своих правительств конкретные предложения по заключению соглашения о развитии сотрудничества в области исследования и мирного использования космического пространства.
В ходе переговоров были определены основные направления сотрудничества, которые представили взаимный интерес. К ним, в частности, относятся, фундаментальные исследования в таких областях, как космическая геофизика, ионосфера и космическая плазма, дистанционное зондирование, выращивание кристаллов в условиях микрогравитации, исследования и разработки в области создания космических аппаратов и систем, а также совместная реализация прикладных программ, связанных с развитием навигационных и телекоммуникационных систем.
Российская делегация посетила космодром «Алкантара», который бразильское правительство намерено сдавать в аренду заинтересованным странам. Как заявил в этой связи глава российской делегации генеральный директор РКА Юрий Коптев, «Россия заинтересована в коммерческом использовании космодрома в Алкантаре». Однако после его посещения Коптев был более осторожен в высказываниях, заявив, что бразильский космодром пока не обладает необходимой инфраструктурой для запуска крупных ракет в космос[22].
Вместе с тем переговоры по возможному коммерческому использованию бразильского космодрома были продолжены. Подготовка вывода в космос российских спутников весом до 800 кг с базы «Алкантара» должна была занять, по оценке Коптева, около двух лет. Стоимость запуска ракет была приблизительно на 30 проц дешевле, чем с Байконура, так как приближенность г. Алкантара, который расположен на 2-м градусе южной широты, к экватору, значительно сократит расходы ракетного топлива[23].
В ноябре 2003 г. состоялось подписание Межправительственного соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В настоящее время изучается возможность экспорта российского оборудования и услуг против закупки бразильских товаров.
Сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. С целью изучения перспектив и налаживания сотрудничества между Бразилией и Россией в области атомной энергетики и высокой технологии бразильскую столицу посетил еще в сентябре 1994 года министр РФ по атомной энергии Виктор Михайлов[24]. По итогам поездки было подписано межправительственное соглашение о двустороннем сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Это соглашение разрабатывалось в течение 3 лет и предусматривало взаимодействие в сфере использование атомной энергии во многих областях. Фактически Бразилия стала первой страной южноамериканского континента, с которой Россия подписала подобное соглашение. Развитию таких контактов раньше препятствовали как «холодная война», так и закрытость советской атомной отрасли.
К этому времени Бразилия, заинтересованная в развитии собственной ядерной программы, проявляла большой интерес к получению передовой зарубежной технологии, каковой является российская атомная энергетика.
Переговоры в Бразилиа показали, что существуют большие перспективы взаимодействия между двумя странами в данной области, особенно, что касается малых АЭС, способных снабжать электроэнергией небольшие города в труднодоступных районах, как-то: в Амазонии, или в регионах, лишенных других источников энергии.
Подписанное соглашение открыло перспективы дальнейшего развития связей между двумя государствами не только в сфере использования энергии атома, но и способствовало укреплению отношений дружбы и сотрудничества между ними. Этот документ дал начало другим направлениям взаимодействия, например, в космической области, получении высоких технологий, которыми Россия обладает в больших масштабах.