Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематикес различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
С 2002 года проведено свыше 170 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 50 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 -2005 года Министерство провело обучение госслужащих в 24 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Переговоры по присоединению России к ВТО продолжались более 15 лет. Но их достоинство состоит, разумеется, не в длительности, а в результатах. Результаты же, как неоднократно отмечалось и главным переговорщиком М.Медведковым, и другими чиновниками достигнуты очень неплохие. Удалось решить в нашу пользу сложнейшие переговорные вопросы, такие как требование партнеров об уравнивании внешних и внутренних цен на газ, допуск иностранных банков и страховых компаний в Россию в форме филиалов. Ни одна импортная таможенная пошлина не подлежала резкому снижению, в результате чего могла бы возникнуть угроза отечественному производству и т.п. На сегодняшний день в переговорах было пройдено не менее 95% пути. Вопросы, которые оставалось решить, во-первых, были немногочисленны, во-вторых, как правило, носили технический характер, о чем также неоднократно говорил Медведков.
Если мы присоединимся к ВТО сейчас, то еще нескоро войдем в число передовых постиндустриальных государств и останемся сырьевой периферией мирового хозяйства. На это прибыльное, но не очень перспективное место поставил экономику России ее нынешний государственно-олигархический капитализм. Его процветание основывается на горстке отраслей — нефть, газ, сталь, алюминий, цветные металлы. При нынешней мировой конъюнктуре именно они обеспечивают наиболее высокую норму прибыли. Монополии и олигополии этих отраслей не только вышли в первые ряды мирового бизнеса, но и расширяют операции за рубежом, скупая иностранные промышленные активы. Эта глобальная экспансия требует закрепления их позиций в мировом хозяйстве присоединением России к ВТО.
Опасность участия в ВТО вытекает не из обязанности соблюдать нормы международной торговли на внутреннем рынке. Угрозой для экономики России от большей открытости мировому рынку является отсутствие базовых условий для повышения конкурентоспособности бизнеса. Главными ограничителями рыночного развития России стали слабая конкурентоспособность экономики и низкая эффективность работы политических, административных и правовых институтов государства.
Дата 9 июня 2009 года наверняка останется в истории процесса присоединения РФ к ВТО, потому что именно в этот день стало известно, что собственно Россия прекращает переговоры с этой организацией, ибо теперь будет присоединяться к ВТО в составе таможенного союза в рамках ЕврАзЕС вместе с Казахстаном и Белоруссией. Решение России стало результатом растущего разочарования от жестких условий, с которыми Россия сталкивается в попытке присоединиться к мировым структурам, подобным ВТО - и еще более широко распространенной в Москве точки зрения, что после финансового кризиса и по мере ослабления мощи США значение региональных блоков будет только возрастать.
Присоединение к ВТО таможенного союза теоретически дело хорошее, однако возникает целый ряд вопросов. Прежде всего, процесс во многом придется начинать почти с нуля. Во-вторых, в ВТО это будет первый случай присоединения таможенного союза. В-третьих, сказано, что таможенный союз в рамках ЕврАзЕС начнет переговоры о присоединении к ВТО уже с 1 января 2010 года. Возможно, какие-то первые консультации на этот счет и начнутся в указанное время. Однако, по-настоящему переговоры о присоединении таможенного союза пойдут лишь тогда, когда документы о его создании будут ратифицированы парламентами России, Казахстана и Белоруссии. Последнее, разумеется, требует решения всех неурегулированных по союзу вопросов. А их немало.
Все перечисленные и другие обстоятельства наверняка существенно отодвинут сроки нашего присоединения к ВТО. И при этом сразу же надо учесть еще одно важное обстоятельство: отодвигая сроки присоединения, мы однозначно делаем это присоединение более (быть может, намного более) сложным.
2.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ
Преимущества, предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения:
· с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг;
· с точки зрения предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.
Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.
Такой гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности.
Примером прав, предоставляемых Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий, является право предъявлять в ходе расследований в странах-импортерах свои доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин. Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не могут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этот вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность на двусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, если необходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.
Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.
2.3 ЧТО НЕЛЬЗЯ БУДЕТ ДЕЛАТЬ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО
· Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно:
только после консультаций, или в случае дефицита платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
· Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение*, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.
· Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер
· Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары)
· Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям
· Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор)
· Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор)
· Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС)
· Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
· Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары)
· Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС)
· Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС)
· Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе)