[13] Советская индустриализация действительно привела к смещению производства и населения в существенно более холодные регионы. По оценкам американских экономистов Гадди и Икеса, за время советской власти температура для среднего российского жителя понизилась на один градус Цельсия, в то время как для среднего американского – выросла на четыре. Таким образом, переток ресурсов в регионы с умеренным климатом может привести к серьезному снижению издержек производства. Впрочем, можно воспользоваться советом Дэйла Карнеги и «сделать из лимона лимонад»: стать мировым лидером по экстремальному туризму.
[14] Алкоголизм, как и многие другие социальные проблемы, связан и с экономическими причинами. Так, в 1990х гг. количество госпитализаций, связанных с алкоголизмом, на душу населения в российских регионах уменьшалось на 0.2% при увеличении реального дохода на душу населения на 1% (с учетом уровня безработицы, уровня социального неравенства, доли городского населения, макроэкономических факторов и региональных отличий). Таким образом, можно ожидать, что при возобновлении экономического роста количество случаев алкоголизма сократится.
[15] Данные по меж- и внутрирегиональной мобильности предоставляются по запросу www.cefir.org
[16] Единственный недостаток стратегии реформы – ее изолированность. Необходимо увязать профессиональную мобильность с географической, например, выдавать ваучеры (ГИФО) на образование, которые работники, покидающие депрессивные регионы, могут использовать для оплаты своего переобучения.
[17] В развитых странах, каждый дополнительный год образования дает при прочих равных увеличение зарплаты на 10% (США), в успешных переходных экономиках (Чехия) этот показатель после падения в начале реформ уже увеличился до 7% и продолжает расти. В России он по-прежнему остается на уровне 4%.
[18] По оценкам американских экономистов, две трети роста производительности во второй половине 1990х годов в США объясняются развитием информационных технологий.