Турция потеряла более 11% туристов из России, в основном, из-за нежелания турецких туроператоров и хотельеров снижать цены во время кризиса, в то же время примерно на 13% возросло количество российских туристов, отправившихся отдыхать в Египет, что свидетельствует о более гибкой политике местных туроператоров и привлекательных для россиян ценах на путевки, особенно в осенне-зимний сезон.
Отмена визового режима между Россией и Израилем чрезвычайно благоприятно сказалась на туристическом обмене между странами. Несмотря на кризис, число российских туристов посетивших Израиль увеличилось на 36%. Соответственно, на 42% увеличилось число туристов из Израиля, посетивших Россию.
Также увеличилось количество российских граждан, посетивших Германию, Швейцарию, Великобританию, США, Корею, Нидерланды и Латвию. Во многом, увеличение спроса на путешествие в эти страны является исключительной заслугой их правительств и предпринимаемыми мерами, направленными на преодоление негативного влияния экономического кризиса на развития рынка туристских услуг. Например в Корее для привлечения иностранных туристов разработана государственная программа VISITKOREAYEAR на 2010-2012 гг., которая предполагает гибкую систему скидок, поощрений и распродаж для туристов, а для российских туроператоров, рекламирующих это направление в СМИ, оплату их расходов на рекламу в размере 70% и выше. Большое значение в привлечении туристов так же играют отмена и упрощение визовых режимов. Планируется отмена визовых режимов с Турцией, ЕС и Египтом, что значительно увеличит поток россиян по данным направлениям.
Страны не предпринимающие никаких активных действий по увеличению туристического потока, продолжают катастрофически терять русских туристов. Так, от 20% до 90% наших туристов потеряли за 2009 г. Хорватия, Литва, Япония, Норвегия, Мальта, Иордания, Эстония и Канада.
По въездному туризму, как уже было отмечено, показатели в 2009 г. изменились не так значительно как по выездному, и наша страна, несмотря на кризис, остается привлекательной для иностранцев.
По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан Германии, США, Великобритании, Финляндии, Китая и Италии, причем, если интерес граждан Великобритании и Финляндии к нашей стране повысился, то китайцы и итальянцы немного охладели к путешествиям по России.
Увеличилось количество визитов в Россию и из таких стран как Израиль, Австрия, Швеция, Швейцария, Египет, Куба и Тунис. Практически не изменилось число туристов из Греции.
Более чем на 20% по сравнению с 2008 г. снизилось из Турции, Кореи, Польши, Чехии, Кипра, Словакии, Филиппин и ОАЭ.
В 2014 г. планируется значительное количество иностранных туристов в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи.
3.Россия на международном рынке технологий
Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение торговли средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции — в 1791 г., в России — в 1812 г., Испании — в 1820 г. Особое развитие этот рынок получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта.
Начиная с Царских времен, Россия всегда была страной больше ориентированной на экспорт, чем на импорт. Согласно исследованию Всемирного Банка, в 1980 году экспорт товаров из СССР достигал 75,4 млрд. долларов, что превысило экспортные показатели США в 2,8 раза – 212,9 млрд. долларов, а в 1985 году экспорт в России вырос до 87,3 млрд. долларов. Тогдашний СССР входил в первую десятку самых крупных экспортеров в мире и занимал 7-е место в этом рейтинге. Долю «совкового» экспорта на тот момент эксперты ВТО оценивали в 4,5% всей мировой торговли.
В настоящее время в мировой экономике активно формируется новая ступень развития, в основе которой лежит современный этап НТР - информационно-технологическая революция – и инновационное развитие. Характерной чертой экономического роста является интеллектуализация основных факторов производства. Несравненно возрастает значимость и масштабность обмена результатами интеллектуальной деятельности: патентами, лицензиями на изобретения, промышленными образцами, ноу-хау, товарными знаками (брендами), программным обеспечением и т. д. В этих условиях можно говорить о функционировании международного рынка объектов интеллектуальной собственности как о самостоятельном секторе мирового рынка с присущими только ему особенностями и тенденциями развития. Во-первых, интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значимое место на международных рынках (например, лицензии, составлявшие в 1945–1955 гг. не более четверти американского экспорта, к 1990-м гг. превысили его половину). Во-вторых, по экспертным оценкам, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг в настоящее время растет в 5 раз быстрее, чем традиционных. К тому же основной признак современности – рост наукоемкости самих товаров и услуг. Не говоря уже о таких сферах, как космические исследования, оборона, где НТП проявляется в первую очередь, все более наукоемкими становятся и потребительские товары (автомобили, аудио-, видео- и бытовая техника, электроника и др.)
Передача объектов собственности от автора (собственника) интеллектуального продукта субъекту инновационной деятельности происходит на основе взаимного обмена «правами». Первичный собственник интеллектуального продукта, уступая право собственности (или часть функций собственности), получает соответствующее вознаграждение. Новый же собственник интеллектуального продукта получает выгоду при его конечной реализации в ходе инновационной деятельности либо при перепродаже этого продукта.
Формы обмена объектами интеллектуальной деятельности с юридической точки зрения обычно разделяют на две группы.
К первой группе могут быть отнесены объекты, правовая охрана которых обеспечивается на основе соответствующих норм внутреннего законодательства и международных соглашений. Это охраняемые объекты промышленной собственности, то есть изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, а также научно-технические сведения, защищаемые нормами патентного и авторского права (инструкции и другие виды технической документации). Существенными особенностями прав промышленной собственности, входящих в первую группу, являются следующие: права приобретаются в результате получения от соответствующего государственного органа специального документа (патента); порядок приобретения, использования, защиты прав промышленной собственности регламентируется специальными законами по охране отдельных объектов; данные права действуют только в пределах границ государства, где они приобретены; большая часть этих прав носит временный характер, то есть действует в течение срока, не превышающего установленного соответствующим законом; их обладателям предоставляется монополия на использование объекта (изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, фирменного наименования и др.).
Ко второй группе относят научно-технические достижения, не пользующиеся такой правовой охраной в форме патента, но обладающие различиями в техническом уровне, что является основным критерием водораздела между ноу-хау и охраняемыми объектами промышленной собственности, в частности изобретениями. Единственный документ, определяющий содержание ноу-хау, – это договор между его продавцом и покупателем.
Ведущее место на мировом рынке объектов ИС принадлежит США, Японии (из нетто-импортера превратилась в нетто-экспортера ИС и высоких технологий в целом), Германии, Великобритании, Франции.
Таблица 5.Доля стран – членов ОЭСР на отдельных рынках
высокотехнологичной продукции (в % к общему объему рынков)
Вид продукции | Удельный вес стран | |||
Продукция авиакосмической отрасли | США-36 | Великобритания – 17 | Германия – 14 | Франция – 14 |
Изделия электронной промышленности | США – 21 | Япония – 18 | Южная Корея – 11 | Великобритания – 9 |
Офисное и компьютерное оборудование | США – 20 | Япония – 13 | Нидерланды – 12 | Великобритания – 9 |
Фармацевтическая продукция | Бельгия – 15 | Германия – 11 | США – 10,5 | Ирландия – 10,5 |
В начале XXI в. эти и другие развитые страны Запада концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 2,5–3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. (Предполагается, что к 2015–2020 гг. он достигнет 4 трлн. долл.) Наиболее динамично развивается при торговле технологиями обмен патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами.
Сравнительно высокая патентная активность (по количеству заявок на получение патентов) в российской промышленности (170 отечественных заявок на 1 млн. жителей) ставит Россию в один ряд с наиболее развитыми странами, но пока не приводит к глубоким технологическим сдвигам. В промышленность РФ внедряется только 2% инноваций. На объекты ИС и другие виды интеллектуальных продуктов в российском экспорте приходится лишь около 3% общего стоимостного объема экспорта (для сравнения: у Бразилии – более 5%, у Китая – 25%). Однако следует учитывать, что 3% всего экспорта – это технологии, передаваемые по лицензиям на изобретения или ноу-хау. А в целом доля экспорта высокотехнологичной продукции в РФ выше. Россия устойчиво занимает ведущие позиции на мировом рынке вооружений – весьма наукоемкого продукта (современные самолеты «Су» и «МиГ», боевые вертолеты, подводные лодки, эсминцы, фрегаты, средства ПВО и т. д.). В 2003 г. было поставлено на экспорт продукции военного назначения на сумму более 5 млрд. долл. Одновременно РФ успешно конкурирует на рынках ядерных технологий, космической техники и услуг, некоторых видов электронной промышленности. По имеющимся оценкам, доля России на рынке оборудования и услуг для атомных электростанций составляла в начале 2000-х гг. 11% (сейчас ее возможности резко возрастают с выходом на рынок ЕС), и, по оценкам, в скором времени России может принадлежать до 1/3 мирового рынка оборудования для АЭС, в переработке ядерных отходов – 8–9%, в коммерческих космических запусках – 11%, продажах космических аппаратов – 2%, наземного оборудования космических систем – 1%.