Смекни!
smekni.com

Россия, Украина и Белорусия в системе международных отношений (стр. 2 из 2)

· Оказание военной помощи Грузии в Российско-Грузинском конфликте в Южной Осетии.

· Снос памятников Советским воинам-освободителям Украины от фашистов.

· Пропаганда национализма и героики национал-фашистов.

· Раскол церкви (Ответвление от Русской церкви)

· Запрет на русский язык.

Разница в отношениях России к Украине и Белоруссии диктуется настроениями тех людей, которые живут в этих странах. Граждане Белоруссии, в общем-то, по всей стране равномерно выступают за тесные отношения с Россией. Существует прямой обмен валют, свободный выезд в любую страну, а также свободный доступ в Интернет и к космическим средствам связи. Так что, говорить о какой-то зажатости нельзя. Есть особенности, но они много, где есть.

Некогда эти государства входили в единый Советский Союз. После его распада образовался геополитический вакуум на европейском континенте, который стремительно стал заполняться ведущими мировыми державами и/или их региональными объединениями. Итак, с точки зрения географии, Россия – это «Хартленд» (Heartland – англ. «сердцевинная земля»; термин Макиндера, обозначающий внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического развития. Совпадает с территорией России // А.Дугин. Основы геополитики. – М., 1999.– С. 902.) Белоруссия – периферийная территория, расположенная на стыке России и Европы. Исходя из своего географического положения Белоруссия – это своеобразный мост, соединяющий Россию и Европу и одновременно испытывающий давление с их стороны. Именно такое геополитическое положение России и Белоруссии может служить отправной точкой для анализа положения обоих наших государств в системе современных международных отношений.

«Как бы ни складывались наши отношения (России и Белоруссии) – это исторически наш стратегический партнер по Союзному государству. Вместе с тем, Белоруссия является частью (своего рода центром) Европы, и быть вне её мы не можем» - говорил президент Александр Лукашенко еще в 2004 году. Судя по всему, геополитический фактор и впредь будет доминирующим при определении дальнейшего вектора развития отношений Россия – Белоруссия – Европа. Анализируя сущность российско-белорусско-европейских взаимоотношений важно понимать тот факт, что ни Россия, ни тем более ЕС не собираются в обозримой перспективе инкорпорировать Белоруссию в свой состав.

Необходимо признать, что на сегодняшний день в Европе даже гипотетически никто не говорит о том, что в некотором отдаленном будущем Белоруссия может начать переговоры о своем вступлении в ЕС. В практической плоскости сегодня лидеры ЕС подчеркивают, что вопрос о дальнейшем расширении Евросоюза вообще не стоит.

Не так давно в своей книге «Границы Европы» комиссар ЕС по вопросам единого рынка Фриц Болкенштайн откровенно заявил, что такие государства как Украина, Белоруссия и Молдавия должны стать буфером между ЕС и «потенциально опасными» для Европы государствами, к которым он причисляет Россию, Сирию, Иран и Ирак. Подобная идея не нова. Достаточно вспомнить знаменитый пример «санитарного кордона» начала XX века, в состав которого входили страны, расположенные между Россией и Германией и контролирующиеся Англией. С точки зрения геополитики такая комбинация дает неоспоримые стратегические выгоды третьей стороне, ведь априори страны «санитарного кордона», как правило, являются одновременно причиной конфликтов двух континентальных держав или их региональных организаций. Причем геополитическая самостоятельность «буферных государств» фактически невозможна, и поэтому они вынуждены искать экономической, политической и военной поддержки на стороне, то есть в лице третьей державы.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что европейская интеграция и тем более построение системы европейской безопасности не возможны без взаимодействия прежде всего с Россией. И логично предположить, что «эффективное продвижение отношений» Белоруссии, Украины и Европы не может происходить без учета Российско-белорусских и Российско-украинских отношений. Даже если оставить в стороне геополитические реалии о которых шла речь выше, факторов российского влияния на Белоруссию и Украину, как и на другие страны постсоветского пространства, предостаточно. Прежде всего, на восток от Белоруссии Украины лежит огромный российский рынок, который уже сегодня поглощает не только белорусские и украинские товары, но и что гораздо важнее избыток рабочей силы. При этом, роль этого фактора в дальнейшем будет только усиливаться. Однако при любом «раскладе» Россия и Белоруссия, Россия и Украина вряд ли слишком далеко отойдут друг от друга. В пользу этого говорят не только географическая, культурная, историческая, экономическая близость этих стран, но и национальные интересы России и Белоруссии, России и Украины. Эти государства, прежде всего, объективно заинтересованы в прочных добрососедских отношениях, которые будут служить основой взаимовыгодного партнерства. К сожалению пока что Россия в силу обстоятельств своего внутреннего развития не стала центром действительно успешной интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. На этом фоне именно Союз России и Белоруссии имеет все шансы для того, чтобы стать «локомотивом» (подобно Франции и Германии в ЕС) интеграционной политики в рамках СНГ.

Россия – это страна, которая лежит в Евразии, «замыкая» в себе огромные пространства Европы и Азии. Белоруссия и Украина – это европейские страны, интересы которых лежат в Европе. И вполне логично, что современная Белоруссия и современная Украина стремится сделать отношения с Европой ключевым вектором своей внешней политики. Но тесные отношения России и Белоруссии, России и Украины как отношения ближайших соседей, братских народов и стратегических партнеров обречены на то, чтобы стать постоянным фактором международных отношений на европейском континенте.