Следующие волны русских переселенцев случились после революции и после окончания Второй Мировой Войны. Все они стали новозеландцами.
После 1991 г. русская эмиграция в Новую Зеландию приобрела устойчивый экономический оттенок. Эмиграция была связана с кризисным состоянием экономики и политической нестабильностью. Квалифицированные кадры приезжали в страну в поисках более высоких заработков.
Кроме того, в Новой Зеландии очень высока доля т.н. «Интернет-жён», по некоторым подсчётам она составляет свыше половины всех русскоязычных.
3. Особенности русской диаспоры
Диаспора (от греч. διασπορά, «рассеяние») — часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. В современных условиях этот термин характеризует устойчивую совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущих за пределами своей исторической родины и имеющих социальные институты для поддержания и развития своей общности.
Русская диаспора (российская диаспора) во всём мире насчитывает 25-30 миллионов человек. В это число входят российские граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также выходцы из Российской Федерации, чьи корни находятся в России. Численность собственно русского зарубежья (неассимилированных выходцев из России) не превышает 3 млн. человек.
Русские традиционного зарубежья, как правило, не образуют устойчивых общин, разобщены на мелкие организации, зачастую конфликтующие между собой.
Русская диаспора в Новой Зеландии организационно оформлена очень слабо. В основном стремление «найти своих» свойственно для новоприбывших. Очевидно, что новому иммигранту всегда проще обратиться на своем родном языке за советом, за помощью, за поддержкой, обратиться к человеку со сходным менталитетом и опытом натурализации. В дальнейшем необходимость общения «со своими» сходит почти на нет, сохраняясь лишь на т.н. культурно-коммуникационном уровне. В стране есть несколько неформальных центров притяжения для русскоязычного населения, вокруг малочисленных групп самодеятельных «активистов».
Негативный момент диапоризации то, что из-за нее не всегда происходит адаптация. Человек остается в своей этнической среде, образуется замкнутый круг общения, из которого выйти в дальнейшем очень тяжело. Как экстремальное проявление – образуются места компактных поселений. Это особенно характерно для русских эмигрантов. Большинство россиян не особенно представляет себе реалии жизни в Новой Зеландии. Столкновение с ними вызывает некий шок, может вызывать неприятие или полное непонимание. Призыв «где найти русских?» после уже недели или месяца пребывания в стране звучит от многих. Русскоязычная среда в этот момент кажется спасительной.
Официально в стране учреждено семь русских общественных организаций (культурно-просветительская работа, решение социальных проблем, содействие в адаптации вновь прибывающим в страну), но в полную силу работают далеко не все из них. Кроме того, издаются два русскоязычных печатных издания, в эфир выходят три радиопрограммы, создана телефонная информационная линия. Есть русские магазины, русский клуб, русский видеопрокат, даже русская дискотека. Одним из самых популярных русскоязычных Интернет-ресурсов Новой Зеландии является русский портал, который так и называется – «Новая Зеландия». С 1995 г. здесь размещается информация о бизнесе, средствах массовой информации, недвижимости, системе образования и т.д. Один из центров объединения русских в Новой Зеландии — Русская православная церковь зарубежья со своими храмами и приходами.
Можно сделать некоторые выводы.
Первые русские в Новой Зеландии появились полтора века назад. Благодаря современной открытой иммиграционной политике Новой Зеландии число русскоязычного населения в стране постоянно растет и преодолело отметку в 10 тысяч человек. Среди основных категорий переселенцев — Интернет-жёны и квалифицированные специалисты.
Для русских новозеландцев характерно доминирование процессов ассимиляции, т.е. стремление раствориться, принять образ жизни, обычаи страны, в которой они приняли решение жить, растить детей. Вместе с тем в Новой Зеландии не перестают и в наше время существовать русские культурные центры.
Организационно русская диаспора в стране оформлена слабо; есть неформальные очаги русского общения в основных центрах проживания, а также в виртуальной среде Интернета.
1. Bedford R. The Politicization of Immigration // http://www.migration-information.org.
2. Боргулев М. Миграционная политика в "иммиграционных странах": Канада, Австралия, Новая Зеландия // Опубликовано на сайте "Государство и антропоток" http://antropotok.archipelag.ru/text/a036.htm.
3. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. — М.: 2003.
4. Круг Э. Об истории русских в Новой Зеландии можно рассказывать часами // www.pravda.ru/society/2004/8/69/198/17691_NewZealand.html
5. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. Сборник статей / Под ред. Г.Я. Тарле. — М.: ИРИ РАН, 2001. — 329 С.
6. Новая Зеландия предпочитает состоятельных иммигрантов // Заграница, № 25(387), 2006.
7. Ханбабян А. Диаспора как инструмент сотрудничества. Россия может использовать опыт народов, имеющих национальные общины за рубежом // Содружество, № 6, 27 июня 2001.
[1] Bedford R. The Politicization of Immigration // http://www.migration-information.org.
[2] Разница между количеством прибывающих и покидающих страну в течение года в расчете на 1000 человек населения.