На сегодняшний день различные эксперты предсказывают сценарии возможного развития событий. Основные опасения вызывают возможные действия Китая как крупнейшего вкладчика в финансовые активы США.
Самая богатая страна в мире должна огромные суммы Китаю, который владеет 20% всех американских государственных ценных бумаг. Китайцы держат в руках детонатор, который может взорвать всю финансовую систему США. Облигации Министерства финансов США – это всего лишь долговые обязательства, по которым американское правительство обязано заплатить с процентами, ради чего, собственно, правительства других стран и различные финансовые институты их и покупают. Почему же, несмотря на финансовый кризис, зародившийся в США, инвесторы со всего света по-прежнему скупают эти бумаги? Часть экономистов считает, что реальная доходность американских облигаций растет, поскольку инфляция в США систематически снижается. По их мнению, инвесторы предпочитают низкую доходность на фоне низкой инфляции. Но это – только часть ответа. Тем более, что немало экспертов считают американские облигации в ближайшей перспективе макулатурой. Джим Роджерс, совместно с Джорджем Соросом основавший фонд Quantum, один из тех, кто предвидел финансовое торнадо-2008, предостерегает от чрезмерного увлечения американскими ценными бумагами. По мнению Сороса и Роджерса эти бумаги – последний спекулятивный пузырь, который рано или поздно должен лопнуть. Это может привести к окончательному разрушению американской экономики.
На сегодня рентабельность гособлигаций США – самая низкая за всю свою историю, и на то есть свои причины. Облигации с двухлетним сроком погашения предлагают менее 2-х процентов годовых, а с 30-летним сроком погашения – менее 3-х процентов. Согласно данным Джеймса Монтье – аналитика банка Société Générale – средняя рентабельность облигаций с десятилетним сроком погашения в 1798 году составляла 4,5%, а сегодня – менее 2,5%. Таким образом, рентабельность американских ценных бумаг упала намного ниже среднего значения за последние 200 лет. Это никак не объясняет наплыв средств в США и растущий спрос на облигации, но может свидетельствовать о растущем в этой области спекулятивном пузыре.
На этот второй фактор указывает Роджерс, считающий, что США сегодня практически обанкротились, а их облигации имеют нулевую рыночную ценность. Это следует из того факта, что нынешний государственный долг США составляет более 11 триллионов долларов, что составляет около 75% ВВП Америки, причем в последнее время задолженность увеличивается в среднем на 1 триллион в год. Это означает, что каждый американец, включая грудных младенцев, имеет долг в 35 тысяч долларов, которые будут взысканы с него через налоги. По мнению Роджерса, это не может продолжаться вечно, а гособлигации США нынче сильно переоценены. Поэтому американский финансист рекомендует инвесторам вывод средств с этого убыточного рынка и размещение их в гособлигациях стран с более сбалансированным бюджетом, например, Голландии, которая завершила 2008 год с 57-процентным госдолгом. Такие облигации более безопасны, тем более, что по нормам Европейского Союза граница безопасности пролегает на уровне 60%.
В этой ситуации огромное значение имеет поведение Китая и возможное принятие им решения о продаже валютных резервов общей стоимостью 1,3 триллиона долларов. Пока Китай воздерживается от этого шага, понимая, что это привело бы к краху американского рынка и девальвации доллара, что означало бы огромные потери и для Китая. С другой стороны, большинство экономистов считают, что у Китая нет другого выхода, поскольку трудно обосновать столь высокий уровень валютных резервов для развивающейся экономики Китая с необычайно низким государственным долгом, составляющим не более 18% ВВП. Большинство экспертов считает, что продажа Китаем американских гособлигаций – это вопрос времени. Естественной реакцией ФРС США в этом случае было бы повышение процентной ставки, что теоретически могло бы заинтересовать инвесторов и вернуть их капиталы на американский рынок, однако в условиях рецессии, роста безработицы и проблем на кредитном рынке это представляется малоправдоподобным.
Скорее всего, ФРС и американское правительство будут по-прежнему пассивно присматриваться к событиям в американской экономике, ожидая, что ослабленный доллар позволит увеличить конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке, а рост стоимости экспорта уменьшит дефицит внешнеторгового бюджета страны. Такой сценарий был бы нежелательным для крупнейших экспортеров в США – Китай и Японию, товары которых стали бы менее привлекательными для американских покупателей.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что США, будучи фактически банкротом, по-прежнему будут притягивать средства извне, поскольку крупнейшие экспортеры, поставляющие товары на американский рынок (и одновременно кредиторы США) стали заложниками американцев. Конечно, Китай мог бы обрушить американскую экономику, но одновременно потерял бы существенную часть своего инвестиционного портфеля и экспортного рынка. Глобализация сделала крупнейшие экономики мира сообщающимися сосудами со всеми вытекающими из этих сосудов последствиями.
Что же касается американских ценных бумаг, остается только удивляться прозорливости великого кормчего, много лет назад назвавшего США «бумажным тигром».[6]
Таким образом, вероятнее всего в ближайшее время дефолт по государственным ценным бумагам США вряд ли случится, но перспективы даже на такой период как 5 лет туманны и труднооценимы, поскольку необеспеченность самых востребованных в мире бумаг ставит под вопрос все существование сегодняшней экономической системы. Дефолт по ним будет равносилен краху существующего мироустроуству и глобальному мировому банкротству.
Выход из этой ситуации, к сожалению, на сегодняшний день не найден. Можно инвестировать в другие инструменты, но это приведет к краху экономики США, что, как описано выше, приведет к фатальтным последствиям. Многие инвесторы уже сегодня пытаются снизить долю государственных облигаций США в своих портфелях, но это снижение пока не существенно. Тем более, что ценные бумаги крупнейших экономик мира, считающиеся наиболее стабильными (такие как английские gilts), обеспечены косвенно все теми же обязательствами американского Казначейства. С другой стороны, возможно продолжение инвестирование в экономику штатов, с надеждой на выход её из рецессии и восстановлению платежеспособности. Однако уже на протяжение десятелетей государственный долг США лишь растет, а на рынке государственных облигаций зреет очевидный пузырь, который вызывает более. Чем серьезные опасения.
Некоторые считают, что США сознательно раздувают этот пузырь, осознавая неизбежность дефолта и надеясь максимально «вытащить» свою экономику из кризиса до его наступления.
В таком случае в ближайшие годы нас ждет новый виток развития глобального экономического кризиса, грозящий уйти намного глубже, чем широко предсказываемое «второе дно».
Однако все-таки подобный сценарий развития событий кажется сомнительным.
Как уже сказано выше Россия на сегодняшний день является седьмым в мире вкладчиком в государственные облигации соединенных штатов. Значительная часть средств Центробанка вместе с активыми Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда вложена именно в эти инструменты. В прошлом году, когда известнейшие Федеральные агенства США Фанни Мэй и Фредди Мак, а также Federal Home Loan Banks, в облигации которые в начале 2008 года было вложено более ста миллиардов долларов из российских, оказались на грани банкротства и были национализированы правительством, РФ понесла существенные убытки, несмотря на начавшийся постепенный вывод средств из данных фондов с января 2008 года. Это вызвало крайнюю настороженность российских властей. И привело к мерам по постепенному снижению инвестиций в американские активы. 30 января текущего года председатель Банка России Сергей Игнатьев сообщил, что ЦБ полностью продал все ценные бумаги Fannie Mae и Freddie Mac.[7]
Но одновременно за прошлый год Россия увеличила свои вложения в государственные ценные бумаги США в 3,5 раза за 2008 год. Поднявшись с 17ого места по уровню инвестиций в американскую экономику, на озвученное раньше 7ое.
Некоторые российские экономисты и политики давно говорят о необходимости прекратить перевод резервных средств в американские ценные бумаги и предлагают пустить средства на развитие российской экономики. Их оппоненты считают, что в данный момент не существует механизмов для эффективного использования денег внутри страны. Кроме того, сохранение нефтяных сверхдоходов в валютном стабфонде позволило России смягчить удар кризиса. Однако тяжелейшие проблемы, с которыми столкнулась экономика США, заставляют задуматься о надежности этих финансовых инструментов. Впрочем, пока российские эксперты в целом положительно расценивают увеличение пакета гособлигаций США. «Стандартные правила никто не отменял, доллар остается наиболее надежной валютой, и госбонды являются самым надежным долларовым активом, - подчеркивает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. - Кроме того, после снижения процентных ставок в США доходность облигаций выросла, таким образом, Россия может на этом неплохо заработать».
В целом информация по перспективам российских вложений в американскую экономику достаточно противоречива, то есть, с одной стороны, имеет место быть колоссальный рост российских вложений в государственные облигации США, с другой стороны, последние данные говорят о том, что РФ намерено снижать долю государственных ценных бумаг США в своем портфеле. Так, 9 июня Центробанк РФ заявил, что настаивает на сокращении доли ценных бумаг казначейства США в национальных валютных резервах.