Смекни!
smekni.com

Сирийско-ливанский кризис (стр. 2 из 4)

2001 - Израиль и ПА договорились о прекращении огня. "Доклад Митчелла" стал базой для "плана Тенета" (директор ЦРУ – Джордж Тенет) по обеспечению безопасности в регионе.

2003 - апрель - ливанский Премьер-министр Рафик Харири формирует новое правительство, расцениваемое большинством как просирийское. Американские и британские войска оккупировали Ирак. Под давлением США, России, Европейского Союза, Египта и ООН, Ясер Арафат согласился ввести в Палестинской автономии пост премьер-министра и передать часть своих полномочий Махмуду Аббасу (Абу Мазену). Опубликован новый мирный план для региона "Дорожная Карта". Впервые начались прямые переговоры между премьер-министрами Израиля и ПА.

2004 - 2 сентября – СБ. ООН принимает резолюцию №1559 призывающую к выводу иностранных сил из Ливана и уважению к его суверенитету. 20 октября - Харири уходит в отставку в протест доминирующей политической роли Дамаска в стране, он заменён просирийским представителем Омаром Караме. 13 декабря: впервые с 1975, объединенная оппозиция осуждает сирийское присутствие и призывает правительство уйти в отставку. 18 декабря: Сирия распускает ее секретную службу в Ливане, впервые признавая своё присутствие в стране.

2005 - 14 февраля - Харири убит в результате взрыва. 24 февраля - ливанский министр обороны призывает Сирию развернуть ее отряды к границе. 28 февраля - правительство Карамеха уходит в отставку под давлением оппозиции. 5 марта - Aссад объявляет, что Сирия выведет все свои отряды из Ливана, но не устанавливает точных сроков. 7 апреля: Сирия начинает заключительную стадию вывода войск из Ливана, который должен быть закончен к 30 апреля.

Глава 2. Анализ сирийско-ливанского кризиса

Еще несколько лет назад считалось, что особый характер сирийско-ливанских двусторонних отношений базируется на основе исторически-этнического единства, интегрированной экономики, общих политических интересов. На протяжении длительного времени политика Сирии относительно Ливана реализовалась в соответствии с установкой Хафеза Асада: "две независимые страны – одна нация".

Однако на протяжении последних трех-четырех лет наблюдается тенденция к определенному ослаблению традиционного сирийского влияния на внутриполитическую ситуацию в Ливане. Это происходит в контексте общего ослабления арабского единства, о котором сейчас говорят преимущественно в прошедшем времени. После прихода в июле 2000 года к власти в Сирии Башара Асада происходит определенная трансформация ливано-сирийских отношений, которая должна обеспечить Ливану большую меру самостоятельности

Ливанское руководство, включая Р. Харири, традиционно выступало за интеграцию Сирии и Ливана. В опубликованном 1 ноября 2000 года программном заявлении нового ливанского правительства Р. Харири отмечалось, что временное пребывание сирийской армии в Ливане "остается необходимым и определяется стратегическими потребностями обеих стран".

К дискуссии о характере сирийско-ливанских отношений подключилось также ливанское духовенство. В то время как христианские партии выступают за немедленное выведение сирийских войск и дистанцирование от Дамаска, мусульманские политические силы настаивают на продолжении их пребывания в Ливане и выступают за укрепление сирийско-ливанского единства, что, по их мнению, будет служить гарантией суверенитета Ливана в условиях существования "израильской угрозы".

Практически все бывшие внутриполитические кризисные явления в Ливане связаны с иностранным вмешательством — как со стороны соседних стран, так и со стороны западных. На наш взгляд, "сирийско-ливанский кризис" можно считать достаточно условным, поскольку, в сущности, нет оснований, говорить о кризисе между Ливаном и Сирией как государствами. По нашему мнению, этот кризис в значительной мере гипертрофирован и инспирирован ливанской христианской оппозицией при скрытой поддержке со стороны Израиля и явной - со стороны США и некоторых европейских стран, которые преследуют в этом регионе свои собственные цели.

Основой вмешательства иностранных государств во внутренние дела Ливана служит поддержка требования ливанской оппозиции о выводе сирийских войск из Ливана, но при этом игнорируется позиция государственных ливанских институтов - президента, парламента и правительства, которые до сих пор ни разу не требовали вывода сирийских войск из страны, поскольку их пребывание в Ливане узаконено общеарабским мандатом и регулируется двусторонними соглашениями между Бейрутом и Дамаском. В соответствии с постановлением арабского саммита, который состоялся в Эр-Рияде 16 октября 1976 года, сирийский военный контингент составил основу Межарабских сил сдерживания, получивших задание разъединить противоборствующие стороны в ливанской гражданской войне и обеспечить возвращение страны к миру. Однако выполнение этого задания затянулось до 1990 года (год окончания гражданской войны), а пребывание сирийского контингента в Ливане - до сего времени.

Проблемами, приведшими к данному конфликту, помимо убийства Р. Харири, являются следующие:

- Борьба практически на протяжении всего 2004 г. вокруг вопроса о продлении на три года полномочий президента Э. Лахуда. Борьба продолжалась между двумя лидерами все четыре года второго премьерства Р. Харири вплоть до октября 2004 года, когда он демонстративно ушел с поста премьер-министра. Непосредственной причиной его отставки стало продление при поддержке Сирии на три года срока президентского правления Э. Лахуда.

- Ливанская оппозиция и ее заграничные покровители требуют проведения демократических парламентских выборов в условиях, которые бы исключали прямое или опосредованное влияние Сирии. При этом не скрываются надежды на то, что в новый парламент придут антисирийски настроенные депутаты. Но в соответствии с "Национальным пактом" от 1943 года в парламенте определяются фиксированные квоты депутатских мест для каждой конфессии. В значительной мере результаты предстоящих парламентских выборов будут зависеть от содержания поправок к избирательному закону от 1960 года.

- До 1989 года представители христианских конфессий имели большинство мест в парламенте, и только после принятия „Хартии национального согласия" (Таифские соглашения) между христианскими и мусульманскими депутатами был установлен паритет. Министерские портфели также распределяются согласно конфессиональным квотам.По этому, несмотря на поддержку большинства ливанцев, только существование конфессиональных квот при выборах в парламент не позволит "Хезболле" получить как минимум 30-40% депутатских мандатов, а лидеру "Хезболлы" Хасану Насралле стать президентом Ливана. Таким образом, конфессиональные квоты практически предопределяют результаты любых выборов. Продолжение функционирования прежней избирательной системы приводит в парламент и правительство одни и те же правящие политические кланы и элиты.

- Несмотря на значительную вестернизацию ливанского общества, особенно его христианской части, племенные и конфессиональные обычаи и традиции с их понятиями клановой иерархии и личной преданности вождю переносятся и на политическую сферу. Это связано с тем, что ливанские политические лидеры, как правило, являются одновременно представителями правящих кланов, племен и религиозных конфессий. Точнее, политическими лидерами они становятся по определению и даже по рождению. Поэтому одной из особенностей политической жизни Ливана является избыточная гиперболизация роли лидеров партий, конфессий и кланов. Практически партии создаются "под лидеров" и обслуживают их. Главная забота лидеров — не реализация партийных программ на благо общества, а формирование собственной харизмы, укрепление личного влияния и авторитета.

- Характерной чертой нынешней ситуации в Ливане является неуклонный рост политической роли мусульманской общины и, соответственно, ослабление христианской. В известной мере это объясняется количественным преимуществом мусульманской части населения над христианской (40% христиан и 60% мусульман, при этом шииты составляют 2/3 всех мусульман). Дальнейшее существование конфессиональных "перегородок" в ливанском обществе будет тормозить формирование ливанской политической нации и становление гражданского общества, что заключает в себе зародыши новых катаклизмов. Очевидно, наступило время, когда ливанцы должны идентифицировать себя, прежде всего как граждане Ливана, а затем уже как представители той или иной конфессии.

- Неполное выполнение Таифских соглашений. Эти соглашения предусматривают, в частности, создание высшего совета по отмене конфессиональной системы в Ливане, что должно было произойти еще в 1992 году (Taif Agreement, p.G: Abolishing political secterianism is a fundamental national objective). Если сегодня в условиях мусульманского большинства среди населения Ливана ликвидировать конфессиональную систему, то это неизбежно приведет к уменьшению политической роли христианских конфессий. Поэтому оппозиция выступает за сохранение этой системы. Однако, трудно сказать, насколько долго удастся искусственно сдерживать процесс ликвидации конфессиональной системы.

Необходимы определенные изменения в общественно-политической жизни общества, где происходит конфликт. Как могут ливанские оппозиционеры называть себя революционерами, если они выступают за консервирование архаичной конфессиональной системы, которая, собственно, и служит основной причиной всех ливанских кризисов?

Предметом рассматриваемого конфликта выступают: - недовольство внутренним политическим режимом; - взаимная дискриминация правительства и оппозиции; - конфессиональные разногласия; - стремление к национальному суверенитету в ливанском обществе. Конфликт сейчас находится на стадии деэскалации, так как снижена его интенсивность и достигнут определённый консенсус сторон, благодаря вмешательству третьих стран и мирового сообщества.