Смекни!
smekni.com

Система органов регионального интеграционного объединения (стр. 1 из 3)

Организационная структура регионального интеграционного объединения относится к той стороне его деятельности, где объединение выступает как механизм, обеспечивающий интеграцию. Организационная структура - это устройство и метод действия такого механизма. Набор органов, взаимодействие между ними, эффективность работы каждого органа и всей системы в целом определяют те результаты, которых может достичь региональное объединение.

Органы региональных интеграционных объединений в полном смысле слова являются межгосударственными органами, т.е. некими объединенными органами нескольких государств. В этой связи особое значение приобретает соотношение полномочий органов объединения и органов государств-членов, и в доктрине ведется борьба о необходимости наделения органов региональных интеграционных объединений свойством наднациональности. Специалист по проблемам МЕРКОСУР Л.О. Баптиста пишет: "Наднациональные организации отличаются от межправительственных по полномочиям своих органов и методам деятельности. В межправительственных организациях в предписывающей сфере формулирование норм зависит от объединенной воли участвующих государств, выраженной в соответствии с учредительным договором. В наднациональной организации, с другой стороны, выраженная воля - это воля самой организации, однако выраженная также на основе учредительного договора" . Другой латиноамериканский автор, уругваец Э.А. Виньяли считает наднациональность полезным и гибким свойством объединения: "В межправительственных органах "государства-участники редко отказываются от своих полномочий на принятие решений", а организации наднационального характера "обладают независимыми органами", принимающими решения самостоятельно, и могут осуществлять свои резолюции непосредственно на территориях государств-членов" .

Некоторое ограничение суверенитета в пользу международной организации находит поддержку и в российской литературе. Как правильно отмечал В.А. Карташкин, "абсолютизация государственного суверенитета фактически ведет к отрицанию многих фундаментальных принципов и норм современного международного права, к дестабилизации межгосударственных отношений" . Проблема соотношения суверенитета государства и полномочий международной организации берет свое начало еще с Организации Объединенных Наций и пока еще не получила своего всеобъемлющего разрешения.

Анализ практики региональных интеграционных объединений обнаруживает разнообразие подходов к решению этого вопроса. Жизнь показывает, что и чисто межгосударственные органы объединения, т.е. состоящие из представителей государств, также могут действовать в интересах всего объединения, а не каждого из государств-членов в отдельности. Это значит, что правовая природа органа определяется двумя параметрами - составом и компетенцией, причем компетенция имеет превалирующее значение. Однозначного ответа на вопрос о наднациональности нет, и в каждом объединении в этом отношении есть свои особенности.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу системы органов, необходимо внести некоторые уточнения.

Думается, что говорить о власти органов любой международной организации, в том числе регионального интеграционного объединения, можно только в ограниченном смысле. Суверенитетом - источником властных полномочий - ни организация, ни ее органы не обладают, поэтому властью, подобной государственной, интеграционные объединения наделены быть не могут. Можно говорить лишь об ограниченных или отдельных полномочиях, передаваемых государствами-членами органам объединения. Государства-члены передают объединению не право на осуществление власти вместо них, а ограниченные полномочия на совершение определенной деятельности вместо них.

Кроме того, необходимо уточнить аналогию разделения властей на представительную и исполнительную. Когда говорят о представительных органах международной организации, имеется в виду представление в таких органах каждого государства-участника. Целью представительства является должный учет интересов каждого из них и возможный коллективный контроль со стороны всех государств-участников за надлежащим исполнением их совместной воли, выраженной в учредительном договоре и других основополагающих документах. Представительные органы в интеграционном объединении лишены главной функции представительного органа в государстве - функции контроля общества за деятельностью исполнительной власти. В международных организациях такого контроля совсем нет, лишь в некоторых организациях предусмотрен учет интересов отдельных групп населения. Первой такую практику стала проводить Международная организация труда (МОТ), в высшем органе которой - Генеральной Конференции - делегация каждого государства-члена состоит из двух представителей правительства и по одному от работодателей и наемных работников . Такая практика была продолжена в первом европейском сообществе - Европейском объединении угля и стали. Его учредительным договором было обеспечено представительство производителей, трудящихся, потребителей и продавцов в Консультативном комитете, состоявшем из равного числа представителей каждой из этих групп . В настоящее время в рамках Европейского Союза роль представителей общества постепенно все более осуществляет Европейский парламент.

В региональном интеграционном объединении смысл термина "представительный орган" означает не представление им общества, общественных интересов, т.е. выражение общественного мнения, а только способ формирования того или иного органа. Будучи составленным из представителей государства, такой орган может быть обязан действовать исключительно в интересах объединения, в интересах осуществления не воли каждого отдельного государства, а общей воли всех государств-членов.

Следует отметить, что уточнения требует и разделение полномочий на "законодательные" и "исполнительные". Конечно, ни о каком законодательстве в международной организации речь не может идти. Органы, даже наделенные наднациональными полномочиями, не создают законы для государств-членов, а только специальные нормы, допускаемые к действию в национальных правовых системах, благодаря проявлению суверенной воли каждого государства. Точнее было бы сказать, что органы объединения имеют "предписывающие полномочия", т.е. могут предписывать то или иное поведение.

Термины "представительный" и "предписывающий (законодательный)" чаще всего употребляются применительно к главному органу международной организации, в том числе регионального интеграционного объединения. При поверхностной аналогии со структурой государственных органов высший орган кажется похожим на высший орган государства. Действительно, высший орган обычно обладает полномочиями на толкование и даже изменение "конституции" объединения - его учредительного договора.

Кроме того, высший орган определяет общую политику регионального интеграционного объединения, которая затем конкретизируется как в его собственных решениях, так и в решениях других органов. Решения высшего органа обязательны для других органов. Однако при всей широте своих полномочий высший орган объединения не может действовать вразрез с волей государств-членов.

Необходимо уточнить также понятие "исполнительных" органов. Данный термин применяется довольно широко, однако, когда говорят об исполнительных органах объединения, имеют в виду такие органы, которые выполняют оперативную работу по имплементации решений предписывающих органов. Их функция в основном административно-распорядительная, поэтому следует говорить о том, что им принадлежат "административные полномочия".

Предписывающие полномочия, т.е. полномочия на создание норм, на основе которых ведется оперативная деятельность организации, имеют конвенционную природу, т.е. возникают на основе соглашения между государствами - членами объединения и обязательны только для них или же между объединением как таковым и третьими странами, в таком случае сфера обязательности норм иная.

Возможны также "односторонние" предписывающие полномочия, которые действуют внутри самого объединения.

Необходимо отметить также такую функцию органов интеграционного объединения, как наблюдение или контроль, которые, по выражению С. Сюра, "составляют независимую гарантию того, что взятые обязательства будут соблюдаться, и направлены на предотвращение нарушений права. В то же время это измеритель искренности намерений сторон обеспечить исполнение взятых обязательств" . Действия по осуществлению надзора или контроля не выделяются в отдельную область полномочий, они осуществляются административными (исполнительными) или судебными органами.

Проанализируем теперь практику, принятую в различных моделях региональных интеграционных объединений, относительно формирования организационной структуры.

Европейский Союз

Несмотря на сложное, трехзвенное строение механизма Европейского Союза, все его институты и органы работают совместно и обеспечивают достижение поставленных перед Союзом целей и реализацию его полномочий в разных сферах общественной жизни независимо от того, к компетенции какой опоры они относятся. Как сказано в Маастрихтском договоре, в Европейском Союзе действует "единая институциональная структура, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения его целей, с соблюдением и опорой на достигнутый в Сообществе уровень интеграции" (ст. "С").

Вместе взятые органы Европейского Союза образуют целостную систему. Подобно системе органов и учреждений государства, эта система с полным правом может быть обозначена термином "механизм". Каждый орган Союза выступает в этой системе в качестве отдельного элемента, связанного с остальными.