Изменения, произошедшие в странах Центральной и Восточной Европы после 1989г, а также бывшем СССР породили особую группу вынужденных мигрантов, въезжающих в развитые страны.[8] Некоторые потенциальные экономические мигранты начали прибегать к обращению с просьбой об убежище как средству, позволяющему въехать на территорию этих государств. Эти факты, а также большие масштабы этой миграции, пик которой пришелся на 1992г, вынудили Запад предпринять значительные шаги по ее недопущению, что привело к введению «режима предоставления временной защиты». Появилась и получила развитие, по сути, новая категория вынужденных мигрантов - «лица, ищущие убежище». Этот институт получил широкое распространение. Сегодня в мире насчитывается больше 1 млн. мигрантов этой категории. Принятие Лондонских резолюций 1992г. способствовало значительному ограничению каналов законного въезда мигрантов на территорию Европейского Союза, что заставило многих вынужденных мигрантов обращаться к услугам контрабандистов, использованию фальшивых документов и т.п. Это лишь усилило скептицизм общественности относительно истинных мотивов лиц, ищущих убежища. Многие европейские правительства подозревали, зачастую несправедливо, что мигранты просили убежища по экономическим причинам.
Меры западноевропейских стран по корректировке своей политики в области предоставления убежища и иммиграции в 1990-е годы совпали с усилиями по достижению более тесной экономической и политической интеграции посредством создания единого европейского рынка. Это предполагало устранение всех внутренних торговых ограничений и препятствий для свободного передвижения людей в рамках Европейского сообщества, ставшего частью Европейского союза, созданного в 1993г. после вступления в силу Маастрихтского договора о Европейском союзе.
Среди причин, способствующих сохранению огромного числа беженцев и перемещенных лиц, необходимо выделить также причины, обусловленные ухудшением окружающей среды, экологическим кризисом, увеличением стихийных бедствий и природных катастроф. Численность так называемых «экологических беженцев» по оценкам, приведенным в 1992г. на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, по всей видимости, уже превысила численность классических беженцев и продолжает быстро увеличиваться, что несомненно требует более активных мер мирового сообщества по предотвращению данных негативных явлений. Как отмечал бывший Генеральный секретарь ООН в 1993г. Бутрос Гали, «невозможно провести четкую и ясную границу между конфликтами, войнами и стихийными бедствиями по тому влиянию, которое они оказывают на гражданское население. Засуха, наводнение, землетрясение и циклоны также разрушительны для людей и благосостояния общества, как войны и гражданские конфликты».[9] Эти стихийные бедствия происходят не в вакууме и зачастую обусловлены неразумной промышленной и сельскохозяйственной деятельностью во многих, в первую очередь в развивающихся, странах. Интенсивная вырубка леса, например, ведет к обезлесению, что в свою очередь повышает опасность засухи и наводнений, развитие которых уменьшает плодородные земли и тем самым вынуждает часто огромные массы голодных людей мигрировать из родных мест. Так, голод в районе Африканского Рога в 1980-е годы вынудил миллионы африканцев к миграции как внутри самих стран этого района, так и через государственные границы.
Наконец, вынужденная миграция может быть вызвана не только стихийными бедствиями, экологическим кризисом, но и производственными причинами. Во многих развивающихся странах, например, земля постоянно отторгается у населения в целях оживления экономики. Крупные программы развития инфраструктуры, такие как сооружение плотин, автомобильных дорог и трубопроводов, рассматриваются - часто неправильно, как отмечается в одном из докладов Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, - как надежное средство содействия экономическому росту. В результате только за период с 1953 по 1987 гг. в развивающихся странах было осуществлено 29 проектов по сооружению плотин, в результате которых были вынуждены покинуть свои родные места более 1,3 млн. человек. Еще хуже обстоит дело с проведением сельскохозяйственной политики, зачастую не учитывающей интересы традиционных землепользователей.
На проведении программ по переселению в третьи страны особенно отразились события, произошедшие в сентябре 2001г. в США и последовавшая за ними глобальная война с террором. США, которые обычно принимали у себя на переселение наибольшее число беженцев, установили в 2002 г. квоту в размере 70 000 человек, но только 26 300 из них смогли на самом деле переселиться в эту страну. По сравнению с 2001г. число беженцев, переселенных в третьи страны под эгидой УВКБ ООН сократилось на 56% (см. табл.2).
Таблица 2. Основные страны, в которые осуществляется переселение беженцев[10]
Страна | 2001г. | 2003г. |
Соединенные Штаты | 85010 | 26300 |
Канада | 17077 | 10400 |
Австралия | 8330 | — |
Норвегия | 3940 | 1200 |
Новая Зеландия | 1140 | 670 |
Швеция | 550 | 1000 |
Финляндия | 540 | 570 |
Дания | 520 | 490 |
Нидерланды | 20 | 160 |
Ирландия | — | 23 |
Таким образом, все меньшая готовность предоставлять убежище вынужденным мигрантам определяет заинтересованность сообщества в скорейшем мирном урегулировании конфликтов и масштабной добровольной репатриации беженцев на родину.
Характерной тенденцией современного развития международной миграции населения является двойственность миграционной политики. При этом подчеркнем, что в отношении международных мигрантов, в том числе и вынужденных, проводится вообще более жесткая и строго регламентированная миграционная политика, которая представляет собой систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений по регулированию миграционных процессов, преследующую экономические, демографические, геополитические и др. цели.
На современном этапе развития можно выделить три уровня миграционной политики: мировой, международный и национальный.
Миграционная политика на мировом уровне проявляется в действиях международных организаций, прежде всего ООН, МОМ, МОТ, в тех документах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях и конференциях. Среди последних особое место принадлежит Всемирным конференциям ООН, имеющих правительственный статус, и соответственно документы, на них принимаемые имеют более чем рекомендательный характер.
За прошедшие годы было проведено 5 таких конференций: три по вопросам народонаселения и развития, и две - по вопросам окружающей среды и развития, на которых было обращено внимание на необходимость политики и программ в области миграции, являющейся результатом разрушения окружающей среды.
Двойственность миграционной политики на мировом уровне заключается в том, что интересы международного сообщества или отдельных международных организаций могут входить в противоречие с национальными интересами отдельных государств.
Создание различных международных союзов между отдельными государствами, как правило, предусматривает и свободу передвижения граждан этих государств через их государственные границы, создание так называемых «прозрачных границ». Ярким примером такого союза может быть Европейское сообщество из 15 стран, граждане которых могут свободно передвигаться через их границы с различными целями и на разные сроки в соответствии с Шенгенским соглашением 1985 г., которое стало поворотным моментом в исчезновении между странами его подписавших всяческих преград на пути движения капиталов, товаров и людей. Причем среди последних могут быть и граждане «третьих» стран, получивших визу на въезд любого из государств Шенгенского Соглашения.
Двойственный характер миграционной политики на этом уровне выражается в двух аспектах.[11]
Первый состоит в том, что интересы и задачи Союза в целом могут противоречить и не совпадать с интересами его отдельных государств.
Второй аспект заключается в том, что современная миграционная политика развитых стран мира все более определяется прямо противоположными тенденциями: с одной стороны, начиная с 1974 г. идет постоянное ужесточение этой политики по отношению к мигрантам из «третьих» стран. С другой стороны, происходит ее дальнейшая либерализация, появление все более «прозрачных границ» в рамках международных региональных союзов.
На разных исторических этапах в миграционной политике зарубежных государств преобладала та или другая ее составляющая, которая и определяла в целом ее сущность в анализируемый период. В современных условиях такой составляющей становится иммиграционная политика, которая характерна для большинства развитых стран, которые проявляют большой интерес тому, что из себя представляют, въезжающие к ним мигранты: каковы их национальность, профессия, квалификация, возраст, семейное положение и т.п. На последние характеристики обращается особое внимание как с учетом ситуации на рынке труда, так и исходя из демографических соображений, что особенно характерно для таких стран как Австралия, Канада, Аргентина, Германия и др.