Смекни!
smekni.com

Современные отношения между Германией и странами Азиатско-тихоокеанского региона (стр. 2 из 6)

Таким образом, в мире возникает регион с населением почти в два миллиарда человек и общим экономическим потенциалом, приблизительно в два раза превосходящим потенциал Северной Америки.

Если же принять во внимание тот очевидный факт, что Россия является мостом между Европой и Азией на одной части земного шара, а США – аналогичным мостом на другой его части, то можно смело утверждать, что ХХI век станет веком Американо-Европейско-Азиатского региона (АЕАР) с общим ВНП и населением, значительно превосходящим совокупный ВНП и население стран Африки и Латинской Америки вместе взятых.

Основные азиатские страны, с которыми Евросоюз налаживает тесные отношения – это Япония, Китай и Индия. Особое место занимает в этом ряду Индия. Первая встреча в верхах между руководством Европейского союза (ЕС) и Индии прошла 28 июня 2000 г. в Лиссабоне. Ее результат: наряду с Россией, США, Китаем, Японией и Канадой Индия становится привилегированным партнером ЕС. Теперь Брюссель будет проводить с Дели регулярные консультации и саммиты[17].

В Лиссабоне была подписана совместная декларация, которая включает в себя «план действий». Он определяет ряд областей, в которых намечается укрепление сотрудничества: информационные технологии, окружающая среда, телекоммуникации, энергетика и транспорт.

В Лиссабоне также прошла рабочая встреча членов Европейской комиссии с представителями Конфедерации промышленности Индии, которую возглавляет Арун Бхарат Рам, и предпринимателями из Португалии, Франции, Германии, Великобритании. Основная цель этого экономического форума, в котором приняли участие также ряд индийских министров, – наметить перспективы развития торгово-экономических связей между объединенной Европой и Индией. На встрече отмечалось, что большинство индийских предпринимателей все еще «не знакомо с механизмами ЕС», хотя Индия поддерживает активные двусторонние экономические связи с рядом стран союза, в первую очередь с Германией, Великобританией и Францией. Для многих участников также стало сюрпризом то, что ЕС, по сути дела, уже стал главным торговым партером Дели. Так, в прошлом году объем торговли Индии со странами ЕС вдвое превысил подобный показатель в ее торговых отношениях с США[18].

С учетом быстрого роста индийской экономики (6% в прошлом году) наибольший интерес у европейских предпринимателей вызвали электронная, швейная, фармацевтическая и химическая отрасли. Выступая перед участниками торгово-экономического форума в Лиссабоне, премьер-министр Важпайи призвал их увеличить торговый обмен между ЕС и Индией вдвое к 2010 году[19].

Хотя первый саммит ЕС-Индия и носил во многом символический характер, он отражал желание 15 государств, входящих в Европейское сообщество, признать «новый международный статус Индии, установить политический диалог и сотрудничество с этой страной в самых различных областях. На саммите проявились расхождения в подходе к таким вопросам, как распространение ядерного оружия в мире. Важпайи заявил в интервью, что ядерное оружие «может быть фактором усиления зрелости и чувства ответственности»[20].

В 2000 г. в Португалии завершились двухдневные консультации, направленные на возобновление политического диалога между Европейским союзом (ЕС) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), прерванного в феврале 1997 года из-за ситуации в Бирме. На технических заседаниях, которые проходили в курортном городе Эшториле, недалеко от Лиссабона, представители двух организаций обменялись информацией о положении в Бирме, Индонезии, Восточном Тиморе, а также на Фиджи и Соломоновых островах. Они подтвердили намерение провести в 2000 году встречу на уровне министров. По информации португальских дипломатов, она должна состояться между июлем и ноябрем в Лаосе, когда в ЕС будет председательствовать Франция.

20 – 21 октября 2000 г. в Сеуле проходила конференция АСЕМ с участием 10 азиатских стран и 15 стран-членов Европейского Союза, большая часть из которых была представлена главами государств и правительств. Саммиты АСЕМ проводятся раз в два года, и нынешний, сеульский, был третьим по счету. Главная цель АСЕМ – наладить сотрудничество между двумя важными регионами мира, довольно далеко отстоящими друг от друга не столько даже в географическом, сколько в культурном и политическом плане. АСЕМ пока находится в стадии структурного становления, поэтому каких-то конкретных практических результатов от саммита в Сеуле никто не ожидал. Тем не менее, руководители стран Европы и Азии пообещали друг другу, в частности, сотрудничать в либерализации мировой торговли, борьбе с международной преступностью и сокращении того разрыва в сфере доступа к новым «цифровым» технологиям, который образовался между богатыми и бедными странами. Итоговый документ сеульского саммита также выражает коллективную приверженность стран АСЕМ защите прав человека, что можно считать дипломатическим успехом проталкивавших этот пункт представителей европейских стран[21].

Особо надо сказать о развитии отношений между Китаем и Евросоюзом. Так, в Пекине 5 сентября 2005 г., проходил однодневный саммит Китай – Евросоюз. Во время этого восьмого саммита Китай – ЕС бskb подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере морского транспорта, защиты окружающей среды и иные. Помимо этого на саммите были подписаны соглашения, касающиеся сотрудничества в области космических исследований, взаимодействия в социальной сфере. ЕС также намерен инвестировать 68 млн. долларов в два проекта, направленных на сохранение биологического разнообразия в районах рек Хуанхэ (Huanghe) и Янцзы (Yangtze).

Во время саммита было подписано соглашение о предоставлении Европейским инвестиционным банком займа в размере 680 млн. долларов на реконструкцию столичного аэропорта. В саммите с европейской стороны принимали участие президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (Jose Manuel Barroso) и премьер-министр Великобритании Тони Блэр, верховный представитель по единой внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана (Javier Solana).

В ходе этого саммита лидеры ЕС и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) обменялись мнениями по вопросам развития всестороннего стратегического партнерства, обсудили международные и региональные вопросы, представляющие взаимный интерес. Как заявил в интервью агентству Синьхуа Хавьер Солана, нынешний саммит должен стать стимулом к дальнейшему развитию отношений.

«Самое важное – это создать саммиту благоприятную атмосферу», – сказал он. По словам Соланы, ЕС по-прежнему «сохраняет намерения» снять 16-летнее эмбарго на поставки оружия в Китай, «как только это будет практически целесообразно».

Ранее предполагалось, что этот запрет, введенный Европой в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, будет снят в июне 2005 года, однако подобному шагу Брюсселя резко воспротивились США, и принятие соответствующего решения было отложено. В Китае, как неоднократно говорил представитель МИД КНР, сохранение эмбарго считают пережитком «холодной войны» и политическом барьером на пути гладкого развития двусторонних отношений.

В экономической сфере отношения между Китаем и ЕС в 2005 г. были омрачены кризисом вокруг поставок китайского текстиля, возникшим после того, как Еврокомиссия, исходя из интересов европейских производителей готовой одежды, ввела в июне на период до 2007 года квоты на ввоз десяти категорий текстильной продукции из Китая. Буквально за два месяца квоты на текущий год оказались выбраны по семи категориям товаров, в результате в портах стран ЕС были блокированы около 85 миллионов единиц текстильных изделий из Китая. В европейских портах скопилось китайских свитеров, брюк, рубашек, маек, бюстгальтеров (из-за чего конфликт назвали «бюстгальтерной войной») на миллионы долларов.

В ряде случаев продукция была оплачена европейскими оптовиками еще до вступления в силу квотного соглашения, однако, несмотря на это, получить ее с таможенных складов они не могут.

Китай и ЕС провели несколько экстренных раундов консультаций в надежде разблокировать возникшую ситуацию. Окончательное решение этой проблемы было достигнуто 5 декабря 2005 г. на переговорах глав торгово-экономических ведомств КНР и ЕС. Таможенные органы ЕС «разморозили» все текстильные товары китайского производства, задержанные в европейских портах.

Только в 2005 году Китай поставил в ЕС 300 млн. свитеров – в прошлом году этот показатель составил 40 млн. штук. Такой резкий рост поставок из Китая связан с отменой Всемирной торговой организацией (ВТО) квот на торговлю текстильными изделиями. Решение о либерализации торговли текстилем вступило в силу с 1 января 2005 года. Китай выступает против попыток США и ЕС бороться с увеличением поставок текстильных изделий, называя их противоречащими принципам свободной торговли. Однако ВТО не запрещает повторное введение квот в особых случаях, если резкое увеличение поставок товаров может быть расценено странами-импортерами как «дестабилизационное».

Несмотря на эти проблемы, и в ЕС, и в Китае высоко оценивают нынешнее состояние двусторонней торговли. Как заявил Цинь Ган, экономики ЕС и КНР являются взаимодополняемыми и «торговля между двумя сторонами развивается весьма быстро».

В 2004 году ЕС стал крупнейшим торговым партнером Китая. Объем двусторонней торговли в 2004 году достиг 177,28 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 36,6%.

В последние годы начало развиваться сотрудничество между КНР и ЕС в охране окружающей среды. Во-первых, между обеими сторонами был установлен механизм диалога на различных уровнях по сотрудничеству в сфере окружающей среды, регулярно проводились диалог и обмен, углублялись взаимопонимание и взаимодоверие путем созыва совещаний китайско-европейской рабочей группы по охране окружающей среды и создания механизма диалога между представителями КНР и ЕС на уровне министров по экологической политике. Во-вторых, стороны наладили конкретное сотрудничество в области наращивания возможностей экологического строительства Китая, охраны окружающей среды в ходе освоения западных районов Китая, защиты многообразия фауны и флоры, введения стандарта по вредным выбросам из машин, изучения вопросов торговли и окружающей среды. Уже налицо заметные успехи в реализации ряда проектов.