С 2004 года президент Венесуэлы У. Чавес начинает предпринимать шаги, направленные на экономическую интеграцию Латинской Америки. С Бразилией и Аргентиной были подписаны соглашения о сотрудничестве в области торговли и энергетики.
В 2005 г. Венесуэла и Куба объявили о создании интеграционного проекта, получившего название "Боливарианская альтернатива для Латинской Америки" (АЛБА), который позиционируется как идеологическая альтернатива Американской зоне свободной торговли. В 2006 г. после прихода к власти Эво Моралеса к проекту присоединилась Боливия. Сегодня в нее входят Венесуэла, Куба, Боливия, Гондурас, Никарагуа и Доминиканская республика, а также Эквадор (имеет статус наблюдателя).
АЛБА кладет в основу своей деятельности принцип "кооперативных преимуществ", который противопоставляется концепции "сравнительных преимуществ".Модель "кооперативных преимуществ" предполагает устранение неравенства в развитии через различные компенсационные механизмы. Так Венесуэла поставляет Кубе нефть по сниженным ценам (также как и многим другим странам Карибского бассейна), а Куба в свою очередь развернула в Венесуэле сотни бесплатных медицинских учреждений, в том числе оборудованных самым передовым медицинским оборудованием[17]. Преимущественную поддержку со стороны государств АЛБА в виде кредитов, технической и юридической экспертизы, получают социально важные проекты, такие как создание новых рабочих мест, строительство жилья, пищевая промышленность, экологические проекты и др.
В декабре 2008 г. министры финансов стран-членов АЛБА предприняли первые шаги по созданию единой валютной зоны (сукре) в регионе (решение о её введении было принято 26 ноября в Каракасе участниками третьего внеочередного саммита стран-членов АЛБА для противодействия финансовому кризису)[18]. Участники АЛБА рассчитывают использовать сукре для реализации совместных экономических проектов, избавления от долларовой зависимости.
Для разработки новой валюты созданы шесть комиссий: первая, возглавляемая Эквадором, занимается общими вопросами и конвертируемостью; вторая, находящаяся под контролем Боливии, разрабатывает центральную палату по выплате компенсаций, которые должны покрыть возможные издержки от перехода на новую денежную единицу. Самая ответственная часть – создание стабилизационного фонда – принадлежит комиссии Венесуэлы. Комиссия из Гондураса руководит работой регионального денежного совета, а комиссия под руководством Никарагуа занимается разработкой законодательной базы. Шестая комиссия ведет координацию межрегиональной торговли[19].
Введение «Единой региональной системы взаиморасчетов» (с переходом на валюту сукре) запланировано на 1 января 2010 г. По мнению экспертов, единая валюта позволит странам обезопаситься от финансовых спекуляций и нестабильных рынков, избежать угроз, вызванных кризисом, который затронул мировую финансовую систему и мировые экономики, в том числе и экономики стран АЛБА[20].
Тем не менее, существуют сомнения в том, что страны Латинской Америки, экономика которых опирается на экспорт сырья, смогут полностью отказаться от долларовых расчетов и избавиться от зависимости от состояния экономики США.
2. Отношения между Латинской Америкой и США в XXI веке
Латинская Америка начинает играть все большую роль в мировой торговле. Доля этого региона в мировом экспорте увеличилась с 3,5 до 5 с лишним процентов, причем половина всего экспорта идет в США.
Однако если брать чисто количественные показатели, то военные расходы стран Латинской Америки выросли с 16 до 26 млрд. долл., т.е. возрос ее удельный вес в мировых военных расходах. Регион становится одним из наиболее притягательных рынков для международных торговцев оружием. И здесь Вашингтон проявил достаточно важную инициативу, снимая те ограничения, которые существовали на протяжении многих лет на поставки новейших вооружений в этот регион.
В «A National Security Strategy for the New Century» (2002 г.), сказано:
«Our hemisphere entered the twenty-first century with an unprecedented opportunity to secure a future of stability and prosperity—building on the fact that every nation in the hemisphere except Cuba is democratic and committed to free market economies…Sub-regional political, economic and security cooperation in North America, the Caribbean, Central America, the Andean region and the Southern Cone have contributed positively to peace and prosperity throughout the hemisphere… U.S. strategy is to secure the benefits of the new climate in the hemisphere while safeguarding the United States and our friends against these threats[21]».
«Наше [западное] полушарие вошло в XXI век с беспрецедентной возможностью установить стабильное и богатое будущее, основанное на том факте, что каждая страна в регионе, кроме Кубы, является демократической и подчиняется законам свободной рыночной экономик. Региональное политическое, экономическое сотрудничество, так же, как и сотрудничество в области региональной безопасности в Северной Америке, Карибском бассейне, Центральной Америке, Андском регионе и Южной Америке уже внесло ощутимый вклад в дело мира и процветания всего региона. Стратегия США направлена на закрепление нового климата в регионе и защиту США и их друзей от этих угроз» (угрозы, упомянутые в документе – борьба с коррупцией и наркотиками).
Администрация США осознает, что сегодня в целях сохранения своих ведущих позиций в регионе к латиноамериканским странам необходимо относиться как к равноправным партнерам. Активность США в насильственном распространении демократии в регионе, не взирая на желания самих этих народов, уменьшается.
Важно, что в США достаточно хорошо понимают истоки антиамериканских настроений как во всем мире, так и в латиноамериканском регионе в частности.[22]
Внимание США сегодня главным образом акцентируется на антинаркотических и контртеррористических направлениях - в Андском регионе, а также развитием свободной торговли. В июне 2002 США и другие члены Организации Американских Государств подписали Межамериканскую Конвенцию против Терроризма.
В торговой сфере США осуществляют различные программы под эгидой Агентства Международного Развития (USAID). Оно активно спонсирует образование, здравоохранение, экологию и прочие отставшие отрасли.
В данный момент США проявляют всё большую обеспокоенность проблемами производства наркотиков в Андской Области. В течение более чем двух десятилетий, американская политика в этом регионе сосредоточились почти исключительно на усилиях по противонаркотическим акциям (то есть, борьба с культивированием листа коки и его преобразованием в кокаин). Отмечается 15% понижение культивирования коки в Колумбии, однако, с 2002 его вновь начали выращивать в Боливии и Перу. Некоторые чиновники Администрации полагают данную помощь бесполезной.
С тех пор, как в январе 1994 заключено Североамериканское Торговое Соглашение (NAFTA) Администрация решила создать подобный же формат в отношении Латинских стран. В ходе многолетних переговоров получилось три проекта, находящиеся сейчас в разной степени готовности.
США-Чили FTA. 11 декабря 2002 после двух лет и 14 раундов переговоров, это соглашение о Свободной Торговле (Free Trade Agreement) является, вероятно, самым быстрым. В соответствии с договорённостью 85% потребительских и промышленных товаров не подлежат таможенному обложению. Также, 75% тарифов на сельскохозяйственные товары и автомобильные налоги должны быть устранены в пределах первых четырёх лет.
США-Мезоамерика FTA. 8 января 2003, Администрация Буша объявила, что Соединенные Штаты начали договариваться о FTA с пятью Центральноамериканскими странами-участниками Общего рынка (SASM) - Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, и Никарагуа. Первый из девяти намеченных раундов переговоров начался 27 января 2003 в Сан-Хосе (Коста-Рике), и обе стороны выразили оптимизм, что соглашение может быть заключено к концу года[23].
Однако, несмотря на все усилия Администрации, регулярные визиты президента США в страны региона (Дж. Буш за 8 лет своего президентства побывал там 9 раз), влияние США падает.В Венесуэле, Боливии, Эквадоре и Никарагуа к власти пришли левые режимы, а правительства большинства других стран Латинской Америки если не поддерживают антиамериканизм открыто, то уж точно не являются союзниками США. Практически все визиты президента Дж. Буша сопровождались крупными акциями протеста.
Новый президент США, Б. Обама обещает открыть новую страницу в отношениях с Латинской Америкой. Так, например, на встрече с лидером Мексики Фелипе Кальдероном в Институте культуры Мексики в Вашингтоне он заявил: «Несмотря на то, что в последние годы отмечались напряженные отношения между США и Латинской Америкой, предстоящие годы моего президентства откроют новую страницу, новую главу сотрудничества с этим регионом[24]»
19 апреля в Порт-оф-Спеин завершился Пятый саммит стран американского континента.
В своей речи на открытии саммита Б. Обама заявил:
«…We can overcome our shared challenges with a sense of common purpose, or we can stay mired in the old debates of the past. For the sake of all our people, we must choose the future.
Too often, the United States has not pursued and sustained engagement with our neighbors. We have been too easily distracted by other priorities, and have failed to see that our own progress is tied directly to progress throughout the Americas. <…> We will renew and sustain a broader partnership between the United States and the hemisphere on behalf of our common prosperity…[25]».
«…Мы можем вместе преодолеть наши общие проблемы или и дальше оставаться под влиянием прошлого. Ради процветания наших народов мы должны выбрать будущее.
Раньше Соединенные Штаты не стремились к установлению и поддержанию прочных связей с нашими соседями. Нас отвлекали другие приоритеты, и мы не понимали, что развитие США напрямую связано с развитием всего Американского континента. Мы будем расширять наши партнерские отношения со странами западного полушария, чтобы добиться процветания для наших стран…».