Смекни!
smekni.com

Содружество наций в международных отношениях (стр. 3 из 9)

Суэцкий кризис 1956 года окончательно показал несбыточность надежд британских колониалистов, вынудил Лондон приступить к кардинальному пересмотру своих внешнеполитических концепций применительно к «третьему миру».

К началу 60-х годов кризис колониализма привел его к окончательному краху. Значительный импульс процессу деколонизации придала принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 году по инициативе Советского Союза историческая Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

В повестку дня были поставлены вопросы о неизбежности ухода Англии из бывших владений, о пересмотре всего комплекса прежних связей, включая военные соглашения, навязанные некоторым государствам Южной и Юго-Восточной Азии при предоставлении им независимости, об уменьшении военного присутствия в «заморских территориях». (Стоит заметить, однако: формальное решение об уходе из районов «к востоку от Суэца» — так определялись районы за пределами Европы — было принято гораздо позже, в 1967г.). [6]

Между тем пересмотр привычных концепций и выработка нового курса вовсе не означали полного ухода Англии из бывших колониальных владений. Речь шла о другом—о выработке гибкой политики, призванной решить стратегическую цель, а именно: «уходя, оставаться», сохранить свои позиции.

Британские правящие круги приступили к разработке новой стратегии, основываясь на дифференцированном подходе к конкретным районам, отдельным странам. Эта дифференциация учитывала весь комплекс международных и внутриполитических факторов. Суэц, например, определенно показал, что время британского господства на Арабском Востоке кануло в Лету. Лондон был поставлен перед необходимостью потесниться, уступив первое место Соединенным Штатам, но переложив при этом на них и основное бремя военного противодействия здесь освободительному движению. В 1947 г. Индия дала старт процессу освобождения колоний, добившись независимости. После этого, желая как-то сохранить наработанные связи, защитить свои экономические интересы, не дать новой Индии "скатиться в коммунизм", метрополия переработала само понятие Содружества. Новое Содружество должно было унаследовать широкий комплекс взаимосвязей, существовавших внутри империи, фактически империя должна была продолжить свое существование под изменившейся вывеской. [6]

Основой нового Содружества стала концепция "партнерства", впервые предложенная министром по делам колоний О. Стэнли в 1943 г. и горячо поддержанная Г. Хаггинсом (будущим лордом Малверном), премьер-министром Федерации Родезии и Ньясаленда уже после войны. [3] Монархический строй перестал являться необходимым условием членства в Содружестве (Индия стала республикой); оно (Содружество) перестало быть объединением, построенным по этническому и религиозному признаку, а из названия исчезло слово "британское", и открыло свои двери для всех стран и территорий, входивших в состав империи. Эти положения были закреплены в Лондонской декларации 1949 года, которая явила пример политического компромисса между Англией и её доминионами и является точкой отсчёта в деятельности Современного Содружества наций.

В июне 1947 г. было создано министерство по делам Содружества. Подавляющее большинство освободившихся британских колоний после достижения независимости вошло в состав реорганизованного Содружества и остается там и по сегодняшний день.

После 1945 г. Содружество наций прошло несколько этапов в своем развитии. В течение 1945-1955 гг. происходит формирование этих государств, их внутренней и внешней политики, административного и территориального устройств. Вопрос с культурой был куда сложнее, но, быть может, и важнее. В эпоху английского господства происходило интенсивное распространение английского языка как основного средства общения деловых и политических кругов. На английском, как правило, велось обучение в школах и вузах - мимо этого не могли пройти ревнители новых государственных образований. Лингвистический национализм получил широкое распространение и начал играть важную роль в определении внутренней политики. Англия вынуждена была отказаться от классического образовании, которое она внедряла в колониях (например, согласно закону М а колея для Индии), и перейти к поддержке образовательных программ новых независимых государств, демонстрируя завидную тактичность и уважение к государственности и суверенитету этих стран, их национальной культуре. Проявлением нового курса британского руководства был План Содружества по развитию образования и партнерства, принятый в 1960 г., направленный на оказание всемерной помощи получению гражданами стран Содружества высшего образования за пределами своих стран (т.е. прежде всего в Англии). Разумеется, практика получения высшего образования в британских высших учебных заведениях была распространена и ранее, однако теперь эта политика получила формальное закрепление в законодательных актах Британского парламента, стала более широко распространена: студенты-иностранцы приобрели ряд льгот.

В следующем периоде (1955—1970 гг.) неуклонно сокращается роль Великобритании в делах Содружества наций. Ослабление бывшей метрополии, становящееся все более и более очевидным вкупе с отходом от политики жесткой конфронтации с главным врагом — Советским Союзом, а, значит, относительное уменьшение важности ресурсов и вообще поддержки стран Содружества Западом развязывают руки новым независимым государствам. Интенсивно проходит процесс освобождения ("год Африки") колониальных владений. Уже освободившиеся страны начинают возвышать голос и пытаются овладеть властью хотя бы у себя дома, в "третьем мире". Лондон убедился, что лучше не доводить дело до кровопролития, особенно в тех районах, где нет большого числа белых поселенцев, как правило, упорно сопротивлявшихся передаче власти в руки черного большинства. С помощью заблаговременно подготовленных колониальной администрацией кадров, в том числе военных, и опираясь на английский капитал, Британия надеялась сохранять политическое влияние.

Первоначально бывшие британские колонии, получая независимость, довольно охотно вступали в Содружество — это объяснялось как энергичными усилиями дипломатии Лондона, так и нежеланием соответствующих стран (исключая, пожалуй, Бирму, не вошедшую в Содружество) резко порывать налаженные связи с метрополией, а также между собой. Не следует забывать, что в начале 50-х годов Англия оставалась главным экспортёром и главным импортёром для этих стран (кроме Канады). Лондон рассматривал Содружество как существенный фактор укрепления своего положения в системе международных отношений.

К середине 60-х годов 600 млн. человек, населявших британские колониальные владения, обрели политическую независимость. Под владычеством Англии оставались 19 маленьких разбросанных по земному шару территорий с населением в 5 млн. человек, из которых 4 млн. жили в Гонконге.

Чтобы сохранять власть в отсоединявшихся колониях, Лондон в 60-е годы «не разделял, а объединял» — сколачивая из бывших владений федерации. Сначала — в Южной и Восточной Африке, затем, в 1962— 1963 годах, — в Юго-Восточной Азии (там была создана Малайская федерация, в которую позднее предполагалось включить Сингапур, Саравак, Северное Борнео, а в дальнейшем и Бруней). В конце 1963 года в Брунее вспыхнуло восстание против султана, которое англичане быстро подавили. В отношениях с Индонезией росла напряженность. Англичане опасались потерять в Брунее крупные нефтяные месторождения. Федерация создавалась с трудом - Бруней отказывался в нее войти, а Сингапур в августе 1963 года провозгласил независимость от Англии. В сентябре 1963 года федерация все же была провозглашена. Соседние страны — Индонезия и Филиппины, отказались признать ее. Примечательно, что британская активность вызвала весьма настороженную реакцию Вашингтона, который в тот период, исходя из собственных замыслов, поддерживал Индонезию, куда активно проникали нефтяные компании США. В 1965 году Сингапур вышел из федерации, став независимым государством и членом ООН. Искусственный конгломерат распался. Большинство других федераций постигла та же участь — они рассыпались (исключением были лишь Арабские эмираты). [6]

В 1955 г. проходит Бандунгская конференция, на которой группа стран во главе с Индией и Югославией провозглашает принцип Неприсоединения - открытый вызов блоковому разделу мира. В 1956 г. ведущие колониальные державы - Великобритания и Франция - в последний раз попытались восстановить статус-кво вооруженным путем (операция "Мушкетер", проведенная для денационализации Суэцкого канала), чем спровоцировали резкое обострение отношений с новыми независимыми государствами и национально-освободительными движениями. В 1961 г. африканские страны Содружества "продавили" свою точку зрения относительно ЮАР и санкций против нее; в том же 1961 г. индийские вооруженные силы были введены в территории Гоа, Даман, Дну - и последние португальские владения на Индийском субконтиненте были включены в единую Республику Индию. Эти действия индийского руководства вызвали крайне жесткую оценку международного сообщества, и прежде всего США. В 1964 г. африканские государства - члены Содружества потребовали от Великобритании использовать ее право контроля над законодательством Южной Родезии, управляемой белым меньшинством и проводящим открыто расистскую политику. Почувствовав свои силы, новые независимые государства принялись активно участвовать в международной политике, утверждая свой суверенный статус и ограждая его от потенциальных угроз со стороны бывших хозяев. Логически завершает этот период заявление британского премьер-министра Г. Вильсона "об уходе с территорий к Востоку от Суэца" (1967 г.) - и реальный уход с этих территорий к 1972 г. [3]Именно в это время по рекомендациям комиссии Плоудэна, назначенной в 1962 году, время формально прекращает свое существование министерство по делам Содружества в 1968 г. Оно было слито с министерством иностранных дел. С 1969 года существует единое Министерство иностранных дел и по делам Содружества. В1966 году ликвидируется министерство колоний, а конфедерация премьер-министров стран Содружества впервые проходила не в британской столице, а в Лагосе. Таким образом, отношения Британия со странами Содружества на институциональном уровне утратили свой относительно высокий приоритет в повестке дня правительств Ее Величества, заняв подчиненное положение в системе британских внешнеполитических связей. [2]