Смекни!
smekni.com

Создание и функционирование ФПГ за рубежом (стр. 2 из 3)

Существенная особенность японских ФПГ – в финансировании из главного банка. Внутригрупповые сделки проводятся через генеральную торговую компанию, которая продает продукты, производимые компаниями-членами группы, и покупает сырые материалы. Если участником становится тот, кто предлагает наиболее низкие цены, то по взаимному соглашению сначала определяется контрагент, а потом уже вырабатываются условия сделки. Поскольку при деловых операциях по взаимному соглашению корпорация все время имеет дело с заведомо определенными контрагентами, межфирменные сделки приобретают долговременный, постоянный характер. При гарантированных долговременных деловых связях корпорации могут осуществлять долгосрочные инвестиции, заниматься техническими разработками совместно с партнерами.

Сердцевину ФПГ Японии образуют банки и генеральные торговые компании. В японских ФПГ существуют компании, учрежденные совместно всеми членами, например, для развития нефтяных источников за рубежом, для решения задач информационной технологии, космической связи. Участники группы используют общий информационный потенциал.

Примечательной чертой японских ФПГ является их «вложенность». Например, на основе компании «ToyotaMotor» образована промышленная группа. Помимо изготовления различных компонентов к автомобилям эта группа занимается производством стали, станков, автоматических ткацких станков, текстиля, потребительских товаров, оказанием строительных услуг. В группе 15 подконтрольных компаний, которые занимаются производством компонентов («Toyotaautobody» – кузова автомобилей и другие изделия), готовых изделий («Hinomotor» – крупнотоннажных грузовиков, автобусов), фундаментальными научными исследованиями, экспортом и импортом сырьевых продуктов. «Toyota» располагает пакетом акций каждой из подконтрольных компаний – от 22,7% акций в «Autisteelworks», до 39,8% в «Toyotaautobody». Кроме того, «Toyota» получает компоненты от двух ассоциаций – «Kehokai», состоящей из 231 компаний, и «Aihokai», объединяющей 77 компаний. «Toyota» не участвует в капитале членов ассоциаций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отношений. В тоже время компания «Toyotamotor» входит в более мощную организационную структуру – ФПГ «Mitzui», в которую также входят «MitzuiBank», «Mitzui & Co», «Mitzuirealestatedevelopment», «Odgirender», «Mitzuiconstruction», «Toshiba» – всего 24 компании. ФПГ «Mitzui» охватывает едва ли не все сферы национальной экономики Японии – добывающую промышленность, химическую, электротехническую, машиностроение, финансы и торговлю.

Взаимоотношения участников групп можно свести к сотрудничеству и конкуренции. Участие в группе не устраняет возможности самостоятельного развития фирм, а, следовательно, и конкурентных противостоянии между ними.

Тенденцию ведущей роли банков в формировании и функционировании ФПГ поддерживает Италия. Катализатором формирования холдингов (финансово-промышленных групп) стала неадекватная экономическая ситуация, которая сложилась в начале 80‑х, когда задолженность крупных фирм банкам составила более двух третьих их капитала, в результате чего банки приобрели существенную часть акционерного капитала этих компаний. К числу наиболее крупных ФПГ следует отнести концерны «Fiat», «Pirelli», концерн Карло де Бенецетги «Kofide». В состав ФПГ Италии входят предприятия различных отраслей.

Иной путь у так называемых неоиндустриальных стран. Проиллюстрируем этот феномен на примере южнокорейских ФПГ. Становление крупных южнокорейских финансово-промышленных образований происходило при законодательном регулировании со стороны государства и финансовой поддержке. В развитии экономики Южная Корея отдала предпочтение крупным компаниям, являющимися фундаментом экономики этой страны и ориентированным, в основном, на внешний рынок.

Такие крупные южнокорейские частные АКБ, как «ChunbukBank», «KoreanBank», «Koreanmerchantbankingcorp.» и другие входят в ФПГ «Teu», которая охватывает 29 ведущих фирм, действующих в автомобилестроении, судостроении, машиностроении, электронике, нефтехимии и др. Общее число занятых на предприятиях «Teu» – около 100 тысяч человек, а средняя годовая сумма продаж составляет примерно 15 миллиардов долларов. При такой мощной организационно-производственной взаимосвязи исключены банкротства различных банков, входящих в данный финансово-промышленный конгломерат. «Теу» открыла свое представительство в Российской Федерации, хотя объем ее деловых операций в нашей стране ограничен. На аналогичной финансово-организационной основе действует «KoreanFrenchBankingCorp», действующий в сфере южнокорейской ФПГ «Hanchgin».

Через систему крупнейших ФПГ Южной Кореи идет интенсивный процесс привлечения иностранного капитала из самых различных регионов мира. Так, один из ведущих смешанных национально-индустриальных банков «Korea-Kuwaitbankingcorporation» наряду с рядом других сильных финансовых и страховых учреждений, действует в рамках ФПГ «Hyundai», объединяющей в свою очередь около 30 крупнейших компаний, специализирующихся на выпуске морских судов, продукции машиностроения и т.д. Общая сумма продаж «Hyundai» – около 40 млрд. долларов.

При этом «Korea-Kuwaitbankingcorporation», имеющий на своем балансе солидные инвестиции арабских нефтедолларов, имеет возможность финансировать не только предприятия своей ФПГ, но и другие южнокорейские фирмы. Опыт Южной Кореи показывает, что ускоренный рост конгломератов может привести к монополизации отдельных отраслей экономики. В последние несколько лет Южная Корея стала проводить политику по разукрупнению ФПГ, введя ограничение на их диверсификацию. Теперь по южнокорейскому законодательству ведущие десять ФПГ имеют возможность функционировать в трех отраслях экономики, остальные – только в двух, в отличие от Японии, где ФПГ действуют в 8–9 отраслях. Однотипные процессы сращивания финансового и промышленного капитала развернулись в Тайване, Сингапуре, Малайзии, Таиланде и других странах Восточной Азии. Ясно, что подобное сращивание финансового и промышленного бизнеса открывает качественно новые резервы финансово-валютного маневрирования, сводит до минимума угрозы предпринимательских банкротств, хотя, конечно, избежать полностью такого рода катаклизмов при рыночной экономике невозможно.

Приведенный пример выделяет определяющую роль государства при формировании ФПГ и приоритетную цель – привлечение иностранного капитала.

В российских условиях, когда сами предприятия не настолько сильны, чтобы оказывать достойную конкуренцию на внешнем рынке, а внутренний рынок не способен потребить продукцию вследствие низкой платежеспособности, государство постоянно имеет дефицит бюджета, чтобы дать ощутимую поддержку, на наш взгляд, более приемлем вариант Польши.

Полвека польские внешнеторговые главки являли собой ограниченный круг фирм, имевших право торговать за границей.

В начале этого десятилетия главки стояли перед реальной угрозой краха, поскольку, во-первых, промышленные предприятия начали самостоятельно заниматься внешней торговлей, во-вторых, в страну пошли зарубежные инвесторы. Они покупали польские предприятия или строили свои, налаживали производство конкурентоспособной продукции. Но у бывших главков, которые стали преобразовываться в открытые акционерные общества, на банковских счетах лежали большие денежные средства в валюте. «Главки» стали скупать предприятия, продукцию которых до того времени экспортировали.

Эволюцию от чисто торговой фирмы до крупной ФПГ прошла польская компания «Агрос-Трейдинт». Это своего рода феномен, какого не встретишь в других пост социалистических странах. «Агрос» воспользовался тем, что многие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции имели многолетние обязательства перед своим главком внешней торговли сельскохозяйственной продукцией. Теперь она возглавляет крупный холдинг и уже исчерпала возможности своего участия в приватизации, перерабатывающей и пищевой промышленности (количество хозяйствующих субъектов, тесно зависимых от материнской фирмы, в Польше ограничено 20, «Агрос» свою норму выбрал). Этот холдинг ищет и другие пути наращивания капитала, в частности, планирует открытую эмиссию облигаций, так как нужны средства на финансирование долгосрочных инвестиций в производство продовольственных товаров.

Образовывая ФПГ, «главки» поначалу скупали те предприятия, которые были приписаны к ним еще во время плановой системы, то есть происходила вертикальная интеграция. Она обеспечивала более низкую себестоимость продукции, внедрение технологических новшеств. Потом в состав ФПГ стали включаться «непрофильные предприятия» Возникла проблема контроля над фирмами из разных отраслей: имея хорошие капиталы, «главки» не в состоянии эффективно контролировать их использование. Финансовые расчеты показывают, что концентрация в одной отрасли приносила значительно лучшие результаты, чем широкая диверсификация; «главки» вынуждены вернуться в лоно тех отраслей, в которых действовали минувшие 50 лет.