С другой стороны важно понимать, что льготный режим функционирования белорусской экономики, ее развитие без должной ценовой конкуренции. Все это объективно вело к снижению внимания к вопросам рентабельности, вопросам уменьшения энергоемкости и ресурсоемкости валового продукта, технологическогои технического обновления. Обрекало наше экономическое развитие на стратегическое отставание. Российские субсидии и благоприятная внешняя конъюнктура рынка для наших энергосырьевых товаров казались правящему режиму не временным подарком судьбы, позволявшим без «шоковой терапии» осуществить структурную перестройку низкоэффективной экономики, а константой. Огромные российские субсидии были необоснованно направлены главным образом на потребление, на другие непроизводительные цели.
Благодаря получаемым льготам обеспечивался рост реальных денежных доходов населения, превышающих рост производительности труда, в среднем, в 2 раза. К примеру, в 2006 г. производительность труда приросла на 9.6% а, а peaльная заработная плата - более чем на 17%. С позиции перспективы, такое популистское, нерациональное использование ресурсов наносит вред долгосрочным целям экономического развития, содержит негативный потенциал для стабильности рубля. Чрезмерный (в сравнением с ростом экономики) рост доходов населения ведет к опережающему росту импорта в сравнением с ростом экспорта, а также ростом спроса на валюту. Уже в 2006 г. население приобрело у банков наличной валюты на 907.5 долл., что на 64.3% больше, чем в предыдущем году. Отрицательное сальдо иностранных активов коммерческих банков за 2006 г. возросло со 150 млн. до 982 млн. долл. США. В потенциале такой дисбаланс неминуемо ведет к девальвации белорусского рубля и инфляции.
Российские субсидии в последние годы позволяли обеспечивать рост ВВП в среднем порядка 8-10% на базе устаревшей технологии и изношенном оборудовании, не проводя, за отдельными исключениями, сколько-нибудь серьезной структурной перестройки низкоэффективных отраслей и предприятий, глубинного технологического и технического обновления, кардинального снижения энерго- и ресурсоемкости.
В то же время Россия, предоставляя льготные ресурсы и кредиты, никак не способствовала формированию у нас гражданского общества, ответственного перед народом государства, так как, видимо, боялась, что, будучи демократической, Беларусь устремится в сторону Европейского Союза и НАТО.
На протяжении практически всего срока своего правления А. Лукашенко пользовался политической поддержкой официальной Москвы. Она защищала Беларусь от ОБСЕ и США, которые критиковали правящий режим за отсутствие демократии и фальсификации при проведении избирательных кампаний. Не реагировала на исчезновения оппозиционных политиков и разгоны демонстраций. Терпела нежелание пускать «Газпром» в акционеры «Белтрансгаза». Сама вполне довольствовалась интеграционной риторикой.
Таким образом, после распада СССР Беларусь оказалась перед весьма сложным выбором: какую модель социально-экономического развития выбрать. В итоге была создана уникальная модель, которую не применяло ни одно из государств постсоветского пространства. Однако, данная модель ориентировалась прежде всего на российское сырье и рынок сбыта, что в долгосрочной перспективе могло бы негативно отразиться на экономике РБ. В последние годы именно данные кризисные явления и начали происходить.
Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров. В 2003 г. правовое регулирование внешнеэкономических связей Беларуси обеспечивали 76 соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве, 49 инвестиционных договоров; с 48 странами дальнего зарубежья установлен внешнеторговый режим наибольшего благоприятствования.
Важным направлением внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь является активное участие в построении единой Европы на основе гармоничного, сбалансированного развития отношений как с Российской Федерацией и другими странами СНГ, так и с Евросоюзом. На долю последнего приходится около 17 % внешнеторгового товарооборота Беларуси. В 2002 г. товарооборот между ЕС и Республикой Беларусь составил 2921,6 млн. дол. США, экспорт — 1440,4, импорт — 1481,2 млн. дол. и увеличились по сравнению с 1995 г. соответственно в 1,9; 2,5 и 1,2 раза. Отрицательное сальдо товарооборота за этот период уменьшилось более чем в 10 раз с 420,7 до 40,8 млн. дол.
Торговля со странами — членами Евросоюза служит для Беларуси не только надежным источником поступления твердой валюты, но позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.
Главными торговыми партнерами Беларуси из стран Евросоюза являются Германия, Великобритания, Нидерланды и Италия, на долю которых в 2002 г. приходилось соответственно 35,6; 19,2; 12,4 и 11,8 % ее товарооборота с ЕС в целом и 16,2; 8,7; 5,6 и 5,4 % общего товарооборота республики со всеми странами вне СНГ.
В 2003 г. при общем увеличении объема внешнего товарооборота Республики Беларусь на 25,5 % с Великобританией он увеличился на 81,3 %, Нидерландами — на 39,7, Италией — на 21,4, Германией — на 19,3 %. Более быстрыми темпами вырос товарооборот Республики с такими странами Евросоюза, как Франция, Швеция и Италия, которые также вошли в число 15 основных внешнеторговых партнеров нашей страны и на их долю в 2003 г. приходилось соответственно 2,1; 2,0 и 1,8 % внешнеторгового оборота Беларуси со странами вне СНГ.
Необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Определилась тенденция сокращения отрицательного сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорусских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.
Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. С начала 1993 г. Беларусь была включена в список стран, пользующихся преимущественно общей системой преференций ЕС. Благодаря этому около 80 % белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно.
Вместе с тем, расширению интеграционных связей нашей страны с Евросоюзом препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС серьезно затрудняют поступление на европейский рынок сельскохозяйственной продукции. Необходимо отметить, что многие белорусские текстильные изделия не только не уступают, но по ряду из них даже превосходят западноевропейские аналоги. Однако в целях защиты своих производителей страны ЕС ввели квоты на импорт белорусских текстильных товаров, что не позволяет отечественным экспортерам в полной мере использовать возможности для реализации своей продукции ж внешнем рынке.
С расширением Евросоюза возрастет его роль во внешнеэкономических связях с Беларусью, так как 6 из 10 стран, вступивших в ЕС в 2004 г. (Латвия, Польша, Литва, Венгрия, Чехия, Эстония) входят в число основных партнеров Республики Беларусь и на их долю в 2002 г. приходилось соответственно 8,7; 7,7; 5,7; 1,5; 1,4 и 1,0 % общего товарооборота со странами, не входящими в СНГ.
Присоединившиеся к Евросоюзу в 2004 г. страны являются важным рынком сбыта продукции белорусских предприятий, на их долю в 2003 г. приходилось 32,5 % всего экспорта товаров республики в страны вне СНГ, что немногим меньше, чем во все 15 стран прежнего ЕС (39%). Таким образом, в целом на долю Евросоюза с учетом присоединившихся к нему с 1 мая 2004 г. стран приходится 71,5 % экспорта Беларуси в страны вне СНГ и почти треть всего белорусского экспорта. В 2002г. в общем объеме белорусского экспорта на страны-кандидаты в члены Евросоюза приходилось 45,8 % общего объема экспорта Нефтепродуктов, 15,3 % тракторов, 80,7 % азотных и 11,9 % калийных удобрений, 7,6 % химических волокон, 41,9 % необработанных лесоматериалов.
При вступлении новых стран в ЕС структура экспорта Беларуси в эти страны безусловно изменится. Последствия расширения Евросоюза имеют неоднозначное значение для национальной экономики Беларуси, так как вступление в ЕС государств, имеющих значительные интеграционные связи с нашей страной, обусловливают изменение их внешнеэкономической политики, включая использование единых мер регулирования внешней торговли, принятых в ЕС.
Введение этими странами антидемпинговых пошлин, аналогичных действующим в ЕС, приведет к сокращению поставок на европейский рынок из Беларуси продукции химической промышленности, особенно удобрений. Использование соседними странами — новыми членами ЕС более жестких стандартов и норм в области экологии, энергопотребления и безопасности серьезно осложнит экспорт продукции белорусских машиностроительных предприятий и потребует дополнительных затрат на повышение ее конкурентоспособности.
Вместе с тем, учитывая, что в Европейском союзе уровень таможенных пошлин ниже, чем во вновь вступивших странах, условия экспорта белорусских товаров на их рынки в целом могут улучшиться. Присоединение вновь вступающих в ЕС стран к валютному союзу позволит также белорусским экспортерам снизить издержки, связанные с использованием во внешнеторговых операциях различных национальных валют.
Национальная внешнеэкономическая политика Республики Беларусь в условиях расширения Евросоюза должна строиться на максимальном наращивании экспорта услуг, а также маломатериалоемкой и наукоемкой продукции. Учитывая, что Беларусь будет иметь общую границу с ЕС протяженностью 1200 км, нашей стране следует существенно наращивать услуги по складированию, хранению и дистрибуции товаров.