Смекни!
smekni.com

Террористическая угроза в современной России: возможно ли предотвращение? (стр. 2 из 3)

1 сентября 2004 года в России произошел чудовищный по своей жестокости теракт, боль от которого не пройдет никогда. В среду, 1 сентября около 8 утра боевики захватили среднюю школу номер 1 в Беслане. Террористы отказались от переговоров, заминировали несколько помещений захваченной школы, а также выставили на крыше здания снайпера.

К 12 часам дня на место трагедии прибыл президент Северной Осетии Александр Дзасохов и председатель правительства республики Михаил Шаталов. Террористы передали представителям силовых структур видеокассету и записку, в которой заявили, что будут вести переговоры только с президентами Северной Осетии и Ингушетии, а также врачом Леонидом Рошалем. Доктор Леонид Рошаль вылетел в Беслан, куда прибыл в 20-00.

С целью предотвращения возможного штурма боевики выставили в окнах детей, захваченных в заложники. Террористы категорически отказались обменять школьников-заложников на двух высокопоставленных республиканских чиновников. К 4 часам дня боевики в захваченной школе в Беслане начали угрожать расстреливать заложников за каждого убитого и раненого бандита.

Телефонный разговор, который Леонид Рошаль поддерживал с боевиками до трех часов ночи, прервался. В ходе переговоров террористы отказались от предложений обменять заложников-детей на взрослых и предоставить им коридор для прохода в Ингушетию и Чечню.

Боевики еще раз заявили, что будут вести переговоры только с Асламбеком Аслахановым, президентами Северной Осетии и Ингушетии Александром Дзасоховым и Муратом Зязиковым и детским врачом Леонидом Рошалем.

Утром 2 сентября было объявлено, что в заложниках находится 354 человека.

В четверг террористы, так и не выдвинувшие каких-либо требований, отпустили 26 заложников - женщин и детей.

3 сентября в 7 утра террористы, удерживающие заложников в здании школы, вновь открыли неспровоцированный огонь.

В 13.30 боевики подорвали ранее установленные в захваченной школе взрывные устройства в момент эвакуации тел погибших сотрудниками МЧС. В результате взрывов произошло частичное обрушение крыши школы.

Через час с новой силой началась стрельба из здания школы. К 15.00 удалось освободить около 100 заложников. Дети и взрослые пытались самостоятельно покинуть здание школы. Террористы в Беслане стреляли детям в спину и избивали их прикладами.

Федеральные спецподразделения и местные жители стали защищать детей и начали боевые действия против террористов.

Бой который длился несколько часов и в ходе, которого было уничтожено большее количество боевиков закончился только к 23.30.

В ночь на 4 сентября многих пострадавших начали отправлять в московские больнице на специальных мобильных госпиталях.

В 5 утра 4 сентября Президент России Путин прибыл в Беслан и сразу же отправился в больницу, где оказывалась помощь пострадавшим заложникам.

В результате захвата заложников в Беслане погибли 338 человек, более 700 были ранены.

9 сентября после того, как Генпрокурор России Владимир Устинов доложил Владимиру Путину о первых результатах расследования захвата школы в Беслане, стало понятно, что данные вновь расходятся: не ясно число террористов, число заложников, количество погибших среди заложников, куда делись трое задержанных террористов, и сколько именно боевиков бежало из школы.

По словам террориста Шамиля Басаева, в захвате школы участвовали 33 боевика. Он подтвердил сведения российских спецслужб об интернациональном составе банды. Как говорится в письме, теракт в Беслане совершили 12 чеченцев и две чеченки, девять ингушей, трое русских, двое арабов и двое осетин, а также татарин, кабардинец и гуран (представитель одной из народностей Забайкалья).

Российские правоохранительные органы утверждают, что вместе с Басаевым подготовкой теракта в Беслане занимался Аслан Масхадов.

27 октября были предъявлены первые обвинения по делу о теракте в Беслане. Их предъявили трем сотрудникам МВД Ингушетии и Северной Осетии, милиционеры обвинялись в халатности. Позже были предъявлены и другие обвинения.

После крупнейшего и наиболее циничного за всю российскую, да и мировую, историю акта терроризма, произошедшего в Беслане в начале сентября 2004 года, Президент РФ В. Путин, выступая на расширенном заседании Правительства, подчеркнул, что борьба с терроризмом является общегосударственной задачей, для выполнения которой требуется «единство действий всей исполнительной вертикали». Президент особо отметил, что России нужна антикризисная система управления, рассчитанная на условия ведущейся против нашей страны террористической войны. «Нужна полноценная система мер, адекватная обстановке и готовая отразить угрозу террора в любой ее форме».

Практически сразу же В.В.Путиным был подписан указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», во исполнение которого ФСБ Российской Федерации, а также рядом заинтересованных министерств и ведомств была разработана принципиально новая концепция контртеррористической деятельности государства.

3. Общественные ресурсы для предотвращения террористических угроз

В некоторых регионах Север­ного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан) у определенной части населения незаконные вооруженные формирования (боевики) встречают поддержку. На это прямо, например, указывают результаты социо­логических исследований. Так, проведенный сразу после террористической атаки на Беслан социологический опрос в Северной Осетии-Алании (рук. Х.В. Дзуцев) пока­зал, что значительная часть опрошенных считает, что чеченские боевики пользуют­ся поддержкой своего народа и народа Ингушетии [2, c.66]. Это страшно, но это факт.

После трагических событий в Беслане терроризм впервые вышел во главу перечня наиболее серьёзных проблем, стоящих перед страной.. Если весной 2004 г. его упоминали лишь 15% опрошенных, то осенью эта цифра возросла до 45%, обогнав по актуальности традиционный набор социально-экономических вопросов - преодоление роста цен, ста­билизацию экономического положения, борьбу с бедностью и безработицей . По ито­гам 2003 и 2004 гг. террористические акты выделили в качестве главных событий, при­влекших наибольшее внимание, более 50 и 70% респондентов ВЦИОМ (Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения) соответственно [6,c.58]

В российских условиях не происходит формирования общественных структур противодействия терро­ристической угрозе, которые могли бы составить достойную альтернативу вертикаль­но интегрированным государственным органам. Большинство опрошенных готовы, главным образом, к мерам индивидуальной защиты, нежели к неким коллективным мероприятиям (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Распределение ответов на вопрос «К каким действиям вы лично готовы в ситуации террористической угрозы?» (в % от числа опрошенных)

Действия, меры Сентябрь 2004 Январь 2005
Проявлять бдительность в месте проживания, в транспорте, местах массовогоскопления людей 70 73
Помогать органам правопорядка (участвовать в патрулировании улиц, в работедобровольных народных дружин и т.д.) 27 13
Овладеть навыками самозащиты, поведения в экстремальных ситуациях,оказания первой медицинской помощи 26 18
Участвовать в отрядах самообороны (типа казачьих отрядов) 8 3
Приобрести оружие для самозащиты 18 8
Перечислять средства в общественные фонды борьбы с терроризмом 7 2
Ограничить посещения массовых мероприятий, стараться меньше пользоватьсяобщественным транспортом 15 8
Борьба каждого с терроризмом заключается в том, чтобы продолжать житькак прежде полной жизнью 19 17
Затрудняюсь ответить 7 8

Наибольшей поддержкой россиян пользуются проявление бдительности, овладение навыками самозащиты и оказания первой медицинской по­мощи, а также приобретение оружия. Гораздо меньше респондентов готовы стать членам добровольных дружин или отрядов самообороны.

Многие разочаровались и в возможности оказания финансовой помощи. После Беслана наблюдался небывалый по российским меркам всплеск благотворительности - силами населения были собраны огромные средства для жертв теракта. Однако это были деньги для тех, кто попал в беду. Учитывая же высокое недоверие россиян к раз­личным общественным организациям, лишь 2% населения намерены оказать матери­альную поддержку различным фондам по борьбе с терроризмом [6,c.60].

Согласно опросу ВЦИОМ большая часть граждан России уверена - победа над терроризмом будет одержана.

Больше половины граждан РФ уверены в том, что за последнее время ситуация в сфере борьбы с терроризмом улучшилась (53% опрошенных):

При этом каждый четвертый респондент изменений не заметил (25%). И лишь 6% россиян считают, что произошли изменения в худшую сторону. Респонденты в возрасте 35-44 лет (58%) более позитивно, чем, например, опрошенные 60 лет и старше (45%) оценивают меры по борьбе с терроризмом. Последние чаще затруднялись с ответом (22%).

По мнению россиян, улучшение ситуации в сфере борьбы с терроризмом связано, прежде всего, с правильной политикой президента и правительства (24%) и более эффективной работой спец. служб, правоохранительных органов (26%):

Каждый пятый респондент отметил, что появилось больше порядка и контроля (19% опрошенных). Еще 7% сослались на то, что люди стали более бдительны, и по 6% россиян указали на то, что усилилась охрана общественных мест и уничтожили многих главарей банд и формирований. Чем старше респонденты, тем чаще они причины улучшения ситуации по борьбе с терроризмом, видят в правильной политике президента и правительства (так считают 27% опрошенных с высшим и неполным высшим образованием, 21% – со средним и 17% - с начальным и неполным средним образованием).