Одним из наиболее значительных факторов наряду с мотивом прибыли явилось нараставшее с 60-х годов ускорение темпов экономического роста мировой экономики. Ускоренные темпы экономического роста оказывали давление на динамику внутренних ресурсов накоплений, нехватка которых проявлялась в давлении на импорт капитала из других стран. После второй мировой войны в некоторых экономически развитых странах долгое время существовала нехватка финансовых ресурсов, смягчавшаяся поступившими к ним зарубежными источниками. Эта нехватка явилась причиной того, что страны, наиболее пострадавшие от войны (ФРГ, Италия, Япония и др), позднее приступили к экспорту капитала. В послевоенные годы, вплоть до середины 50-х годов, практически единственным экспортером капитала были США. Лишь во второй половине 50-х годов экспорт капитала стал заметным фактором роста и в других промышленно развитых странах, а затем к ним присоединились и некоторые из нефтедобывающих государств Персидского залива. Давление на экспорт капитала оказывают и развивающиеся страны, стремящиеся получить внешние источники накопления и таким образом ускорить темпы своего экономического роста. Перемещение части производственных мощностей за границу посредством прямых инвестиций в то же время мотивировалось стремлением экономически развитых стран получить под свой контроль регионы со стратегическим сырьем, но на собственной экономической базе, втягивая эти страны в глобальную систему мирового рынка [3, с.527-528].
Помимо общего стремления использовать выгоды международного разделения труда за счет экспансии капитала за территориальными границами государств, вкладчику капитала необходимо оценить определенные свойства (преимущества) вывоза капитала, чтобы реализовать эту экспансионистскую устремленность. Такими свойствами считаются:
• размеры и масштабы корпорации;
• размер освоенного (и потенциального) рынка, количество отделений корпорации;
• технологическое лидерство;
• преимущества в квалификации управленческого персонала и рабочей силы;
• преимущества в организации менеджмента, рекламе;
• обеспеченность сырьевыми ресурсами;
• экспортная ориентация промышленности;
• импортная ориентация народного хозяйства;
• условия региона (страны), позволяющие реализовать все эти преимущества корпорации.
Свойства (причины, обстоятельства, факторы), обусловливающие внешнюю инвестиционную активность крупных корпораций, часто совпадают, что способствует их перекрестным инвестициям, порождая "резонирующий" эффект в дополнение к прямым результатам. Преимущества крупных корпораций, такие, как в управлении (менеджменте), маркетинге, рекламе, в квалификации управленческого персонала и т.д., не являются постоянными величинами, тем более монопольными, они довольно быстро становятся массовыми. Да и любая корпорация имеет свой цикл развития с фазами наивысшего подъема и падения, когда лишь профессиональное искусство высших менеджеров с трудом уберегает ее от краха. Но все дело в том, что когда одни корпорации находятся в зените процветания, другие переживают кризис, а движение экономики в целом имеет относительно равновесный характер, поддерживаемый также относительным равновесием в области инвестиций, в том числе иностранных.
Перемещения прямых и иностранных инвестиций с 1980 г. графически иллюстрируется (рис.2 Приложение 4).
На рисунке показаны изменения семи кривых, иллюстрирующих потоки капитала: а) Евросоюз, б) США; в) Африка; г) Западная Азия, д) Центральная и Восточная Европа, е) Латинская Америка и Карибский бассейн, ж) Восточная и Юго-Восточная Азия.
Наибольший динамизм ПИИ (по диаграмме) отмечается (сумма "приток-отток") в трех главных наиболее развитых центрах: а) Европейский союз, б) США, в) Дальневосточный регион (Японский центр). Отметим, что в 1989-1991 гг. был период снижения (стабилизации) потока инвестиций в США, но уже с 1992 г. объемы иностранных инвестиций в США и отток американского капитала в разные регионы мира непрерывно нарастает. Усиление кризисных явлений не только в регионах развивающихся стран и СНГ, в том числе в Российской Федерации, а также в Европе и Японии, как показывают события после 1992-1993 гг., ведет к одному знаменателю: усилению инвестиционного потока из этих стран (ослабленных кризисами) в США [3, с.536].
THK - основные субъекты экспорта американского производительного капитала: на их долю приходится свыше 90% этого экспорта в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За 1998-2000 гг. Соединенные Штаты осуществили за границей таких инвестиций на сумму 412,8 млрд. долл. При этом: 1) в 2000 г. объем их ПИИ достиг 142,6 млрд. долл., тогда как в 1986-1991 гг. среднегодовой вывоз капитала был менее 30 млрд.; 2) темпы роста ПИИ существенно опережали темпы роста ВВП и товарного экспорта США.
В 2001 г. объем вывезенного за границу американского капитала сократился более чем на 27% и составил 103,7 млрд. долл., что обусловливалось главным образом ухудшением экономического положения в развитых странах и уменьшением объема трансграничных слияний и поглощений, осуществленных корпорациями США. В 2002 г. экспортировавшиеся прямые инвестиции увеличились, выйдя на уровень 119,7 млрд. долл. В ближайшие годы, по оценкам авторитетных экспертов, объем вывозимого из страны капитала будет расти, и американские корпорации еще более укрепят свои позиции в качестве крупнейших зарубежных инвесторов [6, с.43].
На базе прямого иностранного инвестирования формируется глобальное производство, соединяющее американскую экономику с хозяйствами других стран куда более тесными, нежели торговые, связями. Сеть международного производства, развернутая посредством ПИИ, конституировала некое экономическое пространство, называемое в научной литературе "второй экономикой США". Последняя, занимает в мировом хозяйстве особое место, существенно превосходя по своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалам аналогичные сферы хозяйствования других стран-экспортеров капитала и сосредоточивая свыше 20% производственных мощностей Соединенных Штатов. Уже в 1999 г. на 22 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях трудились более 8,9 млн. рабочих и служащих, что составляло около трети всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих американским ТНК. Активы зарубежных предприятий американских компаний достигли 4,6 трлн. долл., объем созданных ими товаров и услуг превысил 650 млрд., а их доход составил 199 млрд. долл. Этим предприятиям присущ высокий уровень научно-информационной и технологически-организационной оснащенности.
В 2002 г. прямые инвестиции США в Ирландии превысили аналогичные вложения в Италии, а в Испании - вложения в экономику Австрии и Дании, вместе взятые. Значительная часть прямых инвестиций США (около 31%) была сосредоточена в обрабатывающей промышленности [7, с.47].
Значительный интерес проявляют США к АТЭС, созданной в 1989 г. и объединяющей 21 государство, на которые приходится 50% мирового производства и более 40% мировой торговли. Стремясь укрепить и расширить свои позиции в этом наиболее динамично развивающемся регионе мира (несмотря на финансовый кризис 1997-1998 гг.), а также потеснить конкурентов, прежде всего азиатских, США активно используют постепенную ликвидацию таможенных барьеров и препятствий на пути движения капитала, расширяя объемы прямых капиталовложений. В 2002 г. в регионе было сосредоточено 446 млрд. долл. инвестиций, или 29,4% всех прямых иностранных инвестиций США против 24% в 1990 г.
Расширение глобального производства изменило также подход корпораций к странам, имеющим льготное налогообложение, низкие ставки налогов на прибыль и свободу ее перевода, то есть подход к офшорным центрам и налоговым гаваням. В 90-е годы они резко активизировали свою деятельность, там, создав десятки филиалов и значительно увеличив масштабы инвестирования. Так, в 2002 г. только в трех из них (в Панаме, на Бермудских и Карибских островах) было сконцентрировано 118,1 млрд. долл., или 25.9% американских прямых инвестиций в развивающихся странах. В частности, на Бермудских островах к этому году был вложен 31 млрд. долл. прямых инвестиций США, или в 6,5 раза больше, чем в Швейцарии. В финансовой сфере Панамы было сосредоточено около 20 млрд. долл., или в четыре раза больше, чем в аналогичный сектор экономики ФРГ [7, с.49].
Таким образом, перестройка международного бизнеса корпораций уже привела к смене ряда прежних направлений в стратегии и тактике, к изменениям в механизме их международной инвестиционной деятельности. При этом закономерно возникли новые тенденции в вывозе производительного капитала из США.
На протяжении последних десятилетий крупнейшими экспортерами капитала были промышленные корпорации США. На 500 ТНК приходится основная часть вывоза прямых иностранных инвестиций.
Транснациональные корпорации, выступающие движущей силой прямых иностранных инвестиций, пока играют скромную роль в экономике России. В 1997 г. эти инвестиции составляли около 5% совокупного объема капиталовложений в российскую экономику. Особенно резкая разница в объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций наблюдается между Россией и странами, наиболее широко использующими капиталовложения зарубежных фирм для развития своей экономики. Если в 1997 г. приток прямых иностранных инвестиций в Россию оценивался приблизительно в 6 млрд. долл., то в Китае аналогичный показатель составлял 45 млрд. долл., достигнув 17% всех капиталовложений в китайскую экономику [1, с.288].