Смекни!
smekni.com

Транснациональные корпорации (стр. 2 из 2)

Таблица 1. Размеры распределения прямых капиталовложений США в иностранные государства

Всего 1929 1950 1982
(млн. дол.) 7,5 11,7 221,3
Распределение по рынкам (%)КанадаЕвропаЛатинская АмерикаАзия, Африка, Ближний Восток 2718478 30144115 20451417
Распределение по секторам (%)Обрабатывающая промышленностьНефтьТранспорт и коммуникацииГорнодобывающая промышленностьТорговляСельское хозяйствоПрочее (финансы и т.д.) 241521155128 3129129756 4126нет данных3*12*нет данных9

Обратите внимание на резкую переориентацию инвестиций из Латинской Америки в Европу и из транспорта, горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства – в обрабатывающую промышленность. Эта переориентация была бы еще более красноречивой, если бы не наша продолжающая зависимость от нефти как главного источника энергии. Если в ближайшие десятилетия солнечная энергия или топливные элементы заменят нефть, то можно ожидать еще более резкого снижения капиталовложений в слаборазвитые регионы (особенно в ближневосточные страны) и пропорционально более высокую концентрацию прямых зарубежных инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Проблемы транснациональных корпораций

Транснациональные корпорации не только коренным образом изменили международную экономическую деятельность, но и значительно усложнили регулирование отечественной экономики. Предположим, что денежные власти страны желают снизить ее экономическую активность, используя меры монетарной политики, направленные на снижение расходов на промышленное строительство и оборудование. Но такую ограничительную денежную политику может подорвать способность транснациональных корпораций использовать заграничные кредиты для финансирования капиталовложений у себя в стране. Наоборот, меры монетарной политики, ориентированные на стимулирование отечественной экономики, могут привести лишь к займам, развивающим производство в какой-либо другой стране. Таким образом, эффективность национальной экономической политики снижается. Более того, трудно ожидать, что монетарная политика разных стран будет скоординирована, ибо их экономические потребности могут быть неодинаковыми: то, что правильно в данный момент для одной страны, может оказаться неправильным для другой.

Важнее, что ревнивые притязания национальных государств, стремящихся сохранить контроль над производственной деятельностью на своей территории, и активность транснациональных корпораций в завоевании новых зарубежных рынков вызывают рост напряженности в международных отношениях. С одной стороны, транснациональная корпорация способна получить огромный выигрыш в стране, где она хочет обосноваться, поскольку такая корпорация привносит с собой современные технологии и методы управления, овладеть которыми стремится любая страна. Поэтому, если, скажем, Индия отказывает в праве разместить на своей территории заводы такой корпорации (чтобы не причинить тем самым вероятный финансовый ущерб уже размещенным там предприятиям), то транснациональная корпорация вполне может разместить свои предприятия, столь ценные с точки зрения производительности, в другой стране, и непокорная Индия может проиграть в международном экономическом соревновании.

С другой стороны, власть не является односторонней: ведь как только транснациональная корпорация обоснуется в каком-то государстве, она становится его заложницей: она обязана соблюдать законы этой страны и вынуждена предпринимать чуждые ей действия. Например, в Японии существует неписаный закон: крупные корпорации никогда не увольняют своих рабочих. Япония крайне неохотно позволяет иностранному капиталу учреждать промышленные предприятия на своей территории, сильно раздражая тем самым иностранные компании. Но если, что вполне вероятно, Япония откроет свои двери перед американским и европейским капиталом, то, вне всякого сомнения, японцы будут ожидать от американских и европейских корпораций обращения с их работниками, принятого в Японии. Но совсем нелегко, поскольку они вряд ли получат ту поддержку, которую японское правительство предоставляет своим крупным фирмам.

Или, предложим, что транснациональная корпорация, вследствие падения спроса на ее продукцию, вынуждена снижать производство. Исходя из чисто экономических соображений, она должна была бы закрыть наименее прибыльный из своих заводов. Но это может иметь крайне серьезные последствия для экономики той страны, где размещен данный завод, – настолько серьезные, что ее правительство будет угрожать санкциям в случае закрытия завода. Какому же диктату тогда следовать транснациональной корпорации – велению экономических соображений или соображений политических?


Развивающиеся страны (третий мир)

Все эти проблемы приобретают особую остроту в отношениях между транснациональными корпорациями и слаборазвитыми странами. Ведь в настоящее время транснациональные корпорации – это главный канал связи между динамичным, стремящимся к экспансии западным капитализмом и все еще пассивными мировыми окраинами в Азии, Африке и Латинской Америке. Здесь возникают крайне сложные проблемы. Однажды бывший помощник государственного секретаря США Джордж Болл откровенно спросил: «Как может государственное руководство с какой бы то ни было уверенностью разрабатывать планы экономического развития, если заседающий за пять тысяч миль от этой страны, совет директоров крупной компании может подорвать ее экономику одной только переменой своей программы закупок и производства?»

По этой и другим причинам слаборазвитые страны относятся к транснациональным корпорациям с известной долей подозрительности. И для этого есть свои резоны. Есть что-то глубоко раздражающее в том, как кока-кола и расфасованные полуфабрикаты вытесняют национальные блюда в рационе людей, зачастую еле сводящих концы с концами, что транзисторы и пластмасса приходят на смену традиционным развлечениям и украшениям, что башни отелей «Хилтон» возвышаются над лачугами, что однообразный и отвратительный фабричный труд вытесняет крестьянские и ремесленные навыки, мастерство и профессии. Всякого, кому доводилось путешествовать по слаборазвитым странам, неизбежно потрясало безответственное вторжение транснациональных корпораций в вековые традиции, подвергающее неподготовленных людей ураганному натиску современной технологии и ценностей – и все это во имя прибыли и уж, конечно, не ради прогресса.

Впрочем, легче всего возмущаться, не дав себе труда обдумать положение дел. Для обществ, разрываемых транснациональными корпорациями, действительно характерны глубокие традиции солидарности и стабильности, иначе они давно бы погибли. Но их долговечность была куплена туземными методами жесточайшей эксплуатации: повсюду царили притеснения и невежество низших каст и классов, женщин. С этой точки зрения транснациональные корпорации, несмотря на беззастенчивую эксплуатацию; наивных аппетитов и покорной рабочей силы, все же несут с собой социальные отношения и технические возможности, без которых слаборазвитые страны останутся в безнадежном подчинении у Запада с его неизмеримыми материальными и организационными преимуществами.

Но разве нет альтернативы господству транснациональных корпораций? Разве не существует более эффективных способов передать народам Африки, Юго-Восточной Азии, Китая и Латинской Америки современную технологию и социальные навыки? Этот вопрос требует серьезного анализа сложной зависимости между ядром капиталистических государств и периферийными районами, в которые капитализм лишь едва проник. Их отношения, в прошлом крайне важные для капитализма, теперь переживают период напряжений и потрясений, когда развивающиеся страны, безнадежно запутавшиеся в долгах Западу, пытаются ослабить свою зависимость от него.

Социалистические правительства во всех слаборазвитых регионах попытались было инициировать процесс экономического и социального развития, не прибегая к помощи капиталистической инициативы, но результаты оказались в лучшем случае разочаровывающими, в худшем же – катастрофическими. Как бы ни был однобок и неадекватен процесс развития с участием транснациональных корпораций, пока что он, без сомнения, превосходит все то, чего можно достигнуть в самоизоляции или на основе технологии и организационной структуры, которые насаждают в слаборазвитых странах режимы вроде советского.

Поэтому транснациональные корпорации еще долго будут занимать ключевые позиции в международной экономической жизни. Вероятно, транснациональные корпорации не сойдут со сцены еще долгое время. Но это не означает, что зависимость от них слаборазвитых стран не может быть существенно ослаблена. Быть может, наибольший эффект в этом отношении дала бы такая единовременная мера, как аннулирование или резкое сокращение их долгов банкам Запада. Эта мера представляется неизбежной, но потребует тщательного планирования, чтобы избежать значительных нарушений в мировой банковской системе.

На современном историческом этапе необходимы и государства, и гигантские корпорации. Это, по-видимому, единственные способы организовать человечество для длительного и напряженного труда, без которого оно бы быстро погибло. Быть может, после того, как долгая эра капиталистического накопления подойдет к концу и у всех народов накопится достаточный капитал, мы сможем серьезно подумать о демонтаже гигантских предприятий и национальных государств, каждое из которых подавляет личность своей огромной организационной мощью. Пока что государства и корпорации обещают остаться с нами, и трения между ними будут важной частью эволюционной драмы нашего времени.


Список используемой литературы

1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс, М.: «Республика», 2006 г.

2. Р. Хейлбронер, Л. Туроу. Экономика для всех. Новосибирск: «ЭКОР», 2004 г.

3. Маркетинг. // Под ред. О.Н. Кузьминой. Киев: «Украина», 2008 г.

4. Т. Мальтус. Антология экономической классики. 1 том. – Опыт о законе народонаселения. М.: «Эконов», 2003 г.

5. Игорь Липсиц. Учебник – Экономика без тайн. М.: «Дело», 2007 г.