Законом N 96-647 от 22 июля 1996 г. об ужесточении наказания за терроризм и покушения на лиц, наделенных государственной властью или осуществляющих общественную службу, а также о положениях, относящихся к судебной полиции , в УК Франции был внесен ряд существенных изменений и дополнений в плане расширения и углубления борьбы с терроризмом.
Наиболее важными из них являются две статьи: 421-2-1 и 421-5. Первая вводит новый состав, который образует террористический акт. Согласно этой статье, к террористическому акту отнесено участие в сформированной группе или объединении, созданных с целью подготовки террористических актов, упомянутых в ст. 421-1 и 421-2. Подготовка может выражаться в одном или нескольких совершенных или совершаемых действиях. Статья 421-5 за подобные действия предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет и штраф до полутора миллионов франков. К виновному в этом преступлении может быть применен период безопасности, предусмотренный в ст. 132-23 УК, продолжительность которого составляет половину срока наказания или, если речь идет о пожизненном заключении, 18 лет.
Таким образом, этими дополнениями законодатель выделил террористическое объединение из числа уголовных объединений и вывел его за рамки раздела V, предусматривающего ответственность за участие в объединении преступников, включив его в состав раздела II "О терроризме".
Уголовный кодекс 1992 г. впервые, как и в случае с экологическим терроризмом, установил уголовную ответственность юридических лиц за совершение ими как общеуголовных преступлений, так и террористических. Положение ст. 121-2 УК предусматривает, что юридические лица, за исключением государства, несут уголовную ответственность за исполнение преступления (ст. 121-4), покушение на преступление (ст. 121-5), за соучастие в преступлении (ст. 121-6 и 121-7), а также в случаях, предусмотренных законом или регламентом, и за преступления, совершенные в пользу юридических лиц их органами или представителями.
Другими словами, к уголовной ответственности может привлекаться юридическое лицо, являющееся официальной структурой (коммерческим обществом, ассоциацией, политическим объединением и т.п.), созданное для совершения террористической деятельности, хотя внешне оно может заниматься какой-либо коммерческой деятельностью. Террористическая деятельность может также совершаться под прикрытием юридического лица каким-нибудь его служащим. Такая же ответственность для юридических лиц предусмотрена и в случае участия служащего в преступных объединениях, не созданных для совершения террористических актов.
Из анализа положений Уголовного кодекса Франции, касающихся ответственности юридических лиц, можно сделать следующий вывод. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно того, чтобы преступление было совершено его руководящими органами или представителями. Это означает, что преступное деяние должно быть совершено либо одним, либо несколькими лицами, которые официально и законно представляют юридическое лицо либо являются уполномоченными законом или уставом лицами (законными представителями). То есть наказывается то юридическое лицо, отношениями с которым по поводу совершенного преступления связан террорист, или юридическое лицо, в котором он официально числится и в интересах которого он действует.
Уголовная ответственность юридического лица возникает также, когда террористы используют в террористических целях помощь, предоставленную им юридическим лицом. Помощь в этом случае может быть самой разнообразной: предоставление своего названия, офиса, использование деловой репутации, помещения, предоставление товаров, материалов, документов, денежных средств и т.д. Юридическое лицо и его органы могут быть наказаны вместе с физическими лицами - с исполнителями и соучастниками.
К виновному в названных преступления юридическому лицу применяются такие же наказания, что и за совершение им общеуголовного преступления. Это может быть штраф, размер которого, однако, увеличивается в пять раз по сравнению с тем, который предусмотрен за совершение аналогичного преступления физическим лицом (например, если за экологический терроризм, повлекший смерть, для физического лица предусмотрен штраф в размере пяти миллионов франков, то для юридического лица он составит двадцать пять миллионов).
Кроме того, помимо штрафа к нему может быть применено одно или несколько наказаний, предусмотренных ст. 131-39 УК. Во-первых, юридическое лицо может быть ликвидировано. Если же ликвидация предприятия будет признана нецелесообразной, то ему может быть запрещено осуществлять те профессиональные функции, при исполнении или в связи с исполнением которых было совершено преступление. Не исключен в этом случае и судебный контроль за деятельностью юридического лица. Могут быть закрыты окончательно или временно все или одно из отделений предприятия, использовавшихся для совершения инкриминируемых действий. Возможно исключение его из участия в частноправовой сделке, заключаемой с государственными организациями. В число наказаний, предусмотренных ст. 131-39 УК, входит запрет на привлечение сбережений населения, на выдачу чеков или использование аккредитивов. Предмет, который послужил или был предназначен для совершения преступления, или предмет, который явился результатом преступления, конфискуется. И наконец, принятое судебное решение по этому делу может быть опубликовано в средствах массовой информации.
Самым строгим наказанием из всех перечисленных является ликвидация юридического лица, поскольку она рассматривается как эквивалент смертной казни для физического лица. Поэтому ликвидация, как правило, применяется только в исключительных случаях: "когда юридическое лицо было создано или отклонилось от своей деятельности с тем, чтобы совершить инкриминируемый ему террористический акт". Столь суровое для юридического лица наказание необходимо, так как немыслимо существование юридического лица, деятельность которого направлена на совершение террористических актов.
Французский законодатель, принимая эти нормы, учитывал, что заинтересованные лица могут попытаться восстановить ликвидированное предприятие. В этом случае для лиц, предпринявших такую попытку, ст. 434-43 - 434-47 предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение наказаний, вынесенных в отношении юридического лица. Виновные в этом преступлении физические лица могут понести наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет и штрафа до 200 000 франков, а юридическое лицо - перечисленные выше наказания, за исключением его ликвидации.
Угрожающий характер в последние годы принимают и преступления, связанные с наркотиками. Сегодня наркобизнес - это одно из основных направлений деятельности организованной преступности в мире. Ужесточаются меры по борьбе с этим социальным злом, а также с лицами и преступными сообществами, совершающими такие преступления. Кроме того, государством поощряются действия виновных, направленные на отказ от совершения преступления, а также содействующие успешному ходу следствия. В этом плане заслуживают внимания положения Кодекса здравоохранения Франции и Закона о борьбе с незаконной продажей наркотиков, принятого 31 декабря 1987 г. и внесшего ряд изменений и дополнений в этот Кодекс.
Так, согласно его ст. Л. 627, к уголовной ответственности (лишение свободы на срок от 10 до 20 лет) привлекаются лица, виновные в незаконном ввозе, вывозе и производстве наркотиков.
Предусматривается тюремное заключение на срок от 2 до 10 лет и штраф от 5000 до 50000000 франков для тех, кто облегчает приобретение, потребление наркотиков, а также выписывает или использует фальшивый рецепт для их приобретения. Как законченное преступление наказывается покушение на него.
В случае, если названные действия облегчают возможность употребления наркотиков несовершеннолетними, виновный наказывается тюремным заключением на срок от 5 до 10 лет.
Как уже отмечалось, государство поощряет действия виновных, направленные на добровольный отказ от совершения преступления и содействующие успешному ходу следствия. Этим вопросам посвящается ст. Л. 627-5 Кодекса здравоохранения (в редакции Закона N 87-1157 от 31 декабря 1987 г.).
Согласно этой статье, любое лицо, которое, будучи признанным участником ассоциации или сговора, образованных с целью совершения одного из преступлений, перечисленных в ст. Л. 627 Кодекса здравоохранения, помогает административным или судебным властям в разоблачении участников этой ассоциации или сговора, в предупреждении совершения преступления и опознании других лиц, участвовавших в ассоциации или сговоре, освобождается от наказания.
Кроме того, в случаях, о которых речь идет выше (когда связанное с наркотиками преступление уже совершено и, следовательно, предотвратить его нельзя), максимальный срок предусматриваемого законом наказания сокращается в два раза для любого участника такого преступления при условии, если он до привлечения его к ответственности будет содействовать опознанию других виновных лиц или, будучи привлеченным к ответственности, станет содействовать аресту последних.
Давность уголовного преследования за связанные с наркотиками преступления, предусмотренные в ст. Л. 627 Кодекса здравоохранения, - 10 лет с момента совершения деяния. Наказание, назначенное за такое деяние, не может быть приведено в исполнение по истечении 20 лет с момента вступления приговора в законную силу. Данный срок больше аналогичных сроков, предусмотренных в УПК Франции, и объясняется это не только опасностью такого рода преступлений, но и трудностями поимки преступника, и частыми побегами заключенных из тюрем, осуществляемыми по каналам организованной преступности.