Следует отметить, что УПК, в случае расследования преступлений о наркотиках, делает определенные отступления от общих норм, предусмотренных для иных общеуголовных преступлений.
Французское уголовно-процессуальное законодательство до 2001 г. не содержало положений, которые предусматривали бы исключения или особый порядок при проведении обыска помещений, в которых бы могли находиться наркотические вещества. Исключение из общей процедуры проникновения в помещения и проведения в них обыска составляли случаи при проведении расследования террористических преступлений, хотя некоторые французские правоведы считали положения ст. 706-24 УПК нарушением конституционных прав граждан. Согласно данной статье по ходатайству прокурора председатель суда высшей инстанции или судья, уполномоченный им, может дать разрешение на проникновение в жилище, обыск помещения и изъятие вещественных доказательств в отсутствие и без согласия проживающего в нем лица, подозреваемого в причастности к террористическому преступлению. Обнаруженные в ходе таких действий вещественные доказательства не теряют своей силы в суде. В то же время ст. 59 УПК признает такие действия незаконными, а полученные доказательства недействительными, если они были проведены в отношении общеуголовного преступления.
Как представляется, такие отступления от общих правил, применяемых при расследовании общеуголовных преступлений, оправданны, исходя из того, что террористические преступления признаются наиболее опасным видом преступлений для общества, поскольку затрагивают интересы не только отдельных лиц, но и государства.
По этой причине французский законодатель вынужден принимать специальные меры, диктуемые особой опасностью террористических преступлений, а также прогрессирующим ростом преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Подтверждением может служить тот факт, что в последнее время во Франции принимаются законы, направленные на борьбу с терроризмом. Одним из них является Закон N 96-1235 о предварительном заключении и ночном обыске помещений по террористическим делам. В частности, его ст. 16 вводит в УПК Франции новую статью 706-24-1, которая также предусматривает исключение из положений ст. 59 УПК, если речь идет о террористических преступлениях. Согласно ст. 59 УПК, действия правоохранительных органов могут быть признаны незаконными, а полученные доказательства - недействительными, если посещение, проникновение в жилище и обыск производились в период с 23 до 6 часов. Эти же действия, проведенные с целью поиска и констатации террористических актов, законны.
Принятый 15 ноября 2001 г. Закон N 2001-1062 о повседневной безопасности позволил применять вышеназванные положения УПК в случае проведения процессуальных действий и в нежилых помещениях, если есть предположение о возможном незаконном хранении в них как оружия, так и наркотических веществ (ст. 24 Закона N 2001-1062).
Эти положения аналогичны применяемым при процессуальных действиях в случае совершения террористических преступлений.
Французское законодательство не содержит специальных норм, направленных на борьбу с рэкетом. Но ответственность за вымогательство, по форме и схожести объектов, на которые оно направлено, близкое к рэкету (вымогательство с применением силы, насилия либо угрозы), предусмотрена в Уголовном кодексе 1992 г. в ст. 312-1 - 312-9 раздела I главы 2 "О вымогательстве" Книги третьей "О преступлениях и проступках против собственности".
Согласно ст. 312-1 вымогательство образуют действия, направленные на то, чтобы путем насилия, угрозы применения насилия или принуждения добиться подписи, обязательства или отказа от чего-либо, разглашения тайны, передачи денежных средств, ценностей или любого другого имущества. За вымогательство предусматривается наказание в виде лишения свободы до 7 лет и штрафа до 700 тысяч франков. Срок лишения свободы будет увеличен до 10 лет, а штраф до 1 млн. франков, если вымогательству предшествуют, его сопровождают или за ним следуют насильственные действия, повлекшие полную потерю трудоспособности в течение не более одной недели, а также если оно совершено в ущерб лицу, особая беспомощность которого (обусловленная его возрастом, болезнью, физическим или психическим дефектом, беременностью) очевидна или известна исполнителю. Если результатом применения насильственных действий в ходе вымогательства явилась полная потеря трудоспособности потерпевшего на время свыше одной недели, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 15 лет и штрафом до 1 млн. франков. Если же насильственные действия повлекли хроническое заболевание или увечье, то срок лишения свободы увеличивается до 20 лет, штраф остается прежним. Такому же наказанию подвергаются за вымогательство участники организованной банды, но лишение свободы увеличивается до 30 лет, если преступлению предшествовали, его сопровождали или за ним последовали насильственные действия, повлекшие хроническое заболевание или увечье. Участники организованной банды, виновные в вымогательстве, наказываются пожизненным лишением свободы, если оно совершено с применением или с угрозой применения оружия либо лицом, носящим оружие, на которое требуется разрешение или ношение которого запрещено.
Вымогательство наказывается пожизненным лишением свободы и штрафом до 1 млн. франков, если ему предшествовали, его сопровождали пытки или акты жестокости или насильственные действия, повлекшие смерть. Кроме того, Уголовным кодексом Франции вымогательством признаются вышеописанные действия, целью совершения которых является облегчение бегства или обеспечение безнаказанности исполнителя и соучастника (ст. 312-8). Покушение на вымогательство карается такими же наказаниями.
Необходимо отметить, что виновными в совершении вымогательства Уголовным кодексом Франции признаются помимо физических и юридические лица. К ним применяются наказания, которые были приведены выше при изложении ответственности юридических лиц за их участие в террористических актах.
Кроме основных наказаний, к виновным в вымогательстве физическим лицам применяются и дополнительные:
- временное лишение политических, гражданских и семейных прав;
- запрещение состоять на государственной службе или заниматься профессиональной или общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой было совершено вымогательство;
- запрещение на срок не более 5 лет хранения или ношения оружия, на которое требуется разрешение;
- конфискация предмета, который использовался или предназначался для совершения вымогательства, или предмета, являющегося его результатом, за исключением предметов, которые могут быть возвращены;
- запрещение находиться на французской территории может быть объявлено в качестве окончательного либо на срок не более десяти лет, в отношении любого иностранца, виновного в одном из преступлений, предусмотренных ст. 312-2 - 312-9 УК. Столь значительные санкции позволяют суду выносить надлежащие решения относительно всех видов вымогательства, в том числе и таких опасных, как рэкет.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что ужесточение наказания за участие в преступных объединениях как террористического, так и общеуголовного характера, а также многочисленные системы вменения в вину лишний раз подтверждают опасность этого феномена .
Необходимо также отметить развитие исключительных процессуальных норм, направленных на облегчение раскрытия подобных преступлений. К ним относятся продление срока нахождения под стражей, осуществление полицейских провокаций (то есть провоцирование преступников внедренными в преступную группировку агентами полиции на совершение преступлений). Во Франции такая провокация возможна только в отношении торговли наркотиками. Эти положения выпадают из общего ряда принятых уголовно-процессуальным законодательством норм, применяемых в отношении общеуголовных преступлений, но имеют своей целью наиболее эффективную борьбу с организованной преступностью .
Литература
1. Decret-loi du 18 avril 1939, fixant le regime des guerre, armes et munitions. Code penal. P.: Dallos, 2004 - 86. P. 411.
2. Loi N 72-467 du 9 juin 1972, interdisant la mise au point, la fabrication, la detention, le stockage, l'acguisition et la cession d'armes biologiques ou a base de toxines. Code penal. P.: Dallos, 2005 - 86. P. 437.
3. Revue de science criminelle et de droit penal compare. 1995. N 2. P. 239.
4. RecueiI Dalloz Sirey. 1996, 29 aout. N 29. P. 347.
5. Girault C. Le droit penal a l'epreuve de lorganisation criminelle. Revue de science criminelle et de droit penal compare. 2003. N 4. P. 715.