По данным МИД Китая, группировка «Исламское движение Восточный Туркестан» – самая активная группировка, объединяющая уйгурских сепаратистов
В структуру организации входят бандформирования, подразделения управления, разведки, контрразведки и материально-технического обеспечения. Уйгурские боевики получают существенную финансовую поддержку от исламистских организаций Пакистана, Сирии и Ирана. В августе 2002 года США включили организацию в список террористических организаций. Однако, уйгурских сепаратистов активно поддерживают многочисленные правозащитники, вплоть до главы комиссии ООН по правам человека Мэри Робинсон[28].
С целью борьбы с уйгурским сепаратизмом Китай предпринимает шаги не только в формате двусторонних отношений, но и на многосторонней основе. В 1996 году, по инициативе Китая в рамках ШОС на обсуждение был поставлен «уйгурский вопрос», по которому была выработана и документально закреплена общая позиция. Уже в рамках сформированной в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном Шанхайской организации сотрудничества, была подписана совместная Конвенция «О борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом», которая предусматривала еще более тесное взаимодействие между государствами Центральной Азии, Китаем и Россией в данном направлении[29].
Как уже было отмечено, в XXI веке Восточная Азия как составляющая Азиатско-Тихоокеанского региона выходит на международную арену в качестве одного из важнейших центров мировой политики, и всем, даже наиболее развитым странам, приходится следить за происходящими в регионе процессами. Можно привести немало примеров того, как обострение одного из множества политических конфликтов в Восточной Азии приводит к возникновению или усилению экономических проблем в других регионах мира. При этом следует отметить, что наибольшее влияние на политику в регионе оказывают США, и в первую очередь отношения между США и Китаем (обостряется борьба за преимущественное влияние в регионе). Эта борьба охватывает все сферы – от военной до экономических отношений и затрагивает все окружающие страны. Однако стороны делают разные акценты в своей политике. Китай меньше обращает внимание на военную составляющую и больше – на экономическую интеграцию, а также на политические контакты. США, в свою очередь, больше используют традиционные методы – усиление военного присутствия в регионе использование политического влияния на некоторые страны региона для воздействия на политику менее лояльно настроенных стран (прежде всего, Китая)[30].
Одной из наиболее серьёзных конфликтных проблем в регионе остаются территориальные споры, в первую очередь, в Южно-Китайском море. Она осложняется ещё и тем, что Южно-Китайское море вместе с Малаккским проливом и Андаманским морем на западе и Тайваньским проливом на востоке является главным судоходным путём, который связывает Тихий океан с Индийским, т.е. местом, где пересекаются наиболее удобные морские пути из Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии на Дальний Восток и в Америку. Сегодня эти конфликты сводятся преимущественно к вопросу о правах владения и разработки нефтяных и газовых месторождений континентального шельфа. Обладание собственными углеводородными ресурсами в современном мире важно для любой страны. поэтому, несмотря на смягчение в последние несколько лет позиций Китая по отношению к этому вопросу, очевидно, что как минимум в ближайшем будущем эти вопросы останутся открытыми.
Японию можно привести в качестве примера страны до какой-то степени поддерживающей политику США в регионе. Нельзя исключать вероятность того, что Япония решится совместно с США противостоять так называемой «китайской угрозе». В «Основных направлениях программы национальной обороны Японии» перечислены проблемы, которые могут стать причиной открытого столкновения Японии с Китаем. Это природные ресурсы спорной шельфовой зоны Восточно-Китайского моря, территориальный спор вокруг о. Сенкаку, поддержка Японией Соединённых Штатов в их конфликте с Китаем из-за Тайваня.
Решение по Тайваньскому вопросу, как и по уйгурскому, в ближайшее время так же достигнуты не будут. Для Китая воссоединение с Тайванем всегда было вопросом суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности. Если Тайвань объявит о своей независимости, а Пекин не прореагирует на это заявление со всей жёсткостью, в самом Китае вероятнее всего начнётся хаос. Но при этом, чем дольше вопрос о присоединении Тайваня к Китаю остаётся нерешённым, тем труднее будет заставить тайваньцев «вернуться» в будущем (во-первых, потому что каждое новое поколение тайваньцев испытывает все меньшую тягу к объединению с материком; во-вторых, Тайвань постепенно приучит весь мир относиться к себе как к самостоятельному государственному образованию). Уйгурский же вопрос в последнее время ставится в один ряд с проблемами религиозного экстремизма, политического ислама и нестабильности в Афганистане, поэтому долгосрочное решение данной проблемы видится маловероятным. Одним из возможных способов смягчения уйгурского вопроса может быть развитие региональной интеграции и совместные действия стран Центральной Азии, Китая и России.
Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторое смягчение большинства проблем в Восточной Азии, из-за достаточно принципиальной позиции всех сторон, разрешения конфликтов в ближайшее время не произойдёт. Вероятнее всего, стороны будут продолжать консультации, переговоры по конфликтным вопросам, затягивая переговорный процесс всеми возможными способами без выработки окончательных решений, которые могли бы навсегда закрыть эти вопросы.
Источники и интернет-ресурсы
1. Бажанов Е. Тайваньская проблема //www.easttime.ru
2. Китай протестует против замечания Таро Асо касательно оспариваемых островов//www.kyodonews.jp.com
3. Оидзава предлагает купить спорный остров у Южной Кореи//www.kyodonews.jp.com
4. Проблема уйгурского сепаратизма в китайско-центральноазиатских отношениях// www.uighury.com
5. Россия и Япония решат Курильский вопрос?//www.kyodonews.jp.com
6. Сунь Линьцзян . Тайвань – неотъемлемая часть Китая: как можно было бы решить задачу национального объединения// ru.china-embassy.org
7. США нашли в Китае террористов// www.uighury.com
8. Уйгурский сепаратизм становится общей проблемой России и Китая// www.uighury.com
9. Устав ООН//www.un.org
10. Northeast Asia Peace and Security Network Daily Report January 18 2007, from the Nautilus Institute at the University of San Francisco Center for the Pacific Rim, California, USA//www.nautilus.org
Литература
1. Бергер Я. Большая стратегия Китая в оценках американских и китайских исследователей//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. – №1
2. Волохова А. Изменения во внешнеполитических концепциях Китая//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. – №1
3. Воронцов А. Основные тенденции современной международной ситуации в Восточной Азии//Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – №3
4. Гринюк В. Япония: проблема исторической ответственности//Проблемы Дальнего Востока. – 2007. - №5
5. Золотов Е. К вопросу о ситуации вокруг острова Токто//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. - №5
6. Кошкин А.А. Россия на Курилах//Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – №1
7. Мосяков Д. США – Китай: обострение противоречий в Юго-Восточной Азии//Азия и Африка сегодня. – 2007. - №7
8. Павлятенко В., Семин А., Тебин Н., Щербаков Д. Япония в 2005 году//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. - №5
9. Резчиков А. Япония может пойти на силовой сценарий//Взгляд. – 20.11.2009
10. Степанов Е. Южно-Китайское море: острова на материковой отмели//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. – №2
11. Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М., 2000
12. Юй Сяотун. Китайская стратегия национальной безопасности в АТР/Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – №3
[1] Устав ООН//http://www.un.org/ru/documents/charter/
[2] Кулагин В.М. Международная безопасность. – М.: Аспект Пресс, 2006. – С. 12.
[3] Торкунов А.В. Современные международные отношения и мировая политика. – М.: Просвещение, 2005. – С.599-600.
[4] Мосяков Д. США-Китай: обострение противоречий в Юго-Восточной Азии//Азия и Африка сегодня. – 2007. – №7. – С. 30-31.
[5] Воронцов А. Основные тенденции современной международной ситуации в Восточной Азии//Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – №3. – С. 28-29.
[6] Сюда входят Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма. С 1989г. статус наблюдателя в АСЕАН имеет Папуа-Новая Гвинея,
[7] Юй Сяотун. Китайская стратегия национальной безопасности в АТР/Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – №3. – С. 42-43.
[8] Степанов Е. Южно-Китайское море: острова на материковой отмели//Проблемы Дальнего Востока. – 2006. – №2. – С. 35-38.
[9] Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М., 2000. – С. 191-192.