В условиях, когда главная проблема для человека - выжить, трудно ожидать, чтобы он думал о сбережениях. Те незначительные инвестиции, которые осуществляются, мало способствуют появлению современных технологий, развитию образования, науки, культуры. Низкий спрос даже на предметы первой необходимости не позволяет создавать специализированные серийные производства.
На уровень дохода на душу населения в этих странах оказывают негативное влияние высокие темпы роста населения. Семьи стремятся иметь больше детей, чтобы большее число рабочих рук могло включиться в трудовую деятельность, привнося какой-то вклад в семейное благосостояние.[12]
Характерным для экономики наименее развитых стран является слабое развитие рыночного механизма. Местные предприниматели отдают предпочтение сфере торговли, как это было на заре развития капитализма в ныне развитых странах. Однако там купеческий капитал быстро переключился в промышленную сферу, поскольку нужно было удовлетворять растущий спрос на товары широкого потребления. В развивающихся же странах перелив капитала из коммерции в производство осуществляется крайне медленно и с большим трудом. Для местного купца, как правило, проще продавать поступающие из-за рубежа товары, нежели вступать в конкуренцию с зарубежными фирмами, организуя производство на месте. Зарубежные инвесторы не видят стимулов для вложения средств в слаборазвитую экономику.
Поскольку наименее развитые страны находятся на начальном этапе создания индустриального общества, их промышленность представлена в основном отраслями, занимающимися переработкой местного сырья и производящими товары повседневного спроса. В конце 90-х гг. пищевая и текстильная отрасли этих стран давали 56% всей промышленной продукции, производство напитков и табачных изделий - 14%, химическая - 9%, металлообработка и деревообработка - лишь 6%.
Одной из самых серьезных проблем наименее развитых стран является развитие сельского хозяйства, где сосредоточена основная масса экономически активного населения. В таких странах как Бурунди, Малави, Руанда, Непал, Нигер, Уганда, Мали, Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Чад, Мадагаскар, Гвинея-Бисау, Гамбия, Центральная Африканская Республика, Гвинея доля занятых в сельском хозяйстве составляет более 80% всего работающего населения этих стран. Это более высокий уровень, чем было 100 лет назад в США.
Рассмотрим наиболее важные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство в наименее развитых странах.[13]
• Поскольку многие виды сельскохозяйственной продукции предназначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции.
• С целью обеспечения доступа населения с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низких цен на сельскохозяйственную продукцию.
• Из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и малой мобильностью.
• Процесс разгосударствления экономики и государственной поддержки частного сектора в наименее развитых странах только начался.
На середине пути к индустриальному обществу находится большая часть развивающихся стран, уже прошедших начальный этап индустриализации, но не накопивших еще достаточного потенциала для поддержания стабильного экономического роста. В основном это страны, которые отнесены к группе с доходами ниже среднего уровня.
В начале 90-х гг. многие из стран с доходами ниже среднего уровня начали проводить политику импортозамещающей индустриализации. В дополнение к существовавшим ранее пищевой, текстильной промышленности, производству напитков, табачных изделий стали создаваться металлургическая, металлообрабатывающая отрасли, а также некоторые виды машиностроения и производства электротехнических машин. Многие производства создавались с участием иностранного капитала.
Сельское хозяйство в этих странах продолжает играть важную роль, как с точки зрения занятости, так и производства национального продукта. Именно в этой группе стран были проведены наиболее радикальные аграрные реформы, которые способствовали росту товарного производства в этой отрасли и расширению сферы действия рыночных механизмов. Особенно большое значение проведение этих реформ имело для латиноамериканских стран, которые подорвали господство латифундизма и создали основу для создания в сельском хозяйстве среднего класса.
В странах рассматриваемой группы созданы основы производственной и вспомогательной инфраструктуры, относительно развиты транспортные и энергетические сети, система связи. Во многих государствах появились коммерческие банки, заявившие о себе как о кредиторах национальной промышленности, торговли и сельского хозяйства.[14]
Правительства стали более эффективно использовать инструменты налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Они научились собирать налоги с доходов граждан, с владельцев недвижимости и земельных участков.
В последние годы во многих странах были проведены мероприятия по приватизации государственных предприятий, сыгравшие важную роль на начальном этапе становления национальной экономики.
После получения независимости большая часть промышленных предприятий перешла под контроль государства.[15] На начальном этапе становления национальной государственности это была необходимая мера. Она была нацелена на концентрацию экономических ресурсов в одних руках, чтобы решать не только экономические, но политические и социальные задачи, причем груз последних нередко возрастал. Во избежание социальных конфликтов правительства постоянно манипулировали ценами на продукцию государственных предприятий, которые часто вынуждены, были продавать ее, не обеспечивая покрытия издержек производства. Нередко государственные предприятия из-за политических соображений ориентировались на заключение сделок с конкретным поставщиком сырья, хотя экономически это было невыгодно. В ряде стран на государственных предприятиях искусственно завышался контингент рабочей силы, чтобы ослабить давление безработных на рынок труда. Теперь, когда многие рыночные инструменты используются довольно эффективно, стало возможным превратить государственные предприятия из поглотителей государственных ресурсов в наполнителей государственной казны вначале поступлениями от приватизационных аукционов, а затем путем уплаты налогов новыми их владельцами.
В большинстве стран данной группы проведены серьезные мероприятия по либерализации внешних экономических связей. Отменены или снижены экспортные пошлины, снижены импортные пошлины, осуществляется постепенный переход от фиксированного к плавающему курсу национальной денежной единицы.
Среди стран, относящихся к группе с высоким уровнем дохода на душу населения выделяются государства, приблизившиеся к границе индустриального общества или уже перешагнувшие через нее. До недавнего времени в эту группу включали так называемых «азиатских тигров», а также наиболее развитые страны Латинской Америки. Всех их именовали новые индустриальные страны. С 1998 г. в документах МВФ «азиатские тигры» стали включаться как подгруппа новых индустриальных стран в группу передовых стран в экономическом развитии. Официальное признание некоторых новых индустриальных стран как развитых является подтверждением прогрессивной исторической тенденции перехода стран от более низкого уровня к более высокому уровню экономического развития.
Для стран этой группы характерен высокий уровень промышленного развития, в том числе обрабатывающей промышленности. Так, доля промышленности в создании национального дохода в 2000 г. составляла в Южной Корее - 43%, в Сингапуре - 36%, в Бразилии - 37%, в Аргентине - 31%. Экономика новых индустриальных стран имеет высокую степень включенности в мировой рынок.
За период 1990 - 2000 гг. среднегодовые темпы роста экспорта составили в Гонконге - 15,4%, в Сингапуре - 13,5%, в Мексике - 13,0%. При этом основу экспорта составляют промышленные товары. Доля промышленной продукции в экспорте в 2000 г. составила в Гонконге - 95%, в Южной Корее - 93%, в Сингапуре - 80%, в Мексике - 75%, в Бразилии - 60%. Для новых индустриальных, особенно латиноамериканских, стран характерен высокий уровень внешней задолженности.
Так, внешний долг Аргентины в 2000 г. составил 320% ее экспорта, Бразилии - 270%, Мексики - 75%.
Кредитно-денежные системы новых индустриальных стран уже довольно тесно интегрированы в мировую финансовую сферу. Однако они не могут еще занимать там прочных позиций, интегрированность может иметь для них негативные последствия, как это проявилось во время финансового кризиса в конце 1999 г.
Таким образом, структуру развивающегося мира можно представить в виде пирамиды, в основании которой расположены наименее развитые страны, в середине страны среднего уровня развития и на вершине новые индустриальные страны. С точки зрения исторической перспективы обозначилась тенденция перехода стран из одной группы в другую. Развитие этой тенденции должно привести к тому, что постепенно пирамида будет трансформироваться в перевернутую. Все меньшее число стран должно оставаться в нижней части пирамиды, переходя в среднюю ее часть. Из средней части страны будут перемещаться в верхнюю, расширяя ее и создавая основу для перехода к постиндустриальному обществу. Соответственно должно меняться и место стран в мировой экономике, возрастет роль внешних факторов развития, связанных с большей интегрированностью в мировое хозяйство.