«ЛУКойл» является владельцем 2200 автозаправок в штатах Нью-Джерси и Пенсильвания, некоторые из которых уже работают под оригинальным российским брендом. Инвестиции российской компании будут привлечены для строительства на Восточном побережье США компанией «Коноко-Филипс» нового НПЗ, ориентированного на российские сорта нефти.
Отмечается повышение активности российских металлургических компаний на американском рынке. «Норильский никель» за 364 млн.долл. выкупил 56% акций базирующейся в шт. Монтана компании «Стилуотер Майнинг», занимающейся производством и сбытом металлов платиновой группы, прежде всего палладия. «Северсталь» приобрела активы компании «Руж Индастриз» (285 млн. долл.), являющейся вместе со своими дочерними предприятиями пятым по величине производителем стали в США. В марте 2008 г. «Северсталью» было заключено соглашение о приобретении у компании «Арселор-Миттал» за 810 млн. долл. завода «Спэрроуз-пойнт» в г. Балтимор (в совокупности предприятия «Северстали» производят в США 8,5 млн. т. стали в год). Компания «Стил Инвест энд Файнэнс» (совладельцы − ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и швейцарская «Дуферко Групп») в начале 2007 г. приобрела за 210 млн.долл. американского производителя оцинкованного проката «Виннер Стил».
Одним из главных стратегических инвесторов на американском рынке выступает «Евраз Груп». В 2006 г. за 110 млн.долл. она приобрела 73% акций ведущего американского производителя ванадия − компанию «Страткор», доля которой в мировом производстве ванадиевых химикатов превышает 45%. В январе 2007 г. за 2,3 млрд.долл. в собственность «Евраза» перешла сталелитейная компания «Орегон Стил Миллз».
В начале этого года «Евраз» достиг договоренности о приобретении за 4 млрд.долл. активов американо-канадской компании «Ипско» (штаб-квартира в шт.Иллинойс) – ведущего производителя толстолистовой стали и труб для нефтегазовой отрасли в Северной Америке, а также производителя листового проката «Клэймонт Стил» из шт.Дэлавер за 565 млн.долл.
Среди других наиболее заметных бизнес-проектов − создание совместных предприятий между деревообрабатывающими холдингами «Интернэшнл пэйпер» и «Илим палп», планируемое строительство сталелитейного комплекса ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в шт. Огайо.
Одним из потенциально перспективных направлений двустороннего сотрудничества является российско-американский энергетический диалог. Направления развития двустороннего энерговзаимодействия – создание инфраструктуры для поставок нефти в США с терминала на Баренцевом море; освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина, включая создание инфраструктуры для поставок сжиженного природного газа (СПГ); урегулирование вопросов, связанных с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), в т.ч. проблемы повышения его экономической эффективности и расширения пропускной способности, сотрудничество в области глобальной энергобезопасности, повышения энергоэффективности и развития технологий экологически чистой энергии. В 2007 г. рост поставок энергоносителей и высокие цены позволили российским экспортерам выйти на рубеж в 11,5 млрд. долл. (в 2006 г. – 9,4 млрд. долл.). Развивается инвестиционное сотрудничество «ЛУКойл» и «Коноко-Филипс». «Эксон-Мобил» вывел на проектную мощность добычу нефти на «Сахалине-1», «Шеврон» создал с «Газпромом» СП «Северная тайга Нефтегаз». В 2005-2007 гг. «Газпромом» были осуществлены «своповые» поставки российского сжиженного природного газа в США.
Динамично развивается сотрудничество в сфере инновационной деятельности и информационных технологий. Успешно действует российско-американский Инновационный совет, разработана комплексная программа содействия контактам по линии малого и среднего бизнеса в сфере высоких технологий. Совместный комитет по науке и технике приступил к подготовке проектов изучения мирового океана и полярных регионов. Российские компании активно участвуют в форумах под эгидой американских отраслевых инновационных центров. Заказчиками российского программного оборудования выступают ведущие американские компании («Ай-Би-Эм», «Боинг», «Интел», «Моторола» и др.). Объем услуг по аутсорсингу, ежегодно выполняемых в России для США, превышает 0,5 млрд.долл.
Принципиальной для российской стороны задачей является получение режима наибольшего благоприятствования (по американской терминологии - режима нормальных торговых отношений − РНТО) в торговле с США на постоянной и безусловной основе. Россия по-прежнему подпадает под действие известной поправки Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 г., из-за чего РНБ/РНТО действует на временной основе. Такая ситуация противоречит статье 1 двустороннего Соглашения о торговых отношениях, которая предусматривает взаимное предоставление РНБ/РНТО без каких-либо условий, и нормам ВТО. В принятой по итогам саммита в Сочи «Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений» подчеркивается приверженность Администрации США работе с Конгрессом по отмене поправки Джексона–Вэника и предоставлению России «постоянных нормальных торговых отношений» до конца этого года в связи с переговорами по ВТО.
Подведя итоги, можно сказать, что потенциал российско-американских экономических связей явно не реализован. Не смотря на то, что для США значение торгово-экономических связей с Россией гораздо меньше: на долю России приходится менее 0,6% совокупного внешнеторгового оборота США, в перспективе Россия может занять существенное место во внешнеторговом обороте США. Не смотря на то, что объём товарооборота увеличивается с каждым годом, это в основном происходит за счёт увеличения российского импорта. Заинтересованность же США в развитии двусторонних внешнеэкономических связей с РФ подтверждается в основном ростом импорта из России нефти, цветных и черных металлов.
Несомненно, наша страна является огромным потенциальным рынком для американских товаров и капиталов. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья: продукции нефтепереработки, химических товаров, продукции более высокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства, отрасли машиностроительной и легкой промышленности и в дальнейшем поставлять эту продукцию, как на внутренний рынок, так и за рубеж. О большом потенциале отношений свидетельствует, в частности, опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.
В наступившем столетии проблемы инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата в российской экономике остаются весьма важными и приоритетными. Практически все сферы и отрасли испытывают острую потребность в огромном количестве инвестиционных ресурсов. И хотя в последние годы в России произошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она остаётся неблагоприятной и не соответствует сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическому и моральному износу. Кроме того, объём внутренних инвестиций недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов. Сегодня, наблюдается сокращение поступления американских инвестиций в российскую экономику, и доля в них прямых инвестиций за последние 5 лет существенно сократилась, тогда как для России в первую очередь важны инвестиции, направленные непосредственно в производственный сектор. Объём инвестиций, накопленных США в экономике России на 30% больше, чем накопленных Россией в экономике США, однако по объёму прямых инвестиций РФ в 1,8 раза опережает Америку, вкладывая почти 90% своих инвестиций с целью получения долгосрочного экономического интереса в стране.
США постоянно ставят вопросы о необходимости совершенствования в России законодательства, регулирующего инвестиционный режим, прежде всего в сфере энергетики и системы налогообложения зарубежных инвесторов. Американских инвесторов настораживают такие черты деловой практики и бухгалтерского учёта российских компаний, как слабая правовая защищённость предпринимательства, широкий размах теневой деятельности, далеко выходящей за рамки того, что принято считать допустимым в рыночных отношениях стран Запада.
2.3 Миграционные процессы между США и Россией
Волны иммиграции из России в США всегда носили своеобразный характер, отличный, скажем, от британской (массово-переселенческой) или мексиканской (трудовой). Практически во все периоды основную группу прибывших составляли евреи, искавшие жизни, более свободной от религиозных, политических и других ограничений в Российской Империи и СССР. Различают четыре условные волны российской иммиграции в США. Первая была связана с российским освоением Америки в XVIII-XIX веках и была представлена малочисленными русскими исследователями, основавшими поселения вдоль побережья Тихого океана. Вторая проходила конце 19 — начале 20 веков, и была представлена евреями из Российской империи. Третья — небольшая волна — была представлена политэмигрантами (в основном также евреями) из СССР в конце 60-х, начале 70-х. И, наконец, самый массовый наплыв пришёлся на время падения Железного занавеса в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда прибыли многочисленные группы евреев, русских, украинцев, и других (в основном уже в самом конце 20го — начале 21го столетия). Среди американцев, прибывших Россию, наибольший наплыв наблюдался в 1997 году – 668 человек, а на протяжении последних пяти лет с 2004 по 2008 год ежегодно на территорию РФ приезжает в среднем 470-540 человек.